Развитие графических навыков у ребенка-левши с ЗПР

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области взаимодействия с узкими специалистами в работе мастер - класса на тему "Развитие графических навыков у ребенка - левши с ЗПР".

Задачи:

  • Формирование у педагогов системы знаний о современных требованиях для развития графических навыков у ребенка - левши с ЗПР.
  • Развитие практических умений для организации работы по формированию ребенка - левши с ЗПР зрительного внимания и восприятия.
  • Формирование умений по планированию взаимодействия педагога и ребенка - левши с ЗПР на занятиях с использованием графических игр.
  • Развитие профессиональных значимых в работе с детьми с ЗПР личностных качеств педагога: эмпатии, гибкости, терпеливости.

Оборудование: проектор, экран, презентация по теме, канцелярские принадлежности для ребенка - левши, графические задания, бейджи.

Ход мастер - класса

Вводная часть направлена на повышение мотивации к профессиональному совершенствованию педагогов. Проводя самоанализ собственной педагогической деятельности в ходе ответа на вопрос: "Как развивать графические навыки у ребенка - левши с ЗПР?", дефектолог обобщил свой опыт по данной теме.

Дефектолог: Тема моей научно поисковой деятельности "Развитие психических процессов у детей с ЗПР с использованием графических игр и упражнений".

Дефектолог: Работа по теме включает в себя:

  • Формирование лексико-грамматического строя речи.
  • Формирование познавательных процессов.
  • Постановка руки к письму.
  • Развитие психических процессов.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Развитие графических навыков у ребенка - левши.

Дефектолог:

Коля с Дашей пишут правой,
И они, конечно, правы.
Ну а мне удобней левой -
Я берусь за дело смело;
Буквы ровно вывожу,
За линеечкой слежу.

Тема мастер - класса "Развитие графических навыков у ребенка - левши с ЗПР". Система коррекционной работы с леворукими детьми с ЗПР, предусматривает: формирование речевых компонентов, сенсомоторное развитие, формирование и развитие психических процессов

Реализация основной части мастер - класса осуществлялась комплексно в соответствии с теоретическим и практическим разделами, внедрялись формы и методы активного обучения педагогов.

Дефектолог: Уважаемые педагоги, я хочу попросить, что бы из вас два человека сегодня были левшами, т.е. все задания выполняли левой рукой.

Дефектолог: 1-ое задание, я прошу вас раскрасить красным карандашом круг. (Педагоги выполняют задание).

Дефектолог: Были ли трудности, и какие?

Педагоги: Да. Нам мешали соседи.

Дефектолог: Поменяйтесь, пожалуйста, местами.

Дефектолог: Мы можем сделать первый вывод. Посадка при письме леворукого ребенка стандартная, слева, так он не будет мешать другим детям. Положение тетради при этом может быть различным.

Дефектолог: У меня к вам вопрос: "Вам удобно было раскрашивать такими карандашами?".

Педагоги: Нет.

Дефектолог: Тогда попробуете эти карандаши. Существуют специальные канцелярские принадлежности для леворукого ребенка. (Показ канцелярских принадлежностей). Попробуйте расписаться такой ручкой.

Педагоги: Да. Гораздо удобнее.

Дефектолог: Мы делаем следующий вывод. Канцелярские принадлежности подбираются специально.

Дефектолог: Давайте проведем с вами пальчиковую гимнастику. Не забывайте, что при проведении пальчиковой гимнастики, педагог должен делать упор на развитие ведущей руки ребёнка.

Дефектолог: А у нас следующий вывод. Не забывайте, что у левши необходимо развивать моторику левой руки.

Дефектолог: Я хочу предложить вам следующее задание: "Заштриховать предмет", (педагоги выполняют задание). Были ли трудности на этот раз? Это потому, что начинать обучение штрихованию леворукого ребенка нужно справа налево. Это и будет нашим следующим выводом.

Дефектолог: Леворуким детям трудно ориентироваться в пространстве. У них часто недоразвито зрительное внимание и зрительное восприятие, поэтому работу с ребенком - левшой по формированию графических навыков начинайте не на линованном листе бумаге. Пусть это будет ещё одним выводом.

Дефектолог: Я предлагаю вам следующее задание "Дорисуй половинку" Выберите задание, которое вам подходит. (Педагоги выполняют задание).

Дефектолог: Вы абсолютно правильно выбрали задание. Ребенку с правой ведущей рукой удобнее дорисовывать правую половину предмета.

Дефектолог: А ребенку с левой ведущей рукой, удобнее дорисовывать левую половину. Отсюда напрашивается следующий вывод. При выполнении упражнения "Дорисуй половинку", ребенок - левша дорисует левую половину рисунка.

Дефектолог: Знакомство с игрой "Продолжи ряд", во всех её конфигурациях, так же начинается справа налево.

Дефектолог: Вы, наверное, устали, давайте с вами отдохнем. Дотянитесь руками до самой яркой звезды, а теперь обхватите земной шар.

Дефектолог: У нас закончились все задания, и мы можем подвести итог. Давайте вспомним и назовем, какие выводы мы с вами сделали. Я хочу показать вам фокус. Я положу цветные листочки, на которых написаны выводы в волшебную коробочку, и произнесу волшебные слова. А теперь давайте откроем с вами коробочку, и посмотрим, что получилось. Это цветочек, но если провести ассоциацию, то это результат. Мы можем сделать вывод: Применяя практические знания, умения, навыки в системе, в последовательности и совокупности для организации работы с леворукими детьми на занятиях по формированию графических навыков вы добьётесь высоких результатов.

Дефектолог: Я хочу подарить вам свой буклет, где вы найдете список литературы по данной теме, если она вас заинтересовала.

Дефектолог: Я хочу поблагодарить всех педагогов принимавших участие в этом мастер - классе.

Выводы, проведенного мастер - класса, по теме "Развитие графических навыков у ребенка - левши":

В результате проведенного мастер - класса по предложенной теме у педагогов была сформирована система знаний о современных принципах и направлениях развития графических навыков у ребенка - левши с ЗПР.

Развиты практические умения организовывать работу с леворукими детьми на занятиях с использованием графических игр и упражнений.

Приложение.