Умножение натуральных чисел и его свойства

Разделы: Математика


Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об умножении натуральных чисел

Задачи:

Образовательные:

  1. систематизировать знания учащихся об умножении натуральных чисел
  2. повторить переместительное и сочетательное свойства умножения;
  3. закрепить умение учащихся решать задачи, используя действие умножение.

Развивающие: развивать мышление, внимание, память и математическую речь.

Воспитательные: развивать познавательный  интерес к математике.

Ход урока

I. Организация начала урока

II. Сообщение темы, постановка целей урока.

- На прошлых уроках вы научились умножать натуральные числа, использовать свойства действия умножения. Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы отправимся в гости к сказке, где нас ждёт много испытаний. Нам предстоит найти значения выражений, решить задачи, вычислить площади фигур.

III. Устный счёт. Испытание первое

- Итак, сказка начинается. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич.

Позвал однажды царь своих сыновей и говорит, что пришла пора жениться.

Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки и выстрелили. Пошли они искать свои стрелы.

- Давайте решим примеры и узнаем, кто из братьев быстрее нашёл свою стрелу.

38+58 → ⟨ ÷12→ ⟨ ×19→ ⟨ +23→

92-27 → ⟨ ÷13→ ⟨ ×18→ ⟨ -16→

84- 8→ ⟨ ÷2→ ⟨ +45→ ⟨ ×3→

Каждому ряду предлагается восстановить цепочку вычислений. Каждая цепочка представляет собой изображение стрелы, уч-ся каждого ряда по очереди записывают ответы в нужное место в цепочке.

- Какие результаты у нас получились, кто первым нашёл стрелу?

IV. Нахождение значений выражений. Испытание второе

- Упала стрела старшего сына на боярский двор, среднего – купцу во двор, а стрела Ивана-царевича угодила в топкое болото. Видит Иван, что посреди болота сидит лягушка-квакушка, его стрелу держит. Опечалился Иван-царевич, Думает, дай-ка я её проверю, может будет жена хоть некрасивая, зато умная, и предложил ей выполнить задания.

- Давайте поможет лягушке-квакушке.

 Вычислите, выбрав удобный порядок действий. Какие свойства действия умножения использовали?

а) 483×2×5

б) 4×5×333                                                 

в) 25×86×4

г) 250×3×40

V. Решение задачи двумя способами. Испытание третье

- Взял Иван-царевич лягушку-квакушку, завернул в платочек и пошёл в своё царство-государство.

Сыграли три свадьбы. Иван-царевич женился на лягушке-квакушке.

На другой день после свадьбы позвал царь своих сыновей и говорит: ”Хочу узнать, что ваши жёны умеют делать по хозяйству. Пусть испекут мне к утру торт”.

Расстроился Иван-царевич, но лягушка-квакушка его успокоила, спать уложила, а сама за работу принялась.

Замесила тесто, испекла 5 коржей, украсила разными узорами мудрёными: по бокам – 35 городов с дворцами, каждый с садами и 12 башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие…

Сколько башен было на торте?

- Решите задачу двумя способами.

VI. Решение задачи на нахождение площади. Испытание четвёртое

- Остался царь доволен тортом, но дал другой приказ. На этот раз решил проверить, какие жёны рукодельницы, приказал соткать по ковру, да по такому, чтобы в тронном зале смог поместиться.

Ширина ковра прямоугольной формы 27дм, и она меньше длины в 3 раза. Ковры какой площади должны были соткать жёны сыновей?

- Успокоила и на этот раз лягушка Ивана, снова спать уложила, а сама рассчитала площадь ковра и принялась ковёр ткать да вышивать – где кольнёт иголкой раз – цветок зацветёт, где кольнёт иголкой другой раз – хитрые узоры появляются, где кольнёт в третий – птицы летят.

 И на этот раз ковёр пришёлся по душе царю.

VII. Самостоятельная работа. Испытание пятое.

- Третий приказ царя ещё больше расстроил Ивана: захотел царь устроить пир да проверить, какая из жён сыновей лучше пляшет.

Отправила лягушка Ивана на пир, а сама следом поехала. Приехала во дворец не лягушка-квакушка, а Василиса Премудрая. Обрадовался Иван, побежал домой да и сжёг лягушечью кожу. Вернувшись домой, не нашла Василиса Премудрая лягушечьей кожи и была вынуждена вернуться в тридесятое царство к Кощею Бессмертному.

Долго искал Иван-царевич Василису Премудрую.

- Давайте посчитаем, сколько км пришлось пройти Ивану, чтобы отыскать свою возлюбленную. Сложите найденные результаты выражений

а) 38×65-36×63

б) 127×15+138×32

в) 54×23×35×

г) (247-189)×(69+127).

VIII. Логическое задание. Испытание шестое.

- Не захотел Кощей Бессмертный отдавать Василису Премудрую, задал сложное задание. Выполнит Иван его, заберёт Василису к себе домой, нет – останется она навсегда у Кощея. Давайте поможем Ивану

- Выполнил Иван-царевич задание, забрал Василису Премудрую и воротился в своё царство-государство. И стали они жить дружно, в любви и согласии.

IX. Подведение итогов

- В какой сказке мы с вами побывали?

- Какие испытания надо было пройти Ивану?

- Какие математические знания вам пригодились?

- Что было интересного, что понравилось больше всего?

- С какими трудностями вы столкнулись?

- Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо за урок.