Игры на уроках русского языка "Зарифмуем… правила"

Разделы: Русский язык


Игра – самое любимое, самое естественное занятие детей. Значение детской игры очень велико, так как именно в игре мы получаем опыт, который необходим для всей дальнейшей жизни. Человек, у которого в детстве было много разнообразных, сложных и справедливых игр, вырастет более развитым, гармоничным и готовым к общению с другими людьми.

Известно, что детская игра моделирует социальное познание мира, собирание своего «я» каждой подрастающей личностью. В исследованиях отечественных педагогов подчеркнута необходимость связи игры и обучения. Социальная по своей природе игра насыщает опыт вхождения ребенка в коллектив, учит его проявлять и регулировать практику творчества, повторения и воспроизведения личностной активности. Л.В.Выготский утверждает, что игра позволяет ребенку стать на голову выше себя, создавая зону «ближайшего развития».

Игры широко применяются на уроках как методические приемы обучения школьников. Их можно использовать на любом этапе урока: усвоения новых знаний, закрепления и обобщения изученного материала, контроля. Игра – это способ не только проверки творческих возможностей каждого ученика, но и метод развития у учащихся мотивации к учению, умения сотрудничать при решении общих задач, творческого применения знаний в новых ситуациях. Обилие созданных учителем игровых ситуаций на уроке – один из показателей его мастерства.

Есть множество способов классифицировать игры, но все они имеют общую методическую цель – развивать определенную грань способностей учащихся. Таким образом, весьма условно выделены игры: учебные, комбинаторные, аналитические, ассоциативные, контекстные, языковые, творческие задания, кроссворды, викторины и т.д. При этом чем чаще дети будут играть, тем меньше будут воспринимать игру как неожиданный перерыв в учебе, тем легче и точнее они будут настраиваться на игру.

Учебные игры помогают закреплять и, что более важно, активизировать полученные ребятами знания. В игровой ситуации из памяти извлекается то, о чем обычно говорят: «Я и не знал, что я это знаю». Сам процесс учебной игры может дать ребятам больше, чем систематические объяснения учителя. Одной из форм учебной игры является игра «Зирифмуем правила», которая часто используется на уроках учителями-словесниками в виде зарифмованных грамматических правил.

Ни в коей мере не претендуя на то, чтобы рекомендовать коллегам использовать мои стихотворные опыты, хочу поделиться одним из подходов к организации нестандартного игрового урока.

Запоминание наизусть поэтических произведений и отрывков практикуется в школе довольно часто, правда, в основном на занятиях по литературе. А что, если использовать стихотворения и на уроках языка в виде зарифмованных грамматических правил? Вот я и попыталась, работая в 5 классе, записать некоторые правила в стихах. Практика показала, что эту форму работы ребята хорошо воспринимают, стихотворений на уроках ждут, стараются их запомнить и, главное. Видят в них пользу для себя.

Конечно, не все зарифмованные правила несут одинаковую нагрузку. Некоторые из них отсеиваются, но остается основное – урок выглядит свежее, интереснее, вызывает у ребят желание написать что-то подобное.

Правила-стихотворения эффективны не сами по себе. Без анализа их и приведения примеров учащимися учитель вряд ли сможет достигнуть желаемого результата.

Итак, приглашаю вас вслед за моими воспитанниками совершить стихотворное путешествие по курсу русского языка в 5 классе.

Приложение 1

С целью лучшего усвоения материала по теме «Словосочетание» учитель может использовать многостишие:

Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нем ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто же кто есть – без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идет
К зависимому слову,
И никогда – наоборот,
Запомни как основу.

Желательно, чтобы на доске до начала объяснения нового материала были написаны примеры словосочетаний: красное знамя, любимая Родина, учиться в школе, интересно рассказывать и т.д. Внимательно ознакомившись со стихотворением, учащиеся без труда смогут ответить на вопросы учителя: 1) Почему в словосочетаниях права у слов не равны? 2) Из каких слов состоит словосочетание? 3) Как они называются? 4) От какого слова к какому нужно ставить вопрос?, а также определить в записанных на доске примерах главное и зависимое слово, поставить вопросы от главного слова к зависимому.

Обычно ребята неплохо различают предложения по цели высказывания, но часто забывают их названия. Запомнить термины помогают строки:

По цели всегда различай предложение:
В повествовательном – сообщение,
Вопрос в вопросительном (Дашь ответ?)
А в побудительном – просьба, совет.

Второстепенные члены предложениядополнение, определение и обстоятельство – темы, совершенно новые для пятиклассников. Поэтому при их изучении может пригодиться такое изложение правил:

Дополнение

Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их, без промедления
Тут же отыщутся дополнения.

Учащиеся вспоминают все косвенные падежи, вопросы к ним и после знакомства со стихотворением смогут легко сказать: 1) На какие вопросы отвечает в предложении дополнение? 2) Какое слово выступает в роли дополнения в первом предложении стихотворения?

Учителю нужно только предварительно объяснить, как принято подчеркивать дополнение.

Определение

Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.

