Психологическая игра "Путешествие по Галактике"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели: создание условий для организованного и творческого детского отдыха в летний период.

Задачи:

– сплотить детский разновозрастной коллектив;
– формировать навыки межличностного общения и сотрудничества в разновозрастном детском коллективе;
– развивать творческое воображение;
– стимулировать потребность в творческой деятельности.

Участники:

– возраст участников: 6 – 8 лет;
– размер группы: 10 – 12 человек;
– ведущий: психолог.

Время игры: 60 – 70 мин.

Место проведения: просторная комната с зоной коврового покрытия, столом и стульями, расстановленными в форме круга; стеклянные пано на подставках.

Оборудование: музыка из мультипликационного фильма “Тайна третьей планеты”; плакаты с изображением планет; веревка, пластиковые ведра, фрукты, овощи; воздушные шары; стекла (с обработанными и заклеенными скойтчем краями) на подставках, краски с добавлением зубной пасты, кисточки, баночки для воды, бумажные салфетки, свеча.

Психологический результат:

– переживание чувства дружбы и товарищества, ощущения радостного настроения и комфортного психоэмоционального состояния.

Описание сюжета игры.

Экипаж космонавтов совершает путешествие по Галактике, так как получен сигнал SOS c планет Катрук, Железяка и Блук. Всех жителей этих планет заколдовал космический маг Барденбук. Космонавтам предстоит стартовать с Земли, приземлиться на планетах, расколдовать жителей и благополучно вернуться на свою планету. В ходе игры-путешествия участникам предстоит пройти через определенные испытания-задания и в конце игры выразить свои чувства, мысли через изобразительную деятельность с помощью арт-терапевтической техники “Рисование на стекле”.

ХОД ИГРЫ

1. Организационный этап

Психолог. Ребята у вас каникулы! Ах, лето! Теплые деньки ждут всех без исключения ребятишек! Лето пора активного отдыха! Так, где и как отдохнуть на каникулах? А летний отдых был по-настоящему веселый и незабываемый? Есть желание совершить увлекательное межпланетное путешествие по звездной Галактике? (ответ детей) Тогда вперед в “Центр социальной помощи семье и детям “Полеля”, на игру “Путешествие по Галактике”. Здесь мы вам предлагаем весело провести время! Но прежде чем окунуться в мир игры и фантазии нам нужно поздороваться и познакомиться.

Упражнение “Приветствие”

Цель: обучение навыкам вежливости, повышение групповой сплоченности, развитие чувства эмпатии.

Время: 3 мин.

Ход упражнения: участники прикасаясь друг к другу ладошками смотрят в глаза и произносят:

Добрый день, Саша (улыбнуться и кивнуть головой) и т.д. Далее по очереди все присутствующие приветствуют друг друга.

Затем психолог предлагает поздороваться с окружающим их миром природы.

Добрый день, солнце (все поднимают руки вверх)

Добрый день, земля, (все опускают руки вниз)

Добрый день, деревья (все поднимают руки вверх)

Добрый день, речка, (все вытягивают руки вперед и выполняют волнообразные движения)

Добрый день, птицы, (все поднимают руки вверх и машут ладошками)

Добрый день, всем нам! (все разводят руки в стороны, берутся за руки)

Упражнение “Наши правила”

Цель: ознакомление и принятие правил работы в группе.

Время: 2 мин.

Ход упражнения: Ребята чтобы было нескучно мы с собой возьмем веселое настроение. Оно поможет нам узнать много нового, поучительного и побывать в неизведанных просторах. А для того чтобы было интересно, мы с вами будем: все задания выполнять? Будем улыбаться? Будем внимательно слушать? (Ответ детей)

А чего мы не будем делать? (Ответ детей: кричать, говорить обидные слова и т.д.)

Введение в игровую ситуацию

Цель: формирование мотивации к осуществлению игровой деятельности.

Время: 3 мин.

Ход упражнения: Ребята, сегодня мы совершим уникальную, интереснейшую прогулку по космическому пространству. Нашим “склисом” принимающим радиосигналы, получен сигнал бедствия – SOS c планет Катрук, Железяка и Блук. Мы расшифровали полученное сообщение и вот что узнали: – “Помогите, планеты захвачены космическим магом Барденбуком. Он заколдовал всех нас, и желает, чтобы население повиновалось только ему”. Ребята жители просят вас о помощи! Ребята поможем жителям этих планет? Вам предстоит совершить полет на эти планеты.

