Интегрированный урок литературного чтения и математики в 3-м классе "Сказки А.С. Пушкина. Деление двузначного числа на однозначное и двузначное число"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закреплять умение выполнять деление с остатком;
  • деление двузначного числа на однозначное и двузначное число;
  • умение решать задачи изученных видов;
  • развивать вычислительные навыки, творческую активность, внимание, математическую речь;
  • прививать любовь к книге и чтению.

Оборудование: презентация по сказкам А.С.Пушкина.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Пора за дело браться,
Придется постараться.
Чтобы быстро все решать –
Надо думать, рассуждать.

– У нас сегодня много гостей. Давайте повернемся и поздороваемся с нашими гостями. Садитесь.

Грянул ворон во трубу.
И пошли чудеса:
Засинели небеса.
Вышли в море паруса,
Встали темные леса.
А в лесной избушке затопилась печь,
Пироги с морошкой начал зайка печь.
Пироги покушай, сказочку послушай…

– Какая это будет сказка: бытовая, о животных или волшебная?

Дети: Волшебная.

2. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня мы пойдем по дорогам сказок А.С.Пушкина (Приложение. Слайд 1.), где будем закреплять умение решать примеры и задачи. Итак, мы отправляемся в сказочную математику.

3. Работа по теме урока.

Учитель:

У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью Кот ученый
Все ходит по цепи кругом.

– Откуда эти строки?

Дети: Эти строки из поэмы А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”. (Слайд 2)

Учитель: Ученый Кот за день рассказал 28 сказок и спел 7 песен. Во сколько раз больше Кот рассказал сказок, чем спел песен?

Дети: В 4 раза. Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее число.

Учитель: Измените вопрос задачи так, чтобы задача решалась сложением.

Дети: Сколько всего сказок и песен рассказал ученый Кот?

Учитель: Составьте устно обратные задачи.

(Дети выполняют задание.)

Учитель:

Поделом тебе, старый невежа.
Впредь тебе, невежа, наука
Не садись не в свои сани!

– Из какой сказки эти слова?

Дети: Это “Сказка о рыбаке и рыбке”. (Слайд 3)

Учитель: Сколько лет рыбачил старик?

Дети: Он рыбачил 30 лет и 3 года. (Слайд 4)

Учитель: За это время сеть его прохудилась. Посмотрите, сколько дырок! Вы согласны починить сеть? Тогда…

В сторону карандаши,
Ни тетрадок, ни ручек, ни мела.
Устный счет!
Мы творим это дело
Только силой ума и души.

– Как называются числа при сложении? Как найти неизвестное слагаемое?

(Дети отвечают и заполняют таблицу.) (Слайд 5)

Слагаемое 24 17 15   13
Слагаемое 5     24  
Сумма   37 40 50 65

– Как называются числа при вычитании? Как найти неизвестное уменьшаемое? Как найти неизвестное вычитаемое? (Слайд 6)

Уменьшаемое 80   78   90
Вычитаемое 13 15   24  
Разность   37 40 50 65

– Как называются числа при умножении? Как найти неизвестный множитель? (Слайд 7)

Множитель 7   8   9
Множитель 9 6   4  
Произведение 36 40 28 45

– Как называются числа при делении? Как найти неизвестное делимое? Как найти неизвестный делитель? (Слайд 8)

Делимое 63   32   56
Делитель 9 6   4  
Частное 8 4 5 7

4. Физкультминутка.

Вы трудились все, считали
И немножечко устали.
А теперь мы отдохнем,
И станцуем и споем.

(Танец утят.)

5. Решение задач.

Учитель:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…

Дети: “Сказка о царе Салтане …” (Слайд 9).

Учитель: Первая сестра напряла за вечер 20г пряжи. Вторая – на 4 г больше, чем первая, а третья в 3 раза меньше, чем вторая. Сколько всего пряжи напряли сестры?

(Полный анализ и решение задачи.)

– Вчера они напряли 48г пряжи и разделили на 3 мотка поровну. Сколько граммов пряжи в 5 таких мотках?

(Разбор и решение задачи.)

– Молодцы! А какие вы знаете геометрические фигуры? Дайте определение названной фигуре.

(Дети отвечают.)

– О ком эти слова и что это за сказка?

Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До света все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет.

Дети: О Балде. “Сказка о попе и его работнике Балде” (Слайд 10).

Учитель: Балда вспахал полосу прямоугольной формы, длиной 9м и шириной 7м. Найдите ее периметр.

– Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон.)
– Как найти периметр прямоугольника? (Надо сложить все стороны. Можно к длине прибавить ширину и умножить на 2.)
– Решите задачу самостоятельно.

(Проверка решения.)

Учитель: Из какой сказки эти слова?

Сказка ложь, да в ней намек.
Добрым молодцам урок.

Дети: “Сказка о золотом петушке”(Слайд 11).

Учитель: Помогите золотому петушку найти ошибку (Слайд 12).

(96 – 80) : 2 = 8
54 – 14 : 2 = 20
(65 + 15) – 25 = 65
7 * 2 + 18 = 22

– Молодцы!

(В класс заходит старшеклассница в костюме Царевны-лебеди.)

Лебедь: Во все время урока я была за дверью и слушала, как вы хорошо работали на уроке. А меня вы узнали?

Дети: Да! Царевна-лебедь.

Лебедь: Спасибо. Я вам принесла из сказки золотые орешки с математическими заданиями. Надеюсь, что вы быстро расколете эти орешки.

6. Самостоятельная работа.

1 вариант 2 вариант
45 : 15 48 : 3
69 : 23 76 : 2
 14 : 4
 15 : 6
 38 : 19 42 : 3 
 81 : 27 54 : 3
 23 : 7
 28 : 5

(Сдают “орешки”).

7. Викторина “Узнай сказку” (Слайд 11, 12, 13).

8. Итог урока.

Учитель: Вот и закончилась наша сказка. Понравилась она вам? Подходит к концу урок.

– Что же мы повторили на уроке?
– Что было самым интересным? Самым трудным?
– Оценки за урок.

8. Домашнее задание. (Слайд 14) С. 163 № 10, 14.

Учитель: Большое спасибо за урок. (Слайд 15)