Урок-игра "Счастливый случай"

Разделы: Математика


Обучающие цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по геометрии за курс 7-8 класса.

Развивающие цели урока:

  • развивать внимание и мышление;
  • развивать познавательный интерес, интеллект.

Воспитательные цели урока:

  • воспитывать положительную мотивацию к урокам математики;
  • воспитывать дружеские отношения, умение работать группой.

Задачи урока:

  • повторить теоретический материал по геометрии за курс 7 – 8 класса;
  • вовлечь учащихся в самостоятельную учебно-творческую деятельность.

Участники: три команды по 7 – 8 человек.

Оборудование: карточки, “рублики” (красные кружочки на которых изображена единица), проектор, экран, презентация.

Домашнее задание: подготовить вопрос (задачу) команде – сопернику.

Ход урока

1. Организация начала урока. (Слайд 1)

Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Урок-игра это соревнование, где каждый может проявить свою смекалку, сообразительность. В игре принимают участие три команды по 8 человек. Название команд “Треугольник”, “Ромб”, “Квадрат”. За правильный ответ команда получает “рублик”. Победит та команда, которая наберет больше “рубликов”, но в конце игры все учащиеся должны получить отметки. Она зависит от места, которое заняла команда, так же от личного вклада в игру. Данная игра состоит из четырех геймов. 2 минуты.

I гейм: “Темная лошадка” (Слайд 2)

Учитель: Капитаны команд берут карточки с задачами, на решение 5–7 минут, за верно решенную задачу выдается “рублик”.

Задача № 1

В прямоугольной трапеции острый угол равен 450. Меньшая боковая сторона и меньшее основание равны по 10 см. Найти большее основание.

 

Задача № 2

В ромбе АВСD высота ВК делит сторону на АD на отрезки АК = 12 см и КD = 8 см.

Найдите высоту ВК.

 

Задача № 3

В равнобедренном треугольнике АВС высота АD разбивает сторону ВС на отрезки ВD = 16 см и DС = 4 см. Найдите высоту АD.

 

Ответы: 1) 20 см; 2) 16 см; 3) 12 см. (Слайд 3)

II гейм: “Дальше, дальше…” (Слайд 4)

Учитель: Я задаю вопрос, кто из группы знает ответ, сразу отвечает. Вопросы на экране. (Каждая команда отвечает 3 – 4 минуты, за верный ответ команда получает “рублик”).

Вопросы команде “Треугольник” (Слайд 5)

1) Стороны прямоугольного треугольника катеты и гипотенуза
2) Отрезок треугольника, делящий угол пополам биссектриса
3) Сумма смежных углов 1800
4) Прямые не имеющие общих точек параллельные
5) Угол больше 900 тупой
6) Утверждение, принимаемое без доказательства аксиома
7) Часть прямой ограниченная двумя точками отрезок
8) Инструмент, используемый для измерения углов транспортир
9) Четырехугольник, у которого все стороны равны ромб, квадрат

Вопросы команде “Ромб” (Слайд 6)

1) Сумма углов треугольника 1800
2) Сколько прямых можно провести через две точки одну
3) Чему равен квадрат гипотенузы сумме квадратов катетов
4) Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны медиана
5) Угол меньше 900 острый
6) Часть прямой ограниченная 1точкой луч
7) Множество точек, равноудаленных от данной точки окружность
8) Четырехугольник, у которого противоположные стороны параллельны параллелограмм
9) Если прямые параллельны, то накрест лежащие углы равны

Вопросы команде “Квадрат” (Слайд 7)

1) Какие углы равны вертикальные
2) Прямые имеющие одну общую точку пересекающиеся
3) Сумма углов четырехугольника 3600
4) Самое короткое расстояние от точки до прямой перпендикуляр
5) Угол равный 900 прямой
6) Если прямые параллельны, то соответственные углы равны
7) Инструмент, используемый для измерения отрезков линейка
8) Четырехугольник, у которого две стороны параллельны трапеция
9) Отрезок, соединяющий две точки окружности хорда

III гейм: “Гонка за лидером” (Слайд 8)

Учитель: Капитаны получите листы с задачами. На решение отводится 6 – 8 минут, за каждую верно решенную задачу команда получает “рублик”.

Таблица

Ответы: 1) 1550; 2) 150; 3) 24; 4) 30; 5) 56 (команды передают лисы друг другу, взаимопроверка. Ответы на сайде 9)

IV гейм: “Ты – мне, я – тебе”. (Слайд 10)

Учитель: Команды задают вопросы-задачи в следующей последовательности: “Треугольник” —> “Ромб” —> “Квадрат” —> “Треугольник”. На ответы отводится по 1минуты, всего 3 мину.

Задачи проверяются и обсуждаются каждой командой с учителем и группой до игры. Примеры задач: Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 12 см и 6 см? Чему равна площадь прямоугольного треугольника с катетами 9 см и 18 см? Чему равна площадь квадрата со стороной 13 см?

Подведение итогов игры. Награждение 1 минуты.

Рефлексия. Назовите самых успешных в каждой группе учащихся. Кого ответы можно считать лучшими. Почему? Каму, по вашему мнению, можно поставить оценку на бал выше? (выставление оценок). 1-2 минуты.

Презентация