Технология "Развитие критического мышления" на уроке истории "Реформы Александра II". 10-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:

  • Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.
  • Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими.
  • Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
  • Развитие умения анализировать полученную информацию.

Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.  Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий.

На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, создают свое видение изучаемого предмета или понятия, оперируют имеющимися в памяти представлениями, признаками, преобразовывают их.  В данном уроке – это вступительная беседа с актуализацией имеющихся знаний по предпосылкам Великих реформ. Затем постановка проблемы - «Что заставило Александра Второго прийти к выводу «отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу»? (Здесь работа с историческим источником и графиком восстаний)

Во второй фазе – стадии осмысления, работа с ЗХУ. Эта стратегия используется как для чтения, так и для прослушивания рассказов своих одноклассников.  В данном уроке ученики заполняют таблицу по результатам работы с текстами учебников (прослушивание содержания  3-х параграфов (28-30) и прочтения следующего параграфа (31)):

ЗНАЮ

  УЗНАЛ

ХОЧУ УЗНАТЬ

 

 

 

После заполнения таблицы каждая группа делает отчет о проделанной работе и отвечает на проблемный вопрос: «Какое событие произошло в 1861 году – отмена или падение крепостного права?»

На стадии рефлексии  происходит анализ последствий и значения Великих реформ по вопросам, предложенным учителем.

Тип урока: работа с информационными материалами.

Цели и задачи урока:

  • выявить причины 1861 г., ее содержание и последствия;
  • способствовать формированию критического мышления десятиклассников в процессе решения проблемного задания;
  • способствовать складыванию у учащихся собственного мнения при анализе деятельности и личностных характеристик царя – «освободителя».

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование:

1. Учебники:Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. «Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время» 10 класс. М., Просвещение, 2007;
В.И.Буганов, П.И. Зырянов «История России. Конец ХVII-ХIХ вв.» 10 класс. М., Просвещение, 2008.
2. Портрет  Александра Второго
3. Стенд «Знаете ли вы, что…» (опережающее задание)

ХОД УРОКА

I. Стадия вызова

Вступительная беседа:

  • В чем состояла сущность аграрного вопроса в России в первой половине ХIХ в.?
  • Когда этот вопрос прочно вошел в национальное самосознание?
  • Какие попытки решить его предпринимались предшественниками Александра Второго и чем они завершились?
  • В контексте каких международных событий происходила реформа 1861 года? (По последнему вопросу вступительной беседы могут быть названы следующие события:

А) отмена рабства и Гражданская война в США (1861-1865 гг.);
Б)  завершение объединения Италии и Германии (1870 г.);
В) революция Мэйдзи в Японии (1867-1868 гг.)).

Далее постановка ПРОБЛЕМЫ: «Что заставило Александра Второго прийти к выводу «отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу»?

Ответ на этот вопрос требует анализа экономических, политических, социальных и внешнеполитических причин. (На столы раздается первый материал: Приложение 1).

Учитель: Выскажите собственные мнения по этому вопросу, прочитав данный материал. 

Задание 1:

  • Суть крестьянского вопроса заключалась в предоставлении им  земли и воли. Крестьян можно сделать свободными, объявив им волю.  А как решить вопрос о наделении их землей, не посягая на интересы помещиков-крепостников?  
  • На что объективно были направлены интересы императора: защиту интересов помещиков, разрешение крестьянского вопроса вопреки противодействию помещиков или, судя по его выступлению перед московским дворянством, предотвращение потрясений «снизу»?

Приложение 2.  На столы раздается График развития крестьянских волнений в России, начиная с предреформенных лет до 1864 г.

Учитель: По данным жандармерии, в год, предшествующий реформе, в России произошло бунтов и восстаний столько же, сколько за предыдущие десять лет.

Задание 2:

  • Выявите тенденцию.
  • На какой вопрос можно найти ответ в этой диаграмме? Сформулируйте его.

II. Стадия осмысления

Учитель: Попробуйте ответить на проблемный вопрос: «Какое событие произошло в 1861 году – отмена или падение крепостного права?»

Для ответа на данный вопрос класс делится на 3 группы: 1 группа прочитала дома параграф 68 из учебника Сахарова; 2 группа – параграф  69, 3 группа – параграф 70.

Задание 3.   Все ученики  заполняют  таблицу с соответствующими маркировке графами.  

Алгоритм действий учеников: один из учеников от каждой группы вкратце пересказывают текст параграфов, учащиеся делают пометки карандашом в учебнике, в Приложении 1 и заполняют таблицу с графами:

ЗНАЮ

НОВОЕ (узнал)

ХОЧУ УЗНАТЬ

 

 

 

После  выступлений все ученики читают параграф 71 о государственных преобразованиях в 60-70-е гг. ХIХ века и также заполняют выше представленную таблицу. После заполнения таблицы каждая группа делает отчет о проделанной работе и отвечает на проблемный вопрос: «Какое событие произошло в 1861 году – отмена или падение крепостного права?»

Беседа с классом по вопросам:

1. Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо?
2. Какую новую информацию вы получили?
3. Какую информацию вы не поняли? В чем состоит трудность?

III. Стадия рефлексии

Учитель: Проанализируйте последствия преобразований:

  • Почему реформа 1861 г. не удовлетворила ни помещиков, ни крестьян, ни правительство? В чем состояла ее половинчатость?
  • В чем проявилось недовольство реформой?
  • В ХV-ХVI вв. существовала пословица: «Царские милости в боярское решето сыплются». Найдите в учебнике текст, подтверждающий, что убеждение крестьян в этом закрепилось после обнародования Манифеста 19 февраля 1861 г.
  • В чем состояло историческое  значение реформ  60-70 гг., их благотворность для Российского государства?