Тема урока: "Народная мудрость в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Разделы: Литература


Задачи:

  • Обучающие: ввести учащихся в неповторимый мир авторской сказки, помочь увидеть им глубину содержания, народную мудрость мораль, выйти на понимание смысла названия, активизировать познавательную деятельность и поисково- исследовательскую деятельность учащихся, продолжать работу над теоретико-литературоведческими понятиями, работать над развитием речевых навыков: чтения-понимания, говорения, выразительного чтения, разными видами пересказа.
  • Воспитательные: воспитание доброты, милосердия, чувства коллективизма и взаимовыручки, любви к труду.
  • Развивающие: развитие художественного восприятия через выразительное чтение, иллюстрирование, устное рисование (пробуждение эмоций на художественный текст).

Оборудование урока: презентация, учебник, кластеры.

  • Приложение 1,
  • Приложение 2,
  • Приложение 3.

Ход урока

Эпиграф:

Нету хуже, когда у человека душа сухая.
Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы.
К. Г. Паустовский

1. Вступительное слово учителя. Приложение 3.

В каждом настоящем писателе живет учитель. К.Г.Паустовский, написавший за всю свою жизнь немало произведений, считал, что смысл литературы заключается в том, что смысл литературы заключается в том, чтобы звать людей к прекрасному. Он не приемлет равнодушных к окружающему, душевно черствых. Поэтому эпиграфом этого урока я взяла именно его слова.

2. Работа с эпиграфом.

3. Постановка целей и задач урока.

Сегодня мы должны будем понять , чему учит нас сказка "Теплый хлеб", почему она так называется, как через живое слово можно понять смысл художественного произведения.

4. Эвристическая беседа с классом.

А пока давайте восстановим события сказки.

- О каких событиях идет речь в рассказе?

- Ребята, почему обезумела метель?

- Что произошло после метели?

- Какое определение автор дает морозу? (Колючий мороз)

- Что это значит? Является ли данное определение средством выразительности? Каким? (Эпитетом)

- Что мы узнаем о Фильке?

- Понравился ли вам мальчик? Почему? Каким вы его увидели?

(Ответы: Ничего приятного, угрюмый, неласковый)

 - А почему он такой? Почему его зовут не Филей или Филиппком, а Филькой? И почему он живёт не с бабушкой или бабулечкой, а с бабкой?

- А где его родители? Почему они только вдвоём?

(Дети должны понять, что мальчик-сирота, воспитывается бабушкой, у которой еле хватает сил его прокормить).

5.  Диспут "Мое отношение к главному герою". (Проверка дом. задания).

- Ребята, а кому жалко Фильку? Почему? Кому жалко, поднимите руки? А кому нет? А теперь попробуйте доказать свою точку зрения. Итак, пожалуйста, кому жалко? Кому не жалко? А теперь вам необходимо каждому оказать свою точку зрения. Только попрошу вас:

1. Уважать собеседника и его мнение

2. Не перебивать друг друга

3. Аргументированно высказать свою точку зрения.

Итак, пожалуйста!

(Ответы: Неласковому и нелюбимому всегда труднее живётся, чем доброму и приветливому, которого все любят)

Итак, вернемся к тексту произведения.

- Автор, прервав знакомство с Филькой, описывает зиму в Бережках.

- Можем ли мы сказать, что герой тоже колючий?

-Когда Филька понял , что поступил плохо? (не тогда, когда обидел коня, а позже, когда заплакал над рассказом бабки)

- Можно ли поправить злодейство? (можно и нужно, но только преодолев препятствие и искупив вину)

- Что решил Филька и что посоветовал Панкрат?

- Если Филька изобретет спасение от стужи, каким он станет человеком? Найдите эпитет. (читсый человек)

6. Словарная работа.

Объясните, в каком значении употреблено слово в данном контексте.

(Чистый - в словаре 8 значений.

в данном контексте употреблено во втором: " нравственно- безупречный , честный, правдивый, беспорочный")

- Как вы думаете , что сыграло большую роль в успехе : совместный труд людей или волшебство, связанное с болтливой сорокой?

7. Реальное и сказочное в рассказе.

- Как вы считаете, описанные события действительные, реальные или вымышленные, сказочные? Давайте вспомним, что в рассказе реальное, а что сказочное.

Реальное

Война, раненый конь, голод, злоба людская, озлобленный мальчик, инвалид, просящий подаяние, решение Фильки идти за помощью к людям, совместная работа, труд, растопляющий льды, возвращение к жизни мельницы и всей деревни.

Сказочное

Мельник-колдун, колючий мороз в валенках, рассказ бабки о столетнем происшествии, болтливая сорока, думающая лиса, конь, способный наказывать.

