Подвиг Жанны д'Арк. 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Оборудование: видеопроектор, презентация к уроку, наглядный материал «Столетняя война».

Цель урока: Сформировать представление о героизме на примере подвига Жанны д'Арк.

Задачи:

  • охарактеризовать этапы Столетней войны;
  • выявить место и роль Жанны в войне;
  • выявить отношение к Жанне разных слоев населения;
  • выяснить причины предательства Жанны, а затем ее возвышения королем до национальной героини;
  • определить свое отношение к проблеме героизма.

Урок: повторительно-обобщающий.

Ход урока

I этап. Мотивационный. Формирование групп.

Ученики выбирают карточки с тезисами, по которым определяют название своей группы: «Франция», «Компьен», «Орлеан», «Руан», «Эксперты».

На рабочих столах каждой группы лежат карточки, на которых написаны роли: аналитик, эксперт, исследователь, проектировщик, докладчик, хронограф, эксперт-зритель. Ученики распределяют роли. К каждой роли прилагается инструкция – руководство к действию.

  • Аналитик: анализирует тексты, документы – расчленяет на части, устанавливает связи, синтезирует;
  • Эксперт: проверяет научность представленных аргументов, используя словари, хрестоматию;
  • Исследователь: исследует факты;
  • Проектировщик: составляет тезисы доклада;
  • Докладчик: выступает с докладами – резюме групп;
  • Эксперт-зритель: оценивает выступление учеников.

II этап. «Хронос».

1. Командам раздаются таблицы, которые они должны заполнить.

Задание командам: дать название и указать даты Первого и Второго этапа Столетней войны, третий этап войны расписать на подэтапы.

(1 этап: 1337–1360 гг. Неудачи Франции. Жакерия.

2 этап: 1369–1396 гг. Реформа французской армии. Бертран Дюкеглен. Уот Тайлер.

3 этап: к. XIV в. – 1453 г.

  • Бургундцы и арманьяки
  • Союз англичан с бургундцами
  • 1415 г. – битва при Азенкуре
  • Бургундцы в Париже (Бегство дофина)
  • Осада Орлеана
  • Утрата веры в победу
  • Жанна д'Арк у короля
  • Снятие осады с Орлеана
  • Коронация в Реймсе
  • Слава Жанны
  • Неудача под Парижем
  • Плен (Компьен)
  • Суд англичан
  • Казнь Жанны
  • Победа Франции.)

Ответы команд. Эксперты подводят итоги.

2. «Орлеанская дева». Вопрос учителя командам: «Почему Жанна пришла к королю?»

Команды заполняют таблицы, дают ответы. Эксперты оценивают.

3. Заранее подготовленные ученики показывают сцену «Встреча с королем»:

Король. Кто ты?

Жанна. Я – Жанна, дочь крестьянина из деревни Домреми.

Король. Что тебе нужно?

Жанна. Царь небесный поручил мне два дела: снять осаду с Орлеана и повести вас, ваше величество, для коронации в Реймс. Я послана Богом, чтобы помочь вам и вашему королевству.

Король. Как ты сможешь доказать это?

Жанна. Дайте мне войско, я пойду в Орлеан и сниму осаду!

Епископ. По твоим словам, Жанна, получается, что Бог хочет помочь французскому народу избавиться от бедствий. Ну а если Францию освободит сам Бог, то зачем же тогда нужны солдаты?

Жанна. Солдаты будут сражаться, а Бог пошлет им победу!

Король. Можешь ли ты сотворить чудо?

Жанна. Я пришла сюда не творить чудеса. Отправьте меня в Орлеан.

Король. Я разрешаю тебе присоединиться к войскам. Изготовить для Жанны доспехи и знамя.

(Жанна уходит)

Епископ. Жанна сослужит нам свою службу, а там видно будет.

Учитель задает вопрос командам: «Что имел в виду епископ, когда сказал: «А там видно будет?»

Команды заполняют таблицы, отвечают. Эксперты оценивают.

4. «Жанна на войне».

Учитель задает вопрос командам: «Представьте этапы участия Жанны в войне». Команды представляют этапы (по жребию представители команд получают задание:

  • «Снятие осады с Орлеана».
  • «Коронация в Реймсе».
  • «Слава Жанны».
  • «Неудача под Парижем».
  • «Плен у крепости Компьен»).

Учитель задает вопрос командам: «Почему Жанна попала в плен?»

Команды записывают ответы в таблицу, отвечают, передают ответы экспертам.

5. Учитель: 20 февраля 1431 год. «Жанна на допросе».

Заранее подготовленные ученики показывают сцену «Допрос Жанны».

Жанна. Высокие господа! Задавайте мне вопросы один после другого.

Первый епископ. Хотела ли ты просить мира у герцога Бургундского?

Жанна. Мир можно получить лишь на конце копья.

Второй. Ненавидит ли Бог англичан?

Жанна. Мне ничего не известно о любви или ненависти Бога к англичанам…но я твердо знаю, что все они будут изгнаны с французской земли, кроме тех, кто найдет на этой земле смерть.