2. Основной этап

Подготовка космонавтов

Психолог. Ребята полет в космос очень ответственное дело и требует специальной и тщательной подготовки. Итак, начнем. Вам нужно будет выполнить три задания.

Упражнение “Запоминание”

Цель: формирование позитивной мотивации к осуществлению игровой деятельности.

Время: 5 мин.

Оборудование: бланк с разноцветными геометрическими фигурами (Приложение 1).

Ход упражнения: детям раздаются листы с цветными пиктограммами и просят последовательно нарисовать в каждой фигуре свой условный знак согласно образцу. Образец предъявляется детям в течение 10 секунд, и по команде “Начали” дети приступают к заполнению задания, в течение одной минуты. По команде “Стоп” заполнение прекращается. Победителей не выявляют, психолог хвалит всех за хорошую работу и правильно выполненное задание.

Рефлексия.

Что Вам помогло выполнить задание?

Трудное было задание? Все справились?

Желаете приступить к следующему заданию?

Упражнение “Мой характер”

Цель: самодиагностика личностного восприятия индивидуальных характерологических особенностей.

Время: 5 мин.

Материалы: карточки с названиями качеств характера, изображение человечка (Приложение 2).

Ход упражнения: каждому из детей предлагается выбрать из предложенных качеств характера (жадный, умный, злой, добрый, справедливый, упрямый) те которые соответствуют именно ему и наклеить вокруг “человечка”. Если дети не очень хорошо понимают значение предложенных качеств, то сначала детей просят высказать свое мнение, а далее психолог включается в обсуждение и направляет детей в рассуждениях.

Рефлексия.

Как качества тебя свойственны?

Какие качества характера ты возьмешь с собой в путешествие по Галактике?

Ребята хотели бы вы отправиться в путешествие с таким космонавтом?

Желаете приступить к следующему заданию?

Упражнение “Мышление”

Цель: формирование позитивной мотивации к осуществлению игровой деятельности.

Время: 5 мин.

Материалы: разрезанное на части изображение ракеты (Приложение 3).

Ход упражнения: детям предлагается в течение 2-3 минуты собрать пазлы.

Рефлексия.

Что помогло Вам выполнить задание?

Трудное было задание?

Желаете приступить к следующему заданию?

Старт с Земли

Психолог. Юные космонавты, вы успешно прошли курс подготовки, и к полету допущены, прошу занять свои места в космическом корабле “Пегас”. Но в полете вас будут подстерегать много опасностей. Вы готовы лететь в космос!? Дети, взявшись за руки, говорят друг другу: “Мы дружная команда! Мы готовы лететь в космос”.

Упражнение “А сейчас мы с вами, дети”

Цель: переключения внимания, повышения работоспособности, снятия эмоциональной нагрузки, развитие слуховой памяти.

Время: 1 мин.

Ход упражнения: психолог произносит стихотворение и воспроизводит движения, просит детей повторять за ним. Стихотворение повторяется 2-3 раза.

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –

Вот летит ракета ввысь! (1-2 – стойка на носках, руки вверх, ладони образуют “купол ракеты”; 3-4 – основная стойка.)

Прибытие на планету “Катрук”

Психолог. Ребята мы прибыли на планету Катрук!!! Посмотрите, что здесь происходит! Злой космический маг Барденбук заколдовал всех жителей этой планеты! Они совсем разучились мыслить! Чтобы привести все в порядок нужно помочь им отгадать загадки. Ребята поможем жителям планеты Катрук?

Упражнение “Загадки”

Цель: активизация мыслительных процессов.

Время: 3 мин.

Оборудование: различные загадки о космических телах и планетах (Приложение 4).

Ход упражнения: ребята для того чтобы расколдовать жителей планеты Катрук вам нужно отгадать загадки.

Рефлексия.

Трудное было задание?

Получилось расколдовать жителей планеты Катрук?

Вы справились с этим заданием? Молодцы!

Летим на следующую планету?

Упражнение полет “А сейчас мы с вами, дети” (см. выше)

Прибытие на планету “Железяка”

Психолог. Ребята мы прибыли на планету Железяка на ней очень трудная ситуация. Здесь злой космический маг откачал весь воздух. И вам нужно доставить воздух с вашего корабля на их планету. Воздух мы привезли в волшебных воздушных шарах. Но эти шары такие непрочные, что их нельзя трогать руками. А как Вы думаете, каким образом шары попадут на планету Железяка? Как мы их туда доставим?

