Общение. Особенности вербальной и невербальной коммуникации

Разделы: Социальная педагогика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Одна из важнейших задач современной школы – способствовать успешной социализации учащихся, развитию их социальных навыков и компетенций. Подростковый и ранний юношеский возраст – период становления личности, когда формируются навыки общения с людьми, складывается определенная иерархия отношений со сверстниками, усваиваются конкретные модели поведения в различных ситуациях. Из всего этого формируется ощущение собственной ценности и значимости, самооценка.

Цель урока: рассмотреть общение и коммуникацию как основные процессы, сопровождающие человеческую деятельность; сформировать представление о собственном стиле общения и взаимодействия с окружающими людьми, вооружить учащихся практическими рекомендациями (психотехническими приемами) относительно коррекции собственного стиля общения.

Урок состоит из следующих этапов:

  1. Вступительное слово учителя о роли общения в жизни человека.
  2. Просмотр презентации и фронтальная беседа.
  3. Учащимся предлагается выполнить тестовое задание.
  4. Заключение.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Что собой представляет общение? Какие законы лежат в его основе? Как соотносится этот мир с окружающей действительностью и внутренним миром человека? Круг этих вопросов можно расширить. Неслучайно проблемой общения занимаются многие науки: социальная психология, этнография, педагогика, этика, лингвистика.

Общение имеет очень важную роль в жизни. Именно общение позволяет человеку стать личностью в полной мере. Немецкий философ Л. Фейербах утверждал: «Общение облагораживает и возвышает..»

Общение предполагает обмен информацией, что составляет суть коммуникации. Но чем различаются понятия «общение» и «коммуникация». Обратимся к суждению английского драматурга Б. Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи»

Коммуникация как передача информации предполагает, что тот, кто передал ее, лишается этой информации и не получает полноценной обратной связи. В то время как общение не только не лишает информации, но и существенно ее обогащает. При общении важна обратная связь, чувства, эмоции, которые мы используем и получаем.

II. Просмотр презентации и фронтальная беседа по следующим вопросам:

  • Что такое общение и коммуникация?
  • Какова главная задача межличностной коммуникации?
  • Как психологи называют человека, передающего информацию и воспринимающего ее?
  • Почему общение необходимо человеку? Какие важные психологические процессы развиваются в процессе общения?
  • Какие существуют модальности по субъективным каналам восприятия информации?
  • Какие знаковые системы используются в коммуникативном процессе?
  • Чем различается вербальное и невербальное общение?

III. Выполнение тестового задания.

Кто скрывает свои ошибки, тот хочет их повторить.
П. Буаст

Нам редко удается взглянуть на себя со стороны, а ведь у каждого из нас есть своя излюбленная манера общения, то, что обычно называют стилем. Стиль общения помогает нам чувствовать себя уверенно в обществе, добиваться нужного результата.

Данный тест поможет определить насколько миролюбив или агрессивен ваш стиль общения, корректны ли вы с друзьями, членами семьи. На каждый из вопросов теста даны три варианта ответов. Вам нужно выбрать один из них и отметить свой выбор в бланке для ответов.

Вопросы:

  1. Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного конфликта:
    а) всегда;
    б) иногда;
    в) никогда?

  2. Как вы ведете себя в критической ситуации:
    а) внутренне кипите;
    б) сохраняете полное спокойствие;
    в) теряете самообладание?

  3. Каким считают вас ваши друзья:
    а) самоуверенным и завистливым;
    б) дружелюбным;
    в) спокойным и независимым?

  4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную работу:
    а) возьметесь за нее с некоторыми опасениями;
    б) согласитесь без колебаний;
    в) откажетесь от нее ради собственного спокойствия?

  5. Как вы ведете себя, если кто-то из знакомых возьмет без разрешения ваши вещи:
    а) выдадите ему «по первое число»;
    б) заставите вернуть;
    в) спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь?

  6. Какими словами вы встретите человека, который опоздал на встречу:
    а) что тебя так задержало;
    б) где ты так долго болтался;
    в) я уже начал волноваться?

  7. Как вы ведете себя за рулем автомобиля:
    а) стараетесь обогнать машину, которая «показала вам хвост»;
    б) вам все равно, сколько автомобилей вас обогнало;
    в) помчитесь с такой скоростью, что никто не догонит вас?

  8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь:
    а) сбалансированными;
    б) легкомысленными;
    в) крайне жесткими?

  9. Что вы предпринимаете, если дело не удается:
    а) пытаетесь свалить вину на другого;
    б) смиряетесь с этим;
    в) становитесь впредь более осторожнее?

  10. Что вы ощущаете, если работа, которую вы хотели сделать сами, досталась другому:
    а) и зачем только я на это нервы тратил;
    б) видно, этот человек более активный;
    в) может быть, мне это удастся в другой раз?

  11. Какие чувства вы испытываете, когда смотрите страшный фильм:
    а) чувство страха;
    б) скучаете;
    в) получаете искреннее удовольствие?

  12. Как вы будете себя вести, если опоздаете на важную, встречу из-за задержки в пути:
    а) будете нервничать во время встречи;
    б) попытаетесь вызвать снисходительность партнеров;
    в) огорчитесь?