Третий. Признавайся, что ты колдунья, отрекись от ереси!

Жанна. Я не колдунья. Я хотела свободы для Франции.

Третий. Ты убивала людей.

Жанна. Я никого не убила. Я просто шла впереди всех со знаменем в руках.

Второй. Ты носишь мужскую одежду. Ты колдунья.

Жанна. Если вы изломаете у меня все суставы и разлучите душу с телом, вы не получите от меня другого ответа. Я не колдунья.

Первый. Отрекись, Жанна, предайся в руки церкви и ты спасешься от казни.

Второй. Согласись носить женскую одежду. Тебя помилуют.

Жанна. Я защищала Францию и потому носила мужскую одежду. Меня вел Бог.

Третий. Тебя вел не Бог, а дьявол.

Первый. На костер колдунью!

Второй и Третий. Сжечь еретичку!

Учитель: Почему англичане устроили суд над Жанной? Что они хотели доказать?

Команды дают ответы. Эксперты записывают в оценочный лист выводы об ответах команд.

Ученики показывают сцену «В тюрьме».

Жанна. Еретичка! Сочли ересью, что оставила дом и пошла защищать Родину! Ересь – что воевала в мужской одежде, ересь – что предсказывала победу! Называют колдуньей, оскорбляют, избивают, приковывают цепью. Архангел Михаил, помоги! Я все делала, как ты велел мне. Я шла впереди войска с белым знаменем, я помогла нашему дофину Карлу стать королем. И я в тюрьме. Я не могу больше этого выносить.
Господи! Ты требуешь от меня слишком многого! Я желаю подчиниться церкви! Я не хочу на костер!..
Покориться этим людям? Предать свое дело? Нет, лучше костер! Только не предать дело своей жизни!

Учитель: Какой документ подписала Жанна, признав себя ведьмой? Почему она это сделала?

Команды дают ответы. Эксперты записывают в оценочный лист выводы об ответах команд.

6. Учитель: Казнь. З0 мая 1431 года в 8 часов утра Жанну вывели из тюрьмы. 800 солдат охраняли место казни.

Жанна.

Опять с народом я моим;
И не повержена; и не в презренье;
И не клянут меня; и я любима…
О, Родина моя! Свободна и едина!
Смотрите, радуга на небесах,
Растворены врата их золотые;
Средь ангелов – архангел Михаил
Ко мне простер руки он святые…
Я в облаках и мчусь я быстротечно…
Туда… туда… Земля ушла из глаз;
Минута – скорбь, блаженство бесконечно.
Молитесь, люди, вы за всех за нас!

Ученик.

Костер разгорается выше, выше.
Минута прощания. Тише, тише…
Проходят враги, палачи, каратели,
С притворным смиреньем проходят предатели,
К потомкам взывая: «Прощенья, прощенья!»
Но нет предательству отпущенья!

Учитель: Кого имел в виду автор стихотворения: «С притворным смиреньем проходят предатели?»

Команды дают ответы. Эксперты записывают в оценочный лист выводы об ответах команд.

Учитель: Что могли думать о Жанне разные слои населения? Отвечать необходимо от первого лица.

Группы по жребию выбирают:

  • духовенство
  • дворяне
  • горожане
  • солдаты Жанны
  • крестьяне

Учитель: Во Франции развернулась народно-освободительная война. В 1453 году Столетняя война закончилась. Англичане были вытеснены с территории Франции. Все как предсказывала Жанна. Король не признавал роль Жанны в освобождении Франции. В 1456 году Карл VII решил оправдать свою спасительницу. Приговор, вынесенный Жанне в Руане и его 12 статей были признаны ошибкой.

Почему король Карл VII сначала предал Жанну, а потом ее оправдал?

Команды дают ответы. Эксперты записывают в оценочный лист выводы об ответах команд.

Учитель: Правильно ли поступила Жанна, пойдя на костер, во имя тех, кто ее предал?

Команды дают ответы. Эксперты записывают в оценочный лист выводы об ответах команд.

Учитель: Подвиг Жанны д'Арк…В чем состоял подвиг?

Команды дают ответы. Эксперты записывают в оценочный лист выводы об ответах команд.

Учитель: У каждого в жизни есть выбор: «Я или Родина?» Кто-то выбирает себя, и лишь немногие – Родину, но благодаря им Родина жива!

III этап. Подведение итогов.

Группа «Эксперты» отмечает команды, которые наиболее активно, более точно выполняли задания. Учитель отмечает наиболее яркие выступления.

Учащиеся дописывают на листочках предложения, которые представлены на заключительном слайде:

  • Я считаю, что…
  • Особенно удачным было…
  • В то же время. Я посоветую…
  • Исходя из…хотелось бы…
  • А мне бы хотелось…
  • Мне мешало…, потому что…
  • Я понял(а), что…
  • Наше занятие поможет мне в …

Учитель благодарит учеников за работу на уроке. Оценочный лист, после дополнительной обработки учителем, вывешивается в классе к следующему уроку.