Праздник "Устами младенца", посвященный Дню матери

Разделы: Начальная школа


Форма проведения: заседание семейного клуба, посвященное дню Матери.

Цель мероприятия: укрепление семейных традиций, приобщение детей и их родителей к совместному времяпрепровождению, создание условий для воспитания любви к матери и отцу, премьера детского театра “Возрождение”.

Подготовка: постановка театральной миниатюры на основе индийских народных сказок и свода нравственных законов “Тирукурал”, изучение основ индийского танца, постановка пальцев рук (“мудры”), изучение индийского костюма, изготовление и украшение “Сари”.

Анкета для детей:

– Какие черты характера вы цените в своей маме?
– Какие черты характера вы цените в папе?
– Чем увлекается мама в свободное время?
– Чем занимается папа в свободное время?
– На какой цветок похожа мама?
– На какого героя или телеведущего похож папа?
– Что дарит мама папе?
– Что дарит папа маме?

Викторина по образцу “Сто к одному”, конкурсы для мам: “Венички”, “Утро в курятнике”, “На какой странице закладка”, “Папина помощница”, “Архитектурный”, “Живая картина”, “Догонялки”.

Музыка: индийская народная, танцевальная музыка из индийского кино, запись “Родители” – выдержки из Корана, относящиеся к тому, как нужно почитать своих родителей.

Презентация игры “Сто к одному” – Приложение 1.

Жюри: папы

Ход мероприятия

Здравствуйте, дорогие папы и мамы. Сегодня мы хотим поздравить наших мам и хотим показать, как мы безгранично их любим и уважаем. Мы долго готовились, пригласили пап, чтобы мамам было веселее. Сегодня мы надеемся вас удивить.

  1. Что за праздник готовиться тут?
    Может, почетные гости придут?
    Может, придут генералы? (Нет)
    Может, придут адмиралы? (Нет)
    Гадать понапрасну бросьте.
    Смотрите – вот они, гости,
    Почетные, важные самые – это наши папы и мамы!
  2. Мне уж скоро десять лет,
    Я уже большая.
    Из последних своих сил
    Маме помогаю.
    Пол в квартире подметаю,
    Тряпкой пыль я вытираю.
    С братом маленьким сижу,
    Говорить его учу.
    В куклы некогда играть,
    Вот учусь крючком вязать:
    Раз петля и два петля…–
    Тут усидчивость нужна!
    Ничего я все смогу.
    Скоро маму заменю! (Е. Н. Арсенина)
  3. Я скажу вам по секрету,
    Что я маме подарю.
    Только ей не говорите,
    Очень-очень вас прошу!
    Я для мамочки любимой
    Приготовила сюрприз:
    Перемою всю посуду,
    Даже новенький сервиз.
    Наведу порядок в доме,
    Вытру пыль, полью цветы.
    Мама с радостью мне скажет:
    “Молодец, какая ты!” (Е. Н. Арсенина)
  4. А я в мамин зайду кабинет
    И повешу там мамы портрет.
    Ей приятное сделать хочу,
    Но об этом пока я молчу.
    Мама в праздник войдет в кабинет
    И увидит на стенке портрет.
    Интересно, поймет ли она,
    Что сюрприз приготовила я? (Е. Н. Арсенина)[1]

Конкурсная программа для мам. Мамы делятся на две команды: команда мам девочек и команда мам мальчиков.

1. Открывается экран, где написано “Сто к одному”. По обработанным данным детской анкеты составлена игра для пап и мам. (Смотри Приложение 1)

2. Конкурс “Папина помощница”:

Выходят по одной участнице, к ним присоединяются папы. Папа показывает инструмент – мама должна его назвать. Побеждает тот, кто больше отгадает.

3. Конкурс “Венички”: (по одной участнице от команды) мамы должны веником “мести” воздушный шар между кеглями. Побеждает тот, кто первым придет к финишу.

4. Конкурс“ Самая точная”: нужно определить на какой странице закладка, сколько семечек в спичечном коробке.

5. Конкурс “Живая картина”: команды должны показать немую сцену по известным картинам : “Опять двойка”, “Бурлаки на Волге”.

6. Конкурс “Архитектурный”: мамы под руководством прораба папы складывают стену из губок для мытья посуды. Побеждает тот, у кого стена дольше не упадет.

7. Конкурс “Догонялки” (составлены Ю. В. Щербаковой).

Каждая команда за одну минуту отвечает на вопросы, которые задает ведущий. Побеждает та команда, которая наберет больше правильных ответов.