  13. Как вы относитесь к своим спортивным успехам:
    а) обязательно стараетесь выиграть;
    б) цените удовольствие почувствовать себя первым;
    в) очень сердитесь, если проигрываете?

  14. Как вы поступите, если вас плохо обслужили в магазине: а) стерпите, избегая скандала:
    б) потребуете книгу жалоб;
    в) отправитесь с жалобой к директору магазина?

  15. Что вы посоветуете однокласснику, которого обидели в школе:
    а) поговорить с учителем;
    б) устроить скандал родителям обидчика;
    в) посоветуете дать сдачи?

  16. Какой вы человек:
    а) средний;
    б) самоуверенный;
    в) пробивной?

  17. Что вы скажете малышу, с которым столкнетесь в дверях:
    а) прости, это моя вина;
    б) ничего, пустяки;
    в) а повнимательней ты не можешь быть?

  18. Какое животное вам более симпатично:
    а) тигр;
    б) домашняя кошка;
    в) медведь?

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Фамилия, Имя ___________________ Дата ________________

Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Ответ («а», «6», «в»)                  
Баллы                  
Номер вопроса 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Ответ («а», «б», «в»)                  
Баллы                  

Общая сумма баллов: __________________

Обработка результатов

За выбор того или иного варианта ответа на каждый вопрос вы получаете от одного до трех баллов в соответствии с ключом.

КЛЮЧ

Вариант ответа Номер вопроса
1 2 3 4 5 6 7 8 9
«а» 1 2 3 2 3 2 2 2 3
«б» 2 1 2 3 2 3 1 1 2
«в» 3 3 1 1 1 1 3 3 1
Вариант ответа Номер вопроса
10 11 12 13 14 15 16 17 18
«а» 1 3 1 2 1 1 1 1 3
«б» 2 2 3 3 3 2 3 3 2
«в» 3 1 2 1 2 3 2 2 1

Интерпретация результатов и психотехнические упражнения

31 балл и менее. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. К критике «снизу» относитесь терпимо, но побаиваетесь критики «сверху».

«Решительность и напор»
Ваше миролюбие вовсе не означает, что вы гнетесь под любым ветерком. И все же побольше решительности вам не помешает! Для начала выберите какое-то конкретное дело и ни в коем случае не отступайте от его выполнения, даже если на вашем пути встретятся различные препятствия.
Как правило, вы испытываете затруднения во время общения с людьми более напористыми, уверенными или агрессивными. Во время разговора с такими людьми не ослабляйте своего напора, добиваясь нужного результата. Только не перегибайте палку, иначе сами станете таким человеком, с которым другим будет трудно общаться.

От 32 до 41 балла. Вы умеренно агрессивны. Как правило, вам сопутствует удача в жизни, поскольку у вас достаточно здравого честолюбия. К критике вы относитесь доброжелательно, если она деловая и без претензий.

«Золотая середина»
Вы, действительно, умеете быть в нужное время достаточно миролюбивым, а в случае необходимости проявлять конструктивную агрессию. Так держать! Но только имейте ввиду, что вам нужно постоянно находить золотую середину, чтобы не стать чрезмерно агрессивным или слишком уступчивым. Поэтому во время разговора постоянно спрашивайте себя: «Не слишком ли я напорист и агрессивен?» Если почувствуете, что «перебрали», ослабляйте свой напор. И наоборот, если вы почувствуете, что излишне мягки и уступчивы, то усиливайте напор и проявляйте настойчивость.

42 балла и более. Вы излишне агрессивны и неуравновешенны, нередко бываете чрезмерно жестоки по отношению к другим людям. Надеетесь сделать карьеру, рассчитывая на свои силы. Добиваясь успехов в какой-либо области, можете пожертвовать интересами окружающих. К критике относитесь двойственно: критику «сверху» принимаете, а критику «снизу» воспринимаете болезненно, порой небрежно. Можете преследовать критику «снизу».

«Я совершенно спокоен»
Ваш напор и агрессия довольно часто мешают вам добиваться нужного результата. Поэтому во время встречи, разговора или дискуссии почаще говори себе: «Я совершенно спокоен!» Пусть это станет вашей хорошей привычкой.

Комментарий. Перечень вопросов-ситуаций данного теста, как и всех других, не является исчерпывающим. Его можно и нужно продолжить, предложив учащимся самостоятельно вспомнить ситуации, с которыми они чаще всего сталкиваются в своей жизни, и придумать варианты ответов.

Сам процесс обсуждения предложенных ситуаций и возможных ответов является хорошей диагностикой воспитанности школьников. Во время дискуссии следует подчеркнуть, что каждый человек должен найти свой индивидуальный, присущий только ему стиль общения. На это, разумеется, потребуется определенное время и усилия. И чем раньше каждый начнет над этим работать, тем легче ему будет устанавливать отношения с окружающими.

IV. Заключение. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Домашнее задание – написать эссе по теме «Скажи мне, и я скажу, кто ты..» ( поговорка), «Главная роскошь на Земле – это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент Экзюпери) или «Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком…» (Л. Фейербах)