Педагогический совет "Игра как средство познавательно-речевого и социально-личностного развития"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: определить пути совершенствования организации и руководства игровой деятельностью детей, способствовать формированию осознанного отношения к раскрытию значимости игры в дошкольном детстве.

Задачи:

  • Систематизировать компетентность педагогов в области "Игровая деятельность детей"
  • Проанализировать состояние работы по организации игровой деятельности в группах посредством взаимопроверки.
  • Развивать творческий потенциал педагогов через разработку методического и дидактического инструментария по теме "Игра"

Готовимся к педсовету

  • Изучить методическую литературу по вопросам игровой деятельности дошкольника, литературу по психологии на тему "Эмоциональное развитие дошкольника".
  • Проработать раздел III ФГТ к структуре ООП ДО: требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  • Подготовить к презентации на педсовете дидактическую игру (игрушку), способствующую социально-личностному развитию детей (для своей возрастной группы).

Форма проведения - педагогический пробег

  • Станция отправления (Домашнее задание: презентация дидактической игры или игрушки, изготовленные своими руками).
  • Проблемная станция (Мозговой штурм. Итоги взаимной проверки по организации игровой деятельности в группе).
  • Станция отдыха (Игра-разминка).
  • Игровая станция ("Брейн-ринг").
  • Станция родительская (Вопрос-ответ "Алло, справочное педагогическое бюро?"
  • Станция Эрудит (составление глоссария по сюжетно-ролевым играм).

Выступление старшего воспитателя. "Краткий экскурс в историю игрушки"

Непосредственно презентация дидактической игры в следующей последовательности:

Адресность и актуальность игры;

Цель игры и правила;

Возможность интегрировать игру в разные виды деятельности;

Материалы и последовательность изготовления игры.

Мозговой штурм.

Педагоги делятся на четыре группы:

- воспитатели;

- родители;

- дети;

- администрация ДОУ.

Каждая группа выдвигает в течение минуты предложения на тему "Что нам нужно для того, чтобы в группе царила игра". По истечении времени каждая группа озвучивает свои предложения, с которыми остальные соглашаются или не соглашаются. Общие, с точки зрения всех групп, предложения отражаются в списке проблем.

Педагогами озвучиваются результаты взаимопроверки по организации игровой деятельности и определяются проблемы по результатам проверки, которые добавляются в общий список проблем.

Каждая группа вновь в течение минуты выдвигает свои версии по решению проблем. Эти версии ложатся в основу проекта решения педагогического совета.

Игра-разминка (приложение 1)

Игра сопровождает человека с раннего младенчества от "козы рогатой" до того дня, когда пришло время "сыграть свадебку". Будучи взрослыми, мы тоже продолжаем играть: с детьми, внуками, воспитанниками, друг с другом на праздниках. Вот и сегодня я предлагаю вам принять участие в игре "Русская старина". По окончании игры выделите задачи, которые вы поставили бы в этой игре перед детьми.

Брейн-ринг (приложение 2)

Капитан команды бросает куб с цифрами. Каждая из четырех команд по очереди отвечает на вопрос под тем номером, который выпал на кубе.

Жюри (заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог) оценивает ответ с точки зрения грамотности, быстроты, образности.

"Алло, справочное педагогическое бюро?" Решение педагогических ситуаций (приложение 3)

На экране мультимедиа цветные квадраты, капитан каждой из команд выбирает квадрат щелчком мышки, и на нем появляется описание педагогической ситуации, которую анализирует команда.

"Эрудит"

Задание командам составить глоссарий к сюжетно-ролевым играм, тематика которых заранее указана в конвертах для каждой команды.

Проект решения педагогического совета

1. В целях совершенствования условий для организации  сюжетно-ролевых игр в группах пополнить развивающую среду и атрибуты для игр профессиональной направленности в соответствии с возрастом.

2. Разработать рекомендательный список методической литературы, в содержании которой представлены игры для детей разного дошкольного возраста.

3. Интегрировать игровую деятельность во все сферы воспитательно-образовательного процесса, для чего осуществлять календарное планирование, отдавая приоритет игровым формам взаимодействия с детьми.

4. Продолжать тесное сотрудничество с семьями воспитанников в целях формирования грамотного подхода института семьи к важности игры в жизни дошкольника.

