Страны Запада во второй половине ХХ в. 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Цели урока:

  • формирование у школьника современного видения мира;
  • ознакомление с главными событиями и процессами истории Великобритании, Франции, Италии и Германии;
  • развитие навыка самостоятельной работы.

Для проведения урока класс делится на 4 группы. Каждой группе заранее даётся задание подготовить материал или презентацию в программе Power point, а также составить кроссворд по выбранной стране для одной из групп.

Время: 2 урока.

Оборудование: проектор, компьютер, комплект раздаточного материала, карта  «Европа во второй половине XX века»

План и этапы урока:

  1. Вводное слово учителя, создание игровой ситуации.
  2. Подготовка презентаций основных событий в истории ведущих стран Запада.
  3. Проведение презентаций.
  4. Подведение итогов презентаций.
  5. Закрепление материала урока путём разгадывания кроссворда.
  6. Проверка разгаданных кроссвордов.

ХОД УРОКА

1. Вводное слово учителя, создание игровой ситуации

Учитель говорит, что  учащимся предстоит познакомиться с главными событиями и процессами послевоенной истории стран Запада и рассказать о них классу. Работая в группах, учащиеся должны преследовать две цели:

  • выделять самые значимые исторические события;
  • помнить о проблемах, которые существовали в истории страны.

У каждой группы к концу игры должна быть заполнена следующая таблица:

События конца 40-х-50-хгг. События 60-хгг События 70-х-80-хгг События 90-хгг События 2000-х гг
         

 Но группа вправе избрать самостоятельный подход к форме презентации.

2. Подготовка презентации основных событий в истории ведущих стран Запада

ИСТОРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ (Приложение 1)

Вопросы и задания для учащихся

  1. У. Черчилль назвал итоги Второй мировой триумфом и трагедией Великобритании. В чём, по вашему мнению, заключались триумф и трагедия?
  2. В чём проявились «рудименты» императорского мышления Великобритании в 50-90-е гг.? Какое влияние они оказали на внешнюю политику государства?
  3. Экономическое развитие Великобритании в 60-70-е гг. характеризуется как стагфляция. Какие способы выхода из кризиса были предложены М. Тэтчер? Каковы результаты тэтчеризма?
  4. Причины, которые обусловили приход к власти лейбористовв1997 году. Какую роль в их победе  сыграл пересмотр партийной программы?
  5. Проанализируйте документ. Выполните задание к нему.

ИСТОРИЯ ФРАНЦИИ (Приложение 2)

Вопросы и задания для учащихся

  1. Каковы причины роста политической активности и влияния Французской коммунистической партии по окончании Второй мировой войны? Почему французским коммунистам не удалось закрепить это влияние?
  2. Почему в 1984 году французы отказали в поддержке левым?
  3. Как можно назвать партийную систему Франции?
  4. Дайте характеристику личности президента Ф.Миттерана и объясните причины столь длительного пребывание его у власти?
  5. Проанализируйте документ. Выполните задание к нему.

ИСТОРИЯ ИТАЛИИ (Приложение 3)

Вопросы и задания для учащихся

  1. Как был осуществлён выход Италии из фашистского блока в годы Второй мировой войны?
  2. Почему по окончании войны быстрыми темпами идёт демократизация Италии? Какие факты это подтверждают?
  3. Определите особенности политического устройства Италии. Какие политические партии определяют развитие Италии в послевоенный период?
  4. Как эволюционировали левые силы в Италии (социалисты и коммунисты)?
  5. Проанализируйте события, приведённые в таблице. О каких особенностях политической жизни Италии в послевоенный период вы узнали?

ИСТОРИЯ ГЕРМАНИИ (Приложение 4)

Вопросы и задания для учащихся

  1. Журналисты придумали «формулу» решений о послевоенном устройстве Германии – «4Д+О»: денацификация, демократизация, демилитаризация, декартелизация и оккупация. Какие из этих принципов были реализованы в западной зоне оккупации?
  2. Как на политической карте Европы появилось два немецких государства?
  3. Каковы значение и политические последствия разрушения Берлинской стены, создания единой Германии?
  4. В чём выразилось сближение позиций  ведущих политических сил Германии – социал-демократов и христианских демократов после прихода к власти канцлера Шрёдера?
  5. Проанализируйте документ. Охарактеризуйте государственное устройство Германии.

После презентаций каждая группа получает кроссворд для закрепления изученного материала.