Общие понятия об именах существительных. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель:

  • Дать представление об имени существительном как части речи, обозначающей предметы, явления, события, состояния; формирование умений различать существительные среди других частей речи. Постоянные и непостоянные признаки существительных.
  • Развитие внимания, навыков самоконтроля, объяснительной речи.
  • Воспитание умения работать в группе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран. Презентация Microsoft Рower Point

1. Орг. момент. Эпиграф к уроку: (слайд 2)

«Не стыдно не знать, стыдно не учиться»

- Сегодня будем повторять, что знаем и учиться тому, чего не знаем.

2. Словарная работа. (Развитие зрительной памяти)

-Прочитайте слова орфографическим чтением: (слайд 3)

алфавит
ученик
карандаш
язык
рябина
ворона
Россия
сапог

  • назовите название нашей страны;
  • назовите слово, обозначающее дерево с кистями ягод;
  • найдите слово, где все гласные а;
  • назовите слово, обозначающее порядок букв;
  • найдите слово с безударной гласной е;
  • слово, обозначающее орган человека;
  • слово, обозначающее птицу;
  • слово, обозначающее обувь;

- Запишите слова по памяти, обозначьте орфограмму.

(Пустой слайд, дети пишут слова по памяти) (слайд 4) Проверка.

3. Введение в тему. (слайд 5)

- Сегодня у нас урок – деловая игра «Редакция журнала «Имя существительное». - Что такое редакция? (готовят материал для выпуска газеты) - Как вы думаете, что будем на уроке изучать? - В редакции существуют разные отделы. И вы будете работать по группам-отделам: отдел писем, отдел новостей, отдел рекламы.

- Повторим правила совместной работы. (слайд 6)

а) отдел новостей: вам надо прочитать текст, узнать на какие вопросы отвечают имена существительные и почему получили такое название, вывести правило.

«На вопрос кто? или что? отвечают те слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то СУЩЕСТВУЮЩЕМ. Ведь вы, наверное, согласитесь, что пряник или котёнок существуют, а вот ЕСТЬ или ЗЕЛЕНОВАТЫЙ не существуют сами по себе. ЕСТЬ можно что-то, а ЗЕЛЕНОВАТЫМ может быть тоже что-то, хотя бы небо на закате. Так вот, и пряник, и котёнок, и небо – это существительные.

Что же обозначают все те слова, к которым подходит вопрос кто? или что? Учёные пришли к выводу, что главное значение этих слов - значение ПРЕДМЕТА. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что?- о вещах. Но вопрос что? может быть задан и о буре, о злобе, о доброте. Всё это тоже можно считать предметами, вещами.
(Л..Успенский)»

б) отдел рекламы: выписать орфограммы, объяснить их. ( стих-е о сущ.)

Существительных в природе

При любой найдёшь погоде

Кто? и Что? – вопрос задай

И спокойно отвечай.

в) отдел писем: пришло письмо и вам надо записать слова в 2 столбика: живые и неживые предметы, обозначить орфограммы.

Заяц, корова, огурец, ученик, город, ягода.

4. Отчёты отделов. Ответы на вопросы.

- На какие вопросы отвечают имена существительные? (от. Рек.)

- Что они обозначают? (слайд 7)

- Почему существительные получили такое название? (от. Нов.)

- Какие бывают имена существительные? – (от. Пис.) (одуш. и неодуш.) (слайд 8)

- Как вы думаете, это постоянный признак? Докажите.

Вывод: Почти каждое второе слово в нашей речи - имена существительные.

Одушевлённость и неодушевлённость – это постоянный признак существительных.

5. Тренировка.

а) - Представьте, что вы получили заказ от журнала - выполнить портрет Имени Существительного. Один художник изобразил такой портрет. (слайд 9)

- Как вы думаете, портрет, какого существительного изобразил художник? (Ангел, Фея, Жизнь, Бабочка, Тишина)

- Кого бы вы изобразили? Какая профессия могла бы быть у существительного?

(рисуют, звучит музыка, проверяют.)

б) - Составьте и запишите тематические группы слов:

Отдел новостей – географические названия.

Отдел рекламы – люди и их имена.

Отдел писем – животные и их клички

- Как вы их написали? Почему?

Вывод: существительные бывают собственные и нарицательные. Существительные собственные пишутся с большой буквы. (слайд 10)

6. Изменение по числам.

- Когда мы говорим или о чём-то рассказываем нам приходится называть один предмет или много. Вы это легко делаете, даже не задумываясь.
а) (Отдел Рекламы и отдел Писем) - Назовите много предметов, запишите в 2 столбика.

Малыш-
Лес-
рукав-
Рот -
Салат -

б) (Отдел Новостей) – прочитать и привести примеры.

Есть имена существительные
Упрямые и удивительные.
В единственном числе или во множественном стоят
Менять его ни за что не хотят. (очки, кофе)

Вывод: существительные изменяются по числам. Единственное число, множественное число. Это непостоянный признак. Но есть слова, которые всегда стоят в единственном числе или во множественном. (слайд 11)

7. Три рода существительных.

а) (отдел Писем) - Прочитать существительные. Выписать в 1 столбик слова, которые называют мужчин. Во 2 столбик, которые называют женщин, а остальные в третий столбик. (Папа, небо, мама, тётя, море, сын)

б) (отдел Рекламы) – вставить слова и вывести правило.

Женский род запомню я

И скажу: «Она моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он мой».

Средний род – «Оно моё»!

Это правило твоё!

в) (отдел Новостей) - Запишите слова, ответьте на вопрос.

мальчик девочка окно дедушка бабушка небо - Почему эти слова разделены на 3 группы? Можно ли слова из одной группы записать в другую группу? Почему?

Вывод: Существительное имеет 3 рода; мужской, женский, средний. Род существительных - это постоянный признак. (слайд 12)

8. Музыкальная пауза. (дети поют с движениями) (слайд 13)

9. Минутка юмора. (слайд 14)

-Послушайте стих - е, которое придумал Незнайка, оцените его.

Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру.
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты без кашне и без пальты.
Любит кина детвора,
Если в кинах кенгура.
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумках шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино!
Жаль, что кончилось оно!
В гардероб пора бежать-
Будут польта выдавать.

- Над чем вы так смеялись? Почему Незнайка сделал ошибки?

Вывод: слова: метро, кенгуру, кино, пальто, кашне, шоссе, шимпанзе, кофе, домино, пенсне не изменяются по вопросам (падежам). О падежах мы с вами узнаем в 3 классе.

10. Реклама.

- Чтобы привлечь внимание к нашему журналу, нужна реклама.

- Реклама - это яркая информация о каких-нибудь товарах, видах услуг, зрелищах с целью привлечь внимание и увеличить спрос на них; объявления с такой информацией. Рекламировать – объявить о чём-нибудь, пользуясь рекламой.

– Придумайте рекламу пользуясь рифмой. ( дать рифму). (слайд 15)

11. Итог урока. (слайд 16)

- О какой части речи говорили на уроке?

- Что такое существительное?

- Назвать постоянные признаки существительных.

- Назвать непостоянные признаки существительных.

12. Рефлексия.

(на доске изображён ствол дерева, на столах разноцветные листья) (слайд 17)

- Кому было на уроке всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, было комфортно, прикрепите красный листок.

- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, прикрепите жёлтый листок.

- Кому на уроке работать было очень трудно, с заданиями не справлялись, прикрепите зелёный листок.

13. Оценки. Спасибо за урок. (слайд 18)