Итак, в рассказе присутствуют реальные и сказочные мотивы, детали, элементы.

8. Определение жанра произведения.

- К какому же жанру относится это произведение? Что это рассказ или сказка? Давайте выясним это.

- Как сам автор определяет жанр произведения?

- Вспомните признаки сказки и рассказа.

9. Работа с кластером. Приложение 2.

У вас на парте есть конверт, в котором даны названия отличительных черт сказки или рассказа. Задание: составить кластер на свою тему.

- Итак, руководствуясь кластером, определите и докажите, какое произведение перед нами рассказ или сказка.

Прав ли был автор, что назвал свое произведение сказкой? Согласитесь ли вы с ним или поспорите?

10. Продолжение беседы по тексту.

- Как изменился мир, когда люди взялись за общее дело? (В нем нет пустоты: зазвенела капель, слышен шум листвы, звонких березовых дров)

Физминутка.

Ребята, предлагаю вам отдохнуть и поиграть в театр мимов, т.е. жестами движениями изобразить предметы, вещи. Я буду зачитывать отрывки из текста, а вы попробуйте их изобразить. Возможно, это будет изображение не предметов, а чувств, ощущений.

Тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл,

засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло.

Уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.

И если хорошенько прислушаться, то уже слышно, как по оврагам под снегом бурлит-журчит тёплая вода, моет корни брусники, ломает лёд на реке.

- Итак, мельница, а значит и люди были спасены. Можно ли поставить точку, закончить сказку?

- Изменился ли Филька? Как ?

- По каким словам мы можем судить, что конь простил Фильку? ("Конь положил голову на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия." И, наверное, от тепла, которое исходило уже не от человека с холодным сердцем, а от человека с добрым сердцем).

- Какое выражение с последней страницы сказки могло бы стать пословицей, потому что оно содержит в себе народную мудрость? ("Не только человеку извинение требуется").

- Какие еще выражения в сказке могут быть пословицами, поговорками, содержат народную мудрость?

(Проверка домашнего задания:

"Зачем помирать, надеяться надо."

"Льготного срока не будет".

"Будет и мука, и вода, и всеобщее спасение". и др.)

11. Смысл названия.

- Почему же сказка о Фильке и коне называется "Теплый хлеб"?

а) Чтобы объяснить название, мы обратимся к каждому слову.

Сначала вспомним, как на Руси относились к хлебу.

Индивидуальное задание. Приложение 3.

Много пословиц и поговорок посвящено хлебу. В них также отразилась любовь и уважение к нему.

  • Хлеб - всему голова.
  • Хлеб да вода - крестьянская еда.
  • Хлеб сердце человеку укрепит.
  • Хлеба к завтрему оставляй, а не дела.
  • Хлеба нет - и друзей не бывало.
  • Хлеба нет - и корочки в честь.
  • Хлеб хлебу брат.

- А сейчас мы также относимся к хлебу? Наше отношение не изменилось? Почему?

б) - В каком значении в сказке употреблено слово "теплый"? Что может быть теплым? (теплая ладонь, солнце, одеяло, взгляд, слова, хлеб)

- Какие значения имеет слово "теплый" ? (Работа со словарем Ожегова. Теплый 1) не успевший остыть, 2) свежий, 3) добрый, побеждающий зло)

в) - Почему сказка называется "Теплый хлеб"? (Теплый хлеб помог помириться Фильке с конем. Хлеб был теплым не только потому, что его недавно испекли, но потому, что был согрет теплом души, общей радостью.)

Хлеб примирил Фильку и коня.

8. Итог.

- Какова же народная мудрость сказки? (Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому).

а )Беседа о рисунках учащихся.

Связные ответы на вопрос, что нарисовали и почему.

б) Заключительное слово учителя.

Евгений Евтушенко писал:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

- Каких зверей нужно убить внутри себя? Через что надо переступить, чтобы стать милосердным?

К.Г.Паустовский хотел, чтобы читатели его произведений были добрыми, любили окружающий мир, чувствовали родство с ним и готовность в любой момент прийти на помощь. Поэтому любимый герой его сказок - человек отзывчивый, чуткий, с добрым и милым сердцем. Мы живём в мире, где много жестокости, зла, равнодушия, но христианские заповеди учат нас любить и прощать. Старые мудрые люди говорят: "Лучше подавать, чем просить". Помоги человеку добрым словом, добрым делом, и настанет время, когда и тебе помогут, как помогли Фильке ребята.

Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос (по выбору):

1) Добрые советы сказки (Чему учит сказка).

2) Что значит уметь сострадать? Приходилось ли вам проявлять соучастие в жизни другого?