Использование ИКТ при подготовке бакалавра социальной работы в вузах США

Разделы: Социальная педагогика


Американская система университетского образования существенно отличается от российской. Она создавалась в стране с культурой и традициями, отличающимися от российских, в других социально-экономических условиях. Основное внимание в подготовке студента в университетах США уделяется выработке навыков самостоятельного творческого мышления и широкого кругозора на основе современных представлений.

Обучение на первой ступени, завершаемое присвоением степени бакалавра, ведется в широком диапазоне и, как правило, не ориентировано на какое-либо профессиональное занятие. При этом присваиваются степени бакалавра искусств или бакалавра наук.

Обучение на степень бакалавра в вузах США ведется по трем группам курсов: базовые курсы, дающие общее образование в различных областях, основные курсы и курсы по выбору. В течение первых двух лет обучения студенты изучают базовые курсы, вводные курсы в свои основные области знаний и некоторые селективные курсы. В течение последних двух лет студенты занимаются, главным образом, основными курсами, а также некоторыми курсами по выбору, которые дополняют или углубляют их знания по основным курсам.

Главное в подготовке студента в университетах США - выработка навыков самостоятельного творческого мышления и широкого кругозора на основе современных представлений.

Основным элементом учебного процесса является лекция. Для усвоения и закрепления изложенного в лекциях материала студенческие потоки часто разделяют на дискуссионные группы по 15-30 человек. Каждая группа встречается один или два раза в неделю и под руководством преподавателя или аспиранта обсуждает вопросы, изложенные в лекции, и представляет выполненные задания. Студенты периодически представляют рефераты, отчеты и отвечают на вопросы, что позволяет следить за усвоением ими учебного материала[2].

Использование информационных образовательных технологий в образовании используется для интенсивности учебного процесса и, как следствие, повышение эффективности профессиональной подготовки бакалавров социальной работы.

Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе создает условия для формирования методических взглядов будущего социального работника, умения преобразовывать научный материал во фрагмент учебной дисциплины.

Внедрение информационных технологий в учебный процесс позволяет решить разнообразные педагогические задачи, в частности, большие возможности информационно-коммуникационные технологии способствуют наилучшему усвоению материала, повышению познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, объективности и своевременности результатов теста, а также примеров наглядной реализации, участие в различных телекоммуникационных проектах, конференциях, возможность подключения к библиотекам мира, просто опроса о насущных проблемах жителей любой точки планеты.

Не смотря на это, даже в высоко интернетизированном учебном процессе в США процесс чистого интернет-обучения составляет 20 %. В России по экспертным оценкам до 13.7% [3].

Образовательные средства ИКТ - разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся.

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров: по решаемым педагогическим задачам, по функциям в организации образовательного процесса, по типу информации.

При применении компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения. При этом компьютер выполняет следующие функции: 1) функции преподавателя - источник учебной информации; тренажер; 2) функции рабочего инструмента: средство подготовки текстов, выступлений.

Одной из форм, используемых при подготовке бакалавра является дистанционное обучение, которое реализуется с помощью различных технологий, в частности, создание кейсов, которые виртуально или реально должны быть переданы студентам для изучения и проработки на электронном носителе; или онлайн-экзаменов и конференций с применением специальных программ типа ICQ или Skype, особенно это эффективно при обучении гуманитарных специальностей в т.ч. социологии, которые подразумевают сдачу промежуточных аттестаций в форме вопросов и ответов (в режиме онлайн).

Другой формой реализации дистанционного обучения заключается в использовании телекоммуникационных технологий - каналов спутникового или цифрового телевидения, которые позволяют студентам не только слушать, но и смотреть лекции преподавателей и специалистов, а также изучать разнообразные видеоматериалы, предусмотренные программой.

Такая модель существует на Аляске. В течение 20 лет эта модель осуществляется Центром кросс-культурных исследований под руководством Рэя Барнхардта.

В пяти основных регионах организованы кампусы Университета Фэйрбанкс-Аляска. Каждый из кампусов соответствующим образом оборудован, обеспечен компьютерами, Интернетом, новыми информационными технологиями, позволяющими успешно осуществлять учебный процесс. В этих кампусах постоянно находятся несколько преподавателей университета, которые оказывают консультации студентам. Используются такие методы, как телеконференции, видеоконференции, консультации в режиме он-лайн и др. Создана специальная информационная система Alaska Native Knowledge Network, которая постоянно пополняется и обновляется. На этом веб-сайте студенты могут найти все необходимые для процесса обучения материалы.

Учеными Университета Аляска-Фэйрбэнкс разработаны специальные учебные планы, программы обучения и образовательные стандарты, позволяющие успешно готовить учителей национальных школ Севера на местах [1].

Также при дистанционном обучении используется, такая форма как электронное учебное портфолио "E-Portfolio", которое представляет собой подборку документов, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося, а именно: продемонстрировать его наиболее сильные стороны студента, максимально раскрыть творческий потенциал, интегрировать его качественную оценку и перенести педагогического ударения с оценки обучения на самооценку.

Существуют также вузы, в которых организуется специальный портал, через который студенты в любое удобное для них время не только получают доступ к учебно-методическим материалам, но и проходят все виды промежуточной аттестации. Кроме того, некоторые учебные заведения практикуют участие своих обучаемых и преподавателей в веб-конференциях, использование форумов и чатов (где студенты могут обсуждать различные интересующие их вопросы), а также тренинги на виртуальных эмуляторах в ходе практических или лабораторных работ.

В итоге, ИКТ существенно расширяют и методически углубляют список современных технологий организации видов деятельности обучаемых, имеющих специфичные свойства как организационного, так и психолого-педагогического характера, отличные от традиционных вузовских форм: лекций, семинаров и т.д. Однако внедрение интернет-технологий в учебный процесс должно учитывать специфику предметной области.

Литература.

  1. Российско-американский портал по сотрудничеству в области образования и науки. www.ido.rudn.ru
  2. Образование иностранцев www.aacrao.com
  3. Чернышова Н. Обмен опытом: учёба у зарубежных коллег // Социальная работа. - 2008. - №4. - с.24-26