Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ)

Разделы: Русский язык


Цели:

  • подготовить учащихся к написанию сочинения по типовому варианту заданий ЕГЭ (часть C1);
  • формировать и развивать у выпускников коммуникативные навыки (способность понимать высказывание, строить монологическое высказывание на общественно значимую тему), умение обобщать информацию, убедительно аргументировать мысль.

Задачи: проанализировать текст В. Солоухина; познакомить с точкой зрения автора текста на поставленную им проблему; сформулировать авторскую позицию; помочь старшеклассникам выразить свое мнение по проблеме, предложенной в тексте; аргументировать собственную позицию по поводу прочитанного (поддерживающая или опровергающая аргументация).

Подготовительный этап: знакомство с текстом, выполнение заданий, связанных с его содержанием, работа в группах.

Задание к уроку (группам): собрать информацию, используя все доступные источники (СМИ, художественная литература и др.), поддерживающую или опровергающую позицию автора.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Тип: развитие речи.

Оборудование: компьютер с проектором, диски с презентациями, распечатанный текст (Приложение 1), языковые и речевые стандарты-клише (Приложение 2).

Ход урока

I. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня мы готовимся к написанию сочинения по предложенному тексту. Наша задача состоит в том, чтобы определить, какие проблемы в нем подняты, выявить авторскую позицию, подобрать аргументы, поддерживающие справедливость точки зрения автора или опровергающие ее.

II. Повторение компонентов структуры текста (задание с развернутым ответом (C1))

(слайд 1, Презентация)

  1. Вступление. Формулировка проблемы (проблема какая; формулировка в виде вопроса)
  2. Комментирование проблемы.
  3. Выявление авторской позиции.
  4. Выражение собственной позиции.
  5. Аргументация (не менее двух-трех аргументов).
  6. Выводы, заключение.

III. Работа с текстом.

а) Чтение и прослушивание текста по В. Солоухину (на столах учащихся лежат листы с распечатанным текстом, приложение 1)

б) Беседа по содержанию текста (с целью определения позиции автора). Выявление первичного восприятия, создание мотивации для написания своего текста.

  • Какой теме посвящен текст?
  • Как бы вы его озаглавили?
  • Близка ли эта тема вам? Чем для вас интересен этот текст?
  • Что такое проблема текста? (Слайд 2)
    Проблема – это основной вопрос, поставленный и решаемый автором текста.
    Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования.
  • Какая проблема(-ы) рассматривается автором?
  • Какую роль, по его мнению, в общественной жизни играет телевидение? Как влияет оно на традиции народа? Опасно ли это влияние?
  • Что утверждает автор? В чем В. Солоухин видит причины потребительского отношения к искусству и снижения познавательной и творческой активности человека?
  • Есть ли, по его мнению, выход из создавшегося положения?

в) Задание. Сформулируйте проблему текста, используя различные способы формулировки проблемы

1 вариант: проблема какая?
2 вариант: формулировка в виде вопроса

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Делаем выводы. Автор рассуждает о роли телевидения в жизни человека, о его влиянии на традиции народа. В тексте подняты следующие проблемы:

  1. Автор размышляет над проблемой влияния телевидения на познавательную и творческую активность человека.

    В тексте поднимается проблема...
    Текст В. Солоухина заставил меня задуматься над непростой проблемой...
    Автора волнует также проблема интереса людей к различным передачам.

  2. Как влияет телевидение на познавательную и творческую активность человека? Опасно ли это влияние и чем? Какие передачи вызывают наибольший интерес зрителей? Что лежит в основе этого интереса? Этим непростым проблемам посвящен текст В. Солоухина.

    Прочитав текст В. Солоухина, я задумался над вопросом: Как влияет телевидение ...? ...?
    Как влияет телевидение...?...? – над этой проблемой размышляет в своем тексте автор.
    Автора текста интересует вопрос: как влияет телевидение...

г) Сформулируйте и запишите, какова позиция автора, отраженная в тексте?

  • Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
  • Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
  • Как выражено отношение автора к изображаемому?

Помните, если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

д) Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Используйте различные способы формулирования авторской позиции. (Слайд 3)

Позиция автора такова:

– Автор считает, что ...

– Автор стремится донