Структура написания проекта экспериментальной площадки

Разделы: Работа с дошкольниками


Для российского образования наступило время эксперимента, неразрывно связанное с модернизацией образования, основными итогами которого сегодня являются: разностороннее развитие сети образовательных учреждений, обеспечение вариативности образовательных процессов; стимулирование  творчества и инновационной деятельности педагогов.

Работа ДОУ в экспериментальном режиме обусловливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников,  повышение квалификации педагогов, а также организацию психолого-педагогического просвещения родителей.

Работать в экспериментальном режиме престижно для дошкольного учреждения, но всегда ли нововведения так необходимы детям и сотрудникам? Случается, проводимая деятельность превращается в обузу для рядового педагога, не понимающего до конца ее цели и предполагающего, что это очередное мероприятие для галочки, которое только мешает спокойно работать.

Очень важно, чтобы эксперимент стал средством развития и помог привлечь интеллектуальные и материальные ресурсы для решения проблем дошкольного образования.
Эффективность экспериментальной деятельности во многом обуславливается соблюдением последовательности основных этапов эксперимента.

Этапы экспериментально-исследовательского цикла

Следование логике научного исследования, соблюдение этапов его процедуры, документирование всех шагов и оформление результатов — безусловно, необходимы, но начинать нужно с грамотного составления программы.

Существенной характеристикой прогностической функции является разработка программы эксперимента.

Примерная структура проекта программы экспериментальной деятельности

Пункт программы

Содержание

Вопрос для ответа

1. Тема эксперимента Название эксперимента Как называется эксперимент?
2. Автор-исполнитель или руководитель эксперимента ФИО, должность, ученое звание, адрес, телефон  
3 Научный руководитель эксперимента или консультант ФИО, должность, ученое звание, адрес, телефон или название органа управления, имеющего право давать разрешение на проведение эксперимента и разделяющего ответственность  за его результаты.  
4. Актуальность темы Затруднения, проблемы, противоречия практики из которых вытекает необходимость эксперимента по данной теме Что не устраивает, в чем состоит проблемная ситуация?
Что хотелось бы изменить?
Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?
5 Объект исследования Границы исследования и изменения практики Что исследуется? Каковы границы педагогического воздействия? Какова область изменения практики?
6 Предмет исследования Свойства, отношения, функции, выделяемые в объекте; часть объекта, раскрываемая в данном экспериментальном исследовании О чем в объекте экспериментирования будет получено новое знание? На что в объекте экспериментирования будете воздействовать?
Как рассматривается объект, а именно: какие свойства, части, отношения, функции выделяются в объекте?
7. Цель эксперимента 1) Ожидаемый результат педагогической деятельности, выраженный в позитивных изменениях в воспитанниках, появившихся благодаря экспериментальной разработке. Что хотите изменить в воспитаннике?
Какие качества личности хотите воспитать в дошкольнике за счет экспериментальных действий, какие способности хотите развить?
Какие изменения в обученности ребенка предполагаете?
    2) Ожидаемый результат представляемый в форме: методических рекомендаций, разработок занятий, планов, авторских программ, концептуальных положений, принципов, технологий, разработанной совокупности условий и пр. Что хотите разработать и апробировать?
Что хотите создать в результате эксперимента?
Какой результат хотите получить  в эксперименте?
8 Задачи Действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижении цели. Какие действия необходимо совершить для того, чтобы достичь цели эксперимента?
Какие промежуточные результаты необходимы для достижения цели?
Какие шаги нужно сделать для достижения цели?
9 Гипотеза Научно-обоснованное логическое предположение относительно способа реализации идеи и замысла эксперимента, совокупность воздействий, система мер по реализации задач эксперимента, максимально подробно изложенная модель-нововведение, за счет которой ожидается получить более высокие результаты образовательного процесса. Что будете проверять?
В чем состоит Ваше предположение  о том, как возможно реализовать идею и замысел эксперимента? Какие управляющие воздействия предполагаете по реализации задач эксперимента?
10 Диагностический инструментарий Средства оценивания результатов эксперимента: анкеты, типы интервью, диагностические задания, экспериментальные дидактические материалы С помощью чего будет осуществляться контроль за результатами? С помощью какого типа заданий будет проверяться результативность эксперимента?
11 Критерии оценки ожидаемых результатов Признаки, или параметры, на основание которых производится оценка эффективности экспериментальной разработки. Что будет оцениваться в ходе эксперимента, какие признаки в изменении состояния воспитанников? По каким параметрам будет отслеживаться результативность экспериментальных материалов? Как предполагается фиксировать, диагностировать, какие изменения произошли в воспитанниках?
12 Сроки эксперимента Время начала и предполагаемого завершения эксперимента Какова продолжительность эксперимента?
13 Этапы эксперимента Части определяющие промежуточные результаты эксперимента и последовательность их достижения Какие промежуточные результаты и в какой последовательности предполагаются для достижения цели?
14 Прогноз возможных негативных последствий Замедление темпов прохождения тем, отклонение от базового компонента содержания образования, изменение образовательных целей и пр., провоцирующее негативное изменение в воспитанниках. Какие возможные отрицательные последствия?
15 Способы коррекции, компенсации негативных последствий Управляющие воздействия со стороны экспериментатора, устраняющие негативные последствия. Какие конкретные действия могут компенсировать отрицательные последствия эксперимента? Как можно компенсировать отрицательные последствия?
16 Состав участников эксперимента Педагогический коллектив, участвующий в эксперименте по данной теме. Определение контрольной группы. Кто участвует в эксперименте?
17 Функциональные обязанности Распределение функциональных обязанностей всех лиц участвующих в эксперименте Кто за что отвечает в эксперименте?
18 База эксперимента Группа воспитанников, отдельная возрастная группа, параллель, все дошкольное  образовательное учреждение На каком контингенте проводится эксперимент?
19 Тип эксперимента Констатирующий,  поисковый, формирующий Какой тип эксперимента Вы осуществляете?
20 Форма предоставления результатов эксперимента для массовой практики Статья, отчет, методические рекомендации, программа и др. В какой форме будут описаны итоги эксперимента?
21 Научно-методическая обеспеченность эксперимента Перечень экспериментальных материалов для педагогов, управленцев, воспитанников Какова обеспеченность эксперимента научно-методическими разработками

