Тема урока: "Задача"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  1. Сформировать представление о задаче и её логических частях (условие, вопрос, выражение, решение, ответ), способность к их выделению из произвольных текстов.
  2. Сформировать способность к решению простых задач на нахождение части и целого, к записи их решения.

Задачи.

  1. Ввести нормы оформления решения задачи в тетради.
  2. Тренировать навыки счёта в пределах 10.
  3. Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация.
  4. Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: Демидова Т. Е., Козлова С.А., Тонких А. П. . Математика. 1 класс. Учебник в 3-х частях. – М.: Издательство “Баласс”, 2011 г.

Демонстрационный материал: презентация, эталон выполнения самостоятельной работы.

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности.

- Ребята, давайте посмотрим вокруг. Что мы видим? (Нас окружают различные предметы)

- А из чего они состоят? (Из частей)

- Я сейчас возьму яблоко и разрежу его пополам. (Показывает) Мы видим, из чего состоит яблоко, его части. Но из частей состоят не только предметы, которые нас окружают, но и математические понятия. Хотите превратиться в маленьких исследователей и узнать, из каких частей состоит “её величество” задача? (Хотим)

- Что мы сегодня пожелаем друг другу на уроке? (Справиться с трудностями, помочь одноклассникам, узнать что-то новое) Тогда в путь!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цели: актуализировать вычислительные навыки в пределах 10.

- Прежде, чем преступить к серьёзным испытаниям, мы должны проверить себя, насколько хорошо мы считаем. Откройте свои тетради, запишите число, классная работа и приготовьтесь к математическому диктанту.

Презентация

1. 4 + 0     4. 8 + 2

2. 3 + 5     5. 6 - 6

3. 9 – 4     6. 7 - 4

Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте диктант друг у друга, ошибки исправьте простым карандашом.

Проверка. (4, 8, 5, 10, 0, 3).

Верните тетради. Посмотрите, если нет ошибок поставьте себе на полях !

Посмотрите на рисунок и составьте 4 возможные выражения.

1+ 4

4+ 1

5 – 4

5 – 1

3. Постановка учебной задачи.

Цель: выявить причину затруднения.

- Можем ли мы сказать, что у нас получилась задача? (Нет)

- А мы знаем, из каких частей состоит задача? (Нет)

- Какую цель тогда мы можем поставить? (выяснить, из каких частей состоит задача)

4. Открытие нового знания.

Цель: сформировать представление о логических частях задачи, способность к их выделению из произвольных текстов.

Послушайте тексты и найдите среди них задачу.

  1. Настя нарисовала 5 звёздочек.
  2. Настя нарисовала 1 красную звёздочку и 4 жёлтых звёздочки.
  3. Настя нарисовала 1 красную звёздочку и 4 жёлтых звёздочки. Сколько всего звёздочек нарисовала Настя?
  4. На сколько больше жёлтых звёздочек, чем красных?

- Можно ли считать задачей первый или второй текст? (Нет, здесь не было вычислений и вопроса)

- А 4 текст – задача? (Нет, непонятно, о чём говорится в тексте)

- А 3 текст? (Это задача)

- Давайте посмотрим, из каких частей состоит задача:

    1. Условие (что известно в задаче). (Дети читают условие)
    2. Вопрос (то, что надо найти)
    3. Схема (краткая запись, наглядность)
    4. Решение 1 + 4 = 5 ( зв.)
    5. Ответ: 5 звёздочек.

5. Физкультминутка.

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Ручки в сторону развёл,
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать!

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи.

- А теперь, мои маленькие исследователи, давайте ещё раз повторим, из чего состоит задача. Проверим свои знания с помощью учебника. (Учебник - 2 часть, с. 36, №2)

Задача

1) Составление задачи.

У Кати было 7 цветов, она добавила ещё 2. Сколько стало цветов?

2) Условие.

У Кати было 7 цветов, она добавила ещё 2.

3) Вопрос.

Сколько стало цветов?

4) Схема.

5) Решение:

а) выражение: 7 + 2

б) значение выражения: 7 + 2 = 9

6) Ответ. 9 цветов

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: проверить умение решить задачу и записать решение в тетрадь.

- А сейчас давайте проверим себя, научились ли мы решать задачи и правильно записывать решение в тетрадь. Для этого нужно выполнить…(самостоятельное задание) №3 стр. 37.

Задача.

У Кати было 3 груши. Она съела одну грушу. Сколько осталось?

- Давайте проверим. (На доске эталон)

Схема:

Решение:

3 - 1 = 2

Ответ: 2 груши.

- Кто выполнил верно, поставьте на полях восклицательный знак. (Синим карандашом)

- Кто допустил ошибки? Какие трудности возникли? Исправьте ошибки. (Если останется время – творческое задание)

№6. Творческое задание (расшифруй слово).

3 – 2 + 6 = 7 (И)         9 – 3 – 3 = 3 (Ц)         4 + 3 – 2 = 5 (А)

5 + 1 + 2 = 8 (М)         8 – 5 + 1 = 4 (Н)          6 + 2 – 7 = 1 (У)

1 8 4 7 3 5
у м н и ц а

8. Рефлексия деятельности.

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, оценить собственную деятельность на данном уроке, обсудить домашнее задание.

- Давайте подведём итог. Какова была цель нашего урока (выяснить, из каких частей состоит задача).

- Достигли мы эту цель?

- Давайте ещё раз повторим, из чего состоит задача.

- А теперь, пусть каждый из вас оценит свою работу на уроке. Если вы довольны своей работой - нарисуйте синий кружок, если у вас не всё сегодня получалось, были трудности – нарисуйте зелёный кружок, а если вы совсем собой не довольны, считаете, что у вас вообще ничего не получилось – нарисуйте красный кружок. (В тетради, на полях),

- Даже если у вас сегодня не всё получилось, не беда, мы вместе сумеем преодолеть любые трудности.

Домашнее задание: составить задачу, нарисовать на альбомном листе схему, записать выражение, решение и ответ.