Урок обучения грамоте "Буква Я"

Разделы: Начальная школа


Тема: Буква Я, я.

Тип урока: Изучение нового материала.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с письменной буквой Я;
  • формировать графический навык письма буквы Я.

Развивающие:

  • корригировать и развивать пространственную ориентировку;
  • развивать мелкую моторику кисти рук;
  • развивать навык самоконтроля.

Воспитательные:

  • воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

Оборудование для учащихся: пропись 3 «Мой алфавит» (Л.Ф. Климанова); индивидуальные карты к уроку, письменные принадлежности.

Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийная установка, схемы слов и слияний, слоговые карточки, иллюстрации.

Ход урока

I. Орг. момент. Психологический  настрой.

В работе используется презентация (Приложение 1).

Слайд 1

Каждый день – всегда, везде,
На уроках, и в игре
Смело, четко говорим
И тихонько сидим.

II. Разминка для пальцев.

рис.1Пальчиковая гимнастика.

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради будут элемент писать.

III. Сообщение темы и задач урока.

Слайд 2

Начинаем урок письма. Сегодня мы будем учиться писать новую букву.

– А какую букву. Кто догадался?

– Сегодня мы отправимся в гости и героям разных сказок. Они хотят посмотреть, чему вы научились: умеете ли вы красиво писать, правильно делать соединения, четко громко отвечать и красиво писать. А как надо вести себя в гостях? (Ответы)

– Громко не разговаривать, уважительно относиться к хозяевам…

– Ребята, мы пойдем по сказочной улице, где в своих сказочных домиках живут герои мультфильмов. Отгадав загадку, вы узнаете, к кому первому мы отправимся в гости.

Слайд 3

Не артист, а голосит.
Не ездок, а шпоры у ног.
Кто это?
– Петушок? (…)

Слайд 4

– Петушок предлагает следующие задания:

Слайд 5

1) Нарисовать узор «Яблоки» Рассказать о букве Я.

Слайд 6

2) Научиться писать заглавную букву Я.

Работа в прописи:

  1. Рисование узора.
  2. Заглавная буква Я.
  3. Самостоятельное письмо строчной буквы я.

– Давайте попрощаемся с Петушком, скажем ему спасибо и отправимся в гости дальше.
Угадайте к кому?

Слайд 7

Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
У меня румяный бок.
А зовусь я …. (Колобок)

– Колобок приготовил вам интересные задания.

Нужно разгадать что? (Ребусы)

Слайд 8, 9, 10

1) Яма. Анализ слова. Запись. А как получить слова яма-ямка. Составление предложений.

Ребусы: як, ясли, яма.

Слайд 11

Як – крупное животное с длинной шерстью. Живет в горах (Хрюкает).

Давайте скажем спасибо Колобку за интересные задания и отдохнем.

Слайд 12

рис.2Физкультминутка.

Яблоня в моем саду
Гнется низко на ветру.
Наклонилась вправо, влево –
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула
И вперед их протянула.
А как стихнет ветерок,
Моя яблонька заснет.

Слайд 13

– Отправляемся дальше. Кто же в домике живет?

У отца был мальчик странный
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (Буратино)

– Буратино приготовил загадки. Нужно отгадки записать грамотно в Прописи.

Слайд  14

1) Если б не было его
Не сказал бы ничего. (Язык)

Выяснение значения этого слова.

Слайд 15

2) Круглые, румяные
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки (Яблоко)

Составление предложения со словом «Яблоко».

Слайд 16

– Теперь попрощаемся с Буратино и отправимся к Незнайке.

– А Незнайка не умеет переходить дорогу?

– А как мы будем переходить дорогу?

– Незнайке, ребята, нужно помочь.

Молодцы, ребята! Справились с заданием. Незнайка доволен.

– Проведем игру «Буквы потерялись».

Слайд 17

Зо…,       Ра…,     …на.

– С какой буквы написаны слова? Почему?

Запись в Прописи.

Слайд 18

рис.2Физкультминутка.

В лесу темно,
Все спят давно.
Одна сова не спит,
Летит , кричит.
Совушка – сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг – как полетит!

– Как зовут девочку, которая носила бабушке пирожки через лес? (Красная шапочка)

Слайд 19

– Красная шапочка любила делать добрые дела. Она хочет узнать, какие добрые дела вы можете сделать?

– Рассказ учащихся …

– Работа в Прописи. Чтение предложений. О каких добрых делах здесь написано?

Разбор предложений:

  1. с комментированием
  2. по памяти.

Слайд 20

Вспомним пословицу: Жизнь дана на добрые дела.

IV. Анализ изученных букв.

V. Подведение итога урока.

1) Какую букву научились писать? Что о ней вы узнали?

2) В гости к каким сказочным героям ходили?

– Попрощаемся сказочными героями и пожелаем себе удачи.