Разработка проекта эксперимента позволяет избежать на практике многих ошибок и сократить время эксперимента. Так как педагогический эксперимент проводится с живыми людьми, он относиться к наиболее ответственным видам экспериментальной деятельности.

Этапы организации опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

I. Подготовительно-информационный:

– выработка функционального представления о проблеме, идее и предмете эксперимента;
– обсуждение на заседании совета педагогов вопроса о целесообразности создания экспериментальной площадки на базе ДОУ и определение ее тематики;
– создание совета эксперимента (научно-методический совет) и его деятельность по подготовке концепции и программы эксперимента;
–  выявление уровня компетентности педагогов по проблеме эксперимента;
– изучение педагогами-экспериментаторами историко-психо-лого-педагогической литературы и документов по теме исследования;
– организация специальной подготовки педагогов к работе в экспериментальном режиме;
– подбор критериев и проведение первичного мониторинга для констатирующей части эксперимента, анализ полученных данных.

II. Подготовительно-документальный:

– разработка и корректировка локальных актов по управлению экспериментом (Положение о совете эксперимента, Положение о научно-методическом совете, Положение о мастер-классе, Положение о временном творческом коллективе и т.п.);
– корректировка (в случае необходимости) должностных инструкций и инструкций по ОТ и ТБ участников опытно-экспериментальной деятельности;
– подготовка проспекта эксперимента и утверждение его на заседании высшего коллегиального органа ДОУ (конференция, общее собрание);
– разработка поэтапного плана ОЭР в соответствии с проспектом;
– внесение корректив в программу развития и годовой план ДОУ (или разработка новых);
– подготовка выступления педагогов на заседании экспертного совета соответствующего уровня (регион, город);
– утверждение проспекта опытно-экспериментальной деятельности на заседании экспертного совета соответствующего уровня (регион, город);
– комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов по проблеме эксперимента, включая электронные носители и Интернет;
– создание методических служб эксперимента (мониторинга, информационно-методическая, медико-психолого-педагогическая, социально-педагогическая);
– организация работы по созданию методического комплекса эксперимента (перспективные планы, авторские программы и методики, методические рекомендации, дидактические пособия и т.п.).