Приложение 1.

На столах каждой команды лежат таблички с цифрами от 0 до 6. Команды отвечают на вопрос, поднимая нужную табличку. Фишку получает та команда, которая быстрее других и правильно подняла табличку. Побеждает команда, набравшая большее количество фишек.

Задание 1

На экране появляются пронумерованные иллюстрации к праздникам:

1. Рождество;

2. Масленица;

3. Крещение;

4. Пасха;

5. Новый год.

Вопросы:

- В этот день играют в игру "Покатушки".

- В этот праздник устраивают игрища.

- Этот праздник знаменит маскарадными масками.

- Хороводные игры - неотъемлемая часть этого праздника.

Задание 2

Жилище - одно из ярких проявлений культуры и самобытности народа. На экране перед вами - национальные жилища:

  • Изба;
  • Юрта;
  • Хата;
  • Вигвам;
  • Иглу.

Вопросы:

- Сказочная девочка из этого жилища прыгала с подружками через костер.

- Народная музыкальная хороводная игра "Перепелочка" присуща жителям этого жилища.

- Обитатели этого жилища любят подвижную игру "Прорубь".

Задание 3

Перед вами персонажи детских художественных произведений:

1. Маша и медведь;

2. Малыш и Карлсон;

3. Гуси-лебеди;

4. Снежная королева.

Вопросы:

- Персонаж этой сказки играл золотыми яблочками.

- "Жмурки" - игра опасная для героини этого произведения.

- Этот персонаж играл в "Больного".

- Индейцы - любимая игра персонажей этого произведения.

Задание 4

На экране - головные уборы:

Кокошник;

Фуражка;

Пилотка.

Головной убор необходим многим. Вам предлагается выбрать головной убор, который необходим для игры в:

- супермаркет;

- ателье;

- дальнее плаванье.

Приложение 2.

Примерные вопросы к проведению брейн-ринга:

  1. Обозначьте понятие "игра".
  2. Приведите пример какой-либо классификации игр.
  3. Назовите условия для возникновения игры.
  4. Какова роль взрослого в организации детской игры?
  5. Каковы должны быть, на ваш взгляд, условия успешного руководства игрой?
  6. Какие психологические процессы развиваются у ребенка в игре?
  7. Назовите игрушки, моделирующие семейные отношения.
  8. Назовите игрушки, предназначенные для выражения эмоционального состояния.
  9. В чем отличие игры режиссерской от сюжетно-ролевой игры?
  10. Каким должен быть стиль общения взрослого и ребенка в игре?
  11. Какой должна быть игрушка?
  12. Назовите общие умения педагога, необходимые для руководства игрой, независимо от возраста детей.

Приложение 3

Капитаны команд выбирают конверт с педагогической ситуацией, которую предлагается решить команде.

Саша принес в детский сад новую интересную игру, все дети живо интересуются, даст ли Саши поиграть и им в эту игру. Саша отвечает: "А что ты мне дашь?" и не разрешает играть безвозмездно. Ваши действия.

Воспитатель на прогулке организовала спортивные соревнования по командам. Команда, в которой была Света, несколько раз проигрывала из-за ее нерасторопности. Капитан команды выразил недовольство: "Не умеешь играть - не играй!" Девочка отошла в сторону, заплакала и после этого случая, несмотря на все уговоры воспитателя, больше не принимала участия в детских играх. Как возобновить желание играть у Светы?

Антону подарили на день рождения дорогую машину с дистанционным управлением. Он принес машину в детский сад, но предупредил, что никому не даст с ней играть, так как имел наставление от мамы никому машину не давать. Детям надоело просить, и они оставили Антона одного. Сначала Антон успокоился, но затем стал поглядывать в сторону играющих детей. Он отнес машину в шкафчик. Потом не выдержал и попытался вступить в контакт с детьми: "Можно, я с вами?" дети не приняли Антона в игру. Мальчик со слезами на глазах жалуется воспитателю. Как вы поступите в такой ситуации?

Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в "войну". Как должен поступить педагог?

Девочка пришла в группу. Ребята приглашают её в игры. Но она от всех приглашений отказывается. Как отреагировать в этом случае воспитателю? Как правильно вовлечь девочку в игру?