Вопросы 1-й команде:

  • Семейство комаров, переносчики возбудителей ряда заболеваний. (Москиты.)
  • Коллекция собранных и засушенных растений. (Гербарий.)
  • Органы передвижения в воздухе. (Крылья.)
  • Птица, которая насчитывает годы. (Кукушка.)
  • Орган растений, который выполняет функцию фотосинтеза. (Лист.)
  • Женский орган цветка. (Пестик.)
  • Может лежать на доске с гвоздями. (Йог.)
  • Самая маленькая птичка. (Колибри.)
  • Ее наклеивают на конверт. (Марка.)

Вопросы 2-й команде:

  • Выросты на голове у парнокопытных. (Рога.)
  • Восковые постройки пчел. (Соты.)
  • Муха, возбудитель малярии. (Цеце.)
  • Листья хвойных растений. (Иголки.)
  • Ящерица, меняющая свою окраску. (Хамелеон.)
  • Самец медоносной пчелы. (Трутень.)
  • Высокий столб для паруса. (Мачта.)
  • “Лошадиный” символ удачи. (Подкова.)
  • Рубашка из железных колец. (Кольчуга.)[2]

Подведение итогов жюри, награждение мам подарками и медалями.

Вторая часть праздника – премьера театральной миниатюры “Устами младенца…”. Вначале дети стоят ровными рядами, руки сложены вместе перед грудью, голова опущена. Звучит запись наставлений из Корана, посвященных тому, как нужно почитать родителей.

Дети уходят за кулисы и первыми выходят девочки, отвечающие за “Доброречие” (из индийской книги “Тирукурал”).

Они исполняют жизнерадостный танец, где прославляют небо и солнце, землю и все живое. Музыка стихает, и девочки обращаются к зрителю:

  1. Душой очерствелый живет для себя одного,
    А полный любовью для мира всего.
  2. Приветное слово дороже даров дорогих,
    Не надобно мудрым дарений других.
  3. Кто молвит сердечное слово – себя упасет
    От бедности горькой, жестоких невзгод.
  4. Приветное слово – добро укрепляет в серцах,
    А зло от него рассыпается в прах.
  5. Сердечное слово, добра прорастившее зерна,
    И тем, кто промолвил его, добротворно.

Продолжение танца “Бхарата-Натьям” другой группой девочек и их выступление:

  1. Всему, что достойно, учись, не ища награжденья, –
    И действуй потом, как велят убежденья.
  2. Ученый как дома везде, будь он гость чужестранный:
    До смертного часа учись неустанно.
  3. Ученье – услада ученых и мира услада.
    Мудрейшему клада ценнее не надо.

Выход мальчиков также сопровождается танцем, они читают стихи Омара Хайяма:

  1. У рек известно есть свои истоки.
    Жизнь нам преподносит бесценные уроки.
  2. Чтоб жить красиво, модно и богато
    Заприте глубоко в подвал свои пороки.
  3. Не надо поучать, коль слаб ты в дисциплине
    Ведь дисциплины – жизнь трудна, хоть и поныне,
    Другие ценности сегодня в моде,
    Но храни традиции, что предки подарили.
  4. Когда есть корни и фундамент крепкий,
    Нам не страшны цунами, войны, сплетни.
    Как строй солдат закроют нас стеною от грозы стрел,
    отпущенных судьбою.
  5. Живите, чтобы жить, а не существовать.
    Учите то, что важно в любое время знать.
    Любить родителей любовью неземной,
    Чтоб в старости от сохраненного бесчестья не упасть.
  6. Я не учитель, я ученик
    И в тайны мирозданья, пока не проник.
    Хотел бы узнать, в чем же смысл бытия.
    В веселье, игре, мудрости и грешен ли я?
  7. Бытует мнение, что счастье – это дар,
    А мудрость – боль, ошибок гонорар.
  8. Когда б мы точно знали, где найдем
    И точно знали бы, где это потеряем,
    Не стали бы из искры раздувать огонь.
  9. Я часто в вечерних молитвах просил…
    “Отец мирозданья молю…”
    Я часто жалею, о чем говорил
    И редко о чем молчу.
  10. Друзей льстивых речи, хвалебные оды,
    Как правило, нас развращают.
    Угроза врага, плохая погода нас лечат, трезвят, исправляют.

Заканчивают выступление девочки, которые читают двустишия из книги “Тирукурал” часть “Решимость”:

  1. Решимость – богатство, дарованное навсегда.
    Другие богатства – уйдут без следа.
  2. Лишенный решимости – горько обижен судьбой:
    Вовеки ему не гордиться собой.
  3. Могуществен слон, обладатель отточенных бивней,
    Но тигр порождает в нем страх неизбывный.

Это было вступление к индийским сказкам, которые мальчики будут показывать только с помощью пантомимы (в стиле индийского театра Катха – Калли”, а девочки читать выразительно содержание сказки.