III. Функционирование экспериментальной площадки:

– организация экспериментальной работы в соответствии с планом каждого этапа;
– разработка и отбор критериев эффективности опытно-экспериментальной деятельности для проведения мониторинга;
– проведение мониторинга на каждом этапе эксперимента, включающего в себя исследование морального климата коллектива педагогов, воспитанников, их родителей с целью оказания помощи в коррекции и организации комфортности;
– выявление эмоционально-опосредованных отношений детей: определение уровня эмоциональной обстановки в группе детского сада (Волков Б.С. Методы изучения психики ребенка. М., 1994);
– диагностика наличия страхов у детей (Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995);
– наблюдение за проявлениями адекватного поведения детей (Психолого-педагогический журнал. Хабаровск, 2000. № 2);
– уровень самооценки дошкольников (Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., 1977). Выявление детей с заниженной самооценкой, для которых характерны: тревожность, неуверенность в себе, иногда — агрессивность;
– методика определения модели взаимодействия педагога с ребенком (Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. М., 2001). Выявление уровня удовлетворенности педагога от работы с детьми;
– наблюдение за поведением детей в различных ситуациях общения (Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. М., 2000). Определение уровня общения ребенка;
– тестовый опрос педагогов и родителей, выявляющий их представления друг о друге как о партнерах по воспитанию детей (Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002). Выявление причин, которые могут активизировать основанные на взаимном сотрудничестве отношения между педагогами и родителями;
– тест для педагогов на определение конфликтности, построенный на положении о ведущей роли одного из полушарий головного мозга (Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002);
– опрос родителей по методике В.В. Бойко (Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002). Выявление степени согласованности эмоционального и поведенческого (практического) отношения родителей к детям;
– экспресс-методика «Эффективность общения» (Готовимся к аттестации. СПб., 1999);
– модифицированный Н.Г. Хитровой рисуночный тест «Деловые ситуации» С. Розенцвейга (Энциклопедия психологических тестов / Под ред. А.А. Карелина. М., 1997);
– метод социометрических измерений (издание – то же). Выявление межличностных взаимоотношений в группе, определение ее целостных характеристик и душевного состояния отдельного человека;
– определение психологического климата группы (издание — то же). Отражение взаимоотношений, сложившихся в коллективе, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни;
– методика изучения привлекательности работы как одного из показателей социально-психологического климата (издание – то же). Определение общего эмоционально-динамического настроя, в котором отражаются установившаяся система взаимоотношений, господствующее умонастроение, удовлетворенность работой, ее привлекательность, единство коллективных и личных целей, степень совмещения официальных и неофициальных взаимоотношений на принципиальной и деловой основах.

Примечание. Предложен примерный перечень методик и тестов, из которых педагог-психолог ДОУ имеет возможность выбрать нужное. Вместе с тем совет эксперимента (научно-методический совет) ДОУ разрабатывает и адаптирует (в случае необходимости и модифицирует) свой пакет методик и тестов, отражающий особенности ОЭР:

– необходимая корректировка экспериментального процесса на основе результатов мониторинга;
– ведение педагогами дневника экспериментальной работы;
– проведение комплексной медико-психолого-педагогической диагностики участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители) в условиях работы в экспериментальном режиме;
– проведение систематических обследований участников с целью выявления динамики изменения значений основных показателей образовательной деятельности, а также социальных последствий эксперимента;
– фиксация состояния ВОП и определение тенденций его изменения;
– взаимодействие с учредителем и независимыми экспертами по проблемам эксперимента.

IV. Обобщающий:

– обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами;
– составление письменного отчета для органов различных уровней контроля экспериментальной работы;
– составление текстов докладов к научно-практическим конференциям, советам педагогов и т.п.;
– подготовка материалов для публикации в журналах «Дошкольное воспитание», «Управление ДОУ», «Обруч», газетах «Дошкольное образование» (приложение к газете «Первое сентября»), «Детский сад со всех сторон» и других российских и региональных изданиях;
– издание методических пособий по теме эксперимента, апробированных интегрированных и авторских программ, перспективных планов и т.п.

V. Распространение опытно-экспериментальных разработок на федеральном, региональном и городском уровнях

Предложенная структура организации экспериментальной работы носит лишь рекомендательный характер. Но, опираясь на нее, коллектив дошкольного учреждения любого региона России может построить характерную именно для него и учитывающую региональные особенности структуру.

Литература:

  1. Сиденко А.С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки. – М., 2001. – 61 с.
  2. Сиденко А.С., Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании. – М.: АПКиПРО, 2002. – 94 с.
  3. Федорова Л.А. Методические рекомендации по организации эксперимента в общеобразовательном учреждении / «Администратор образования» № 11.