Вопросы учителя могут выглядеть так: 1) Что обозначает определение? 2) На какие вопросы определение отвечает? 3)Как подчеркивается определение в предложении?

После такой работы пятиклассники без труда приводят свои примеры предложений с определениями.

Наибольшую трудность для учащихся составляет запоминание вопросов, на которые отвечает обстоятельство. Преодолеть ее может помочь маленькое стихотворение:

Обстоятельство

На вопросы: Где? Когда?
Как? Откуда? И куда?
Обстоятельство ответ
Даст тебе всегда.

Семь вопросов – просто чудо!
Их запомнить просто так:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Почему? Зачем? И Как?

Что касается изучения пунктуации в 5 классе, то с постановкой запятой при однородных членах ученики знакомы. Нужен лишь обобщающий урок с добавлением новых знаний. С темой же «Обращение» пятиклассники раньше не встречались, и ее изучение может вызвать некоторые затруднения.

Обращение

Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можешь смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.

Когда именно познакомить учащихся с этим стихотворением, каждый учитель должен решить сам. Его можно использовать в начале изучения темы, а можно и в заключении (как своеобразный итог). В последнем случае уместны задания:1) Найти в стихотворении обращение. 2) Объяснить знаки препинания в третьем предложении. 3) Сделать синтаксический разбор первого предложения.

Очень важно, чтобы ребята не только могли разбирать предложение по членам, но и привыкали к определенному порядку, а они часто, увлекшись «добыванием» из предложения подлежащего, сказуемого, всех второстепенных членов, забывают назвать вид предложения по цели высказывания.

Разбор предложения

Когда предложения разбор предстоит,
Определите сначала его вид,
Главные члены и второстепенные
И под конец – если есть – обращение.

Ребята легко запоминают это стихотворение, и стоит забывчивому ученику начать разбор с определения главных членов, а не с установления вида предложения по цели высказывания, как по классу пробегает шумок: «Когда предложенья разбор предстоит…», и отвечающий спохватывается: «А, вид предложения…» Это тот случай, когда не нужно бояться подсказки.

Сложное предложение

Одно предложенье простое с другим
Жить предложеньем решили одним.
Простых может три быть, четыре и пять,
Но важно их все запятой отделять.

Учащихся лучше познакомить со стихотворением уже после объяснения материала. Тогда им будет понятно, почему «два или больше простых», и почему нельзя забывать о запятых. Начиная изучение раздела «Фонетика», целесообразно ознакомить учащихся с его целью и задачами, потом предложить небольшое стихотворение:

Когда с тобой мы слово пишем,
Его в уме мы как бы слышим.
Когда же люди говорят,
То произносят звуков ряд.
А изучает их, заметь-ка,
Раздел грамматики – «Фонетика».

Вопросы учителя: 1) Что такое фонетика? 2) Что она изучает?

Для повторения можно использовать объяснение запятых во втором предложении.

Алфавит

Что такое алфавит?
Вам, ребята, он известен.
Буква в нем всегда стоит
На своем особом месте.
Учим, учим назубок
Алфавит мы дружно,
Чтобы он найти помог
В словарях, где нужно.

Алфавит

А, б, в, г, д, е, ё –
Постираем мы бельё.
Ж, з, и, й, к, л, м –
Апельсинку быстро съем.
Н, о, п, р, с, т, у –
Погуляем на мосту.
Ф, х, ц, ч, ш, щ –
Ах, какая чаща!
ъ, ы, ь –
Не запомнятся никак.
Э, ю, я –
Вот и все, мои друзья.

Эти многостишья помогут усвоить правильную постановку ударения в слове алфавит, а также ответить на вопрос: 1) Зачем же все-таки нужно запоминать буквы по порядку? Учащиеся могут объяснить постановку запятых при обращении «ребята».

Слог, ударение

На листья делится листва,
На слоги делятся слова.
Мы в слове слог ударный
Найдем элементарно.
Тот слог ударным мы зовем,
Запомни, если хочешь,
Который мы произнесем
Сильнее всех и громче.

Фонетический разбор

Фонетический разбор –
И несложен он, и скор:
Надо нам сперва толково
Разделить на слоги слово
И – труда в том нет почти –
Ударение найти.
А потом на том же листике
Звукам дать характеристику.
Сколько букв и сколько звуков
Посчитать – и вся наука.

В стихотворении указан порядок фонетического разбора, что, несомненно, организует учеников в работе, позволяет им запомнить последовательность операций.

В четверостишии, которое учитель может предложить для знакомства с разделом «Лексика», рассказывается о разных сторонах изучения этой темы:

Коль хочешь узнать ты значение слова,
Словарь открывай под названьем «Толковый».
В нем на страницах большая страна,
Лексикой, школьник, зовется она.

Важнейшее условие заинтересованного отношения ребенка к предмету – это личность педагога, его увлеченность своим делом.

Л.Н.Толстой советовал учителям: «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их». Кроме того очень важно именно в настоящее время применение педагогом на уроках русского языка разнообразных форм и методов обучения. «Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания», – говорил Буслаев. Игра – одна из форм и методов обучения и воспитания, которая тоже является частью разнообразия.