Упражнение “Гусеница” (Приложение 5)

Цель: формирование групповой сплоченности, навыков работы в группе.

Время: 5 мин.

Оборудование: воздушные шары по количеству участников.

Ход упражнения: Ребята становятся в колонну в затылок друг другу, положив руки на плечи впереди стоящим. Воздушные шарики зажимаются между животами задних и спинами передних игроков. Дотрагиваться до шариков руками и поправлять их – нельзя. Участникам необходимо пройти, таким образом, по некому заданному маршруту. На пути можно поставить стулья, натянуть веревки, положить какие-то предметы на пол.

Рефлексия.

Что требовалось от каждого, чтобы удачи добились все?

Трудное было задание?

Получилось расколдовать жителей планеты Железяка?

Вы справились с этим заданием? Молодцы!

Летим на следующую планету?

Упражнение полет “А сейчас мы с вами, дети” (см. выше)

Прибытие на планету “Блук”

Ребята мы прибыли на планету Блук. На этой планете нет пищи, ее жители ждут помощи. Нужно им доставить фрукты и овощи, которые Вы привезли с собой, на эту планету.

Упражнение “Фруктовый баскетбол”

Цель: формирование навыков координации движений.

Время: 5 мин.

Оборудование: две корзины, веревка, пластмассовые фрукты и овощи.

Ход упражнения: детей делят на две команды, раздают одинаковое количество пластмассовых овощей и фруктов. Неподалеку ставят пустые корзины. Отводят чертой место броска. Цель действий детей – закинуть фрукты и овощи в корзину.

Рефлексия.

Что требовалось от каждого, чтобы удачи добились все?

Трудное было задание?

Получилось расколдовать жителей планеты Блук?

Вы справились с этим заданием? Молодцы!

Возвращение на Землю

Психолог. Ребята мы с вами побывали на планетах космической галактике, справились с космическим магом Барденбуком и теперь возвращаемся на Землю. Наш космический корабль летит в режиме автопилота, а вам я предлагаю закрыть глаза, пофантазировать и представить свою космическую галактику.

Психорелаксация “Составление фантазий”

Время: 2 мин.

Цель: активизация воображения способствующего мысленному представлению будущей творческой работы; визуализация образов.

Оборудование: музыка из мультипликационного фильма “Тайна третьей планеты” (Приложение 6).

Ход упражнения: дети ложатся на ковре в хаотичном порядке. Психолог просит детей закрыть глаза, вдохнуть и представить, что легкий ветерок подхватил и несет по межгалактическим просторам?

Рефлексия.

Какие рисунки, картинки или сюжеты вам представились? Хорошо! Молодцы!

Ребята сейчас Вы нарисуете свои фантазии, мечты, замыслы!

Упражнение “Рисование на стекле” (Приложение 7).

Цель: формирование зоны психоэмоционального комфорта, способствование свободному самовыражению.

Время: 20 мин.

Оборудование: подставки для стекол, стекла с обработанными краями (размером 40х45 см.) для работы в парах или индивидуально; краски для рисования на стекле или обычная гуашь с добавлением зубной пасты, кисточки, баночки с водой, бумажные и влажные салфетки. Перед тем как предложить детям работу на стекле, надо обязательно обработать его кромку в мастерской (техника безопасности) и оклеить края скойтчем. Также детям напоминают правила безопасной работы со стеклом.

Ход упражнения: дети делятся на пары, каждая пара занимает одно стеклянное панно. Дети в парах договариваются о своей работе и изображают ее.

Рефлексия.

Что Вы нарисовали? Все ли у Вас получилось? Расскажите о своей прекрасной работе? Вам понравилось рисовать на стекле? Что вы чувствовали, когда рисовали?

3. Завершающий этап

Упражнение “Свеча”

Цель: подведение итогов игры, достижение атмосферы доверия и сопричастности.

Время: 5 мин.

Оборудование: свеча в стаканчике (предварительно помощник зажигает свечу).

Ход упражнения: ребята по кругу передают свечу и каждый высказывает мнение о своем настроении, чувствах, которые он испытал на занятии.

Литература:

  1. Вачков И.В. Психология для малышей, или Сказки о самой “душевной” науке. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 216 с.
  2. Чупрова А. Большая психологическая игра “Космический полет”. Интернет ресурс // Режим доступа: https://psy.1sept.ru/articlef.php?ID=200700725