Первая сказка “Жадный хозяин”. Захотелось одному жадному хозяину платить жалованье своим слугам, и вот завел он себе простыню, да такую короткую, что, если накроешься ею с головой, простыня не достанет до ног, а если закроешь ноги – не достанет до головы. Когда кто-нибудь из слуг просил свое жалованье за месяц, хозяин ложился и приказывал:
– Возьми-ка вон ту простыню и накрой меня! Если слуга покрывал хозяина с головой – хозяйские ноги оставались голыми; если же он укутывал его ноги – непокрытой оставалась голова. Тогда хозяин сердился, обвинял слугу в неповиновении и выгонял, не заплатив за работу. И такая про него пошла худая слава, что никто не захотел ему служить. Но вот спустя много дней появился какой-то чужой человек и нанялся к нему в работники. Соседи стали ему советовать:
– Твой хозяин – выжига, мошенник. Лучше уйди от него.
– А что? – спросил новый слуга. Соседи рассказали ему, как несправедливо поступает его хозяин, но слуга сказал:
– Я все-таки буду ему служить, а когда уйду, получу с него свое жалованье сполна. И он усердно служил хозяину, а когда прошел месяц, попросил у него свое жалованье. Тогда хозяин, по своему обыкновению, лег и приказал слуге:
– Возьми-ка вон ту простыню и покрой меня! Слуга взял простыню и покрыл его с головой. Тогда хозяин сказал:
– Не видишь разве – ноги голые! Слуга прикрыл ему ноги.
– Гляди, голова открыта! – крикнул хозяин. Слуга опять прикрыл ему голову простыней. А хозяин рассвирепел и закричал:
– Ты что, ослеп? – Видишь – ноги не покрыты! Так-то ты меня слушаешься!

Тогда слуга, не говоря худого слова, поднял палку, да как хватит хозяина по обеим ногам! Тот ноги поджал – клубком свернулся под простыней. А слуга мигом подоткнул простыню со всех сторон, сказал хозяину: “Мое почтение!”– забрал свое жалованье и был таков.

Вторая сказка “Сливы”. Шел один Раджа через лес. При дороге росло дерево, и на нем было много спелых, черных-пречерных слив. Раджа увидел сливы, и ему захотелось есть. А у того дерева пастух пас овец. Он подошел к пастуху и попросил его:
– Братец, я очень проголодался. Заберись, пожалуйста, на дерево и нарви мне слив. Пастух взобрался на дерево и спросил Раджу:
– Скажи, ты каких слив хочешь: горячих или холодных? Раджа ответил:
– А я и не знал, что на деревьях растут и холодные и горячие сливы. Если так, нарви мне горячих.
Тогда пастух стал рвать сливы и бросать их на землю, в пыль. А Раджа поднимал сливы, сдувал с них пыль и ел. Немного погодя он сказал пастуху:
– Братец, а ведь сливы-то не горячие!
– Если они не горячие, то зачем ты дуешь на них? – улыбаясь, спросил пастух.

Третья сказка “Хитрый слуга”. Один купец сказал носильщику: – Возьми-ка эту корзину с бутылками и отнеси ко мне. А за работу я дам тебе три совета, да такие, что тебе великую пользу принесут. Носильщик согласился, взвалил корзину на плечи и пошел за купцом. Вот прошли они треть пути, носильщик и говорит:
– Ну, каков ваш первый совет? Купец ответил:
– Если кто скажет тебе, что лучше голодать, чем ходить с полным животом, ты с этим никак не соглашайся!
– Хороший совет! – отозвался носильщик. Когда они прошли вторую треть пути, носильщик снова спросил купца:
– Ну, а второй совет? Купец проговорил:
– Если кто скажет тебе, что лучше ходить пешком, чем ездить верхом, смотри не подумай, что это правда!
– Еще того лучше! – одобрил носильщик. Когда же они подошли к дому купца, носильщик попросил:
– Теперь дайте третий совет! И купец сказал:
– Если кто скажет тебе, что он видел носильщика глупее тебя, ты этому отнюдь не верь! Тут носильщик рассердился, в гневе грохнул корзину об землю и воскликнул:
– А если тебе кто скажет, что в этой корзине хоть одна бутылка осталась целой, ты этому тоже не верь!

Все завершается финальным танцем всех детей. Праздник заканчивается на высокой философской ноте. Папы приглашают мам и детей в кафе.

Литература:

  1. Арсенина Е. Н. Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе. – М.: Глобус, 2007.
  2. Совместные праздники для школьников и родителей/ Кол. Авторов – М.: Глобус, 2006.
  3. Тамильская поэзия: Тирукурал из книги “Праведность”, “Мудрость”, “Любовь”/ перевод А. Ибрагимова,– М.: Худ. Лит., 1977. – Литература Древнего Востока.
  4. Индийские сказки. (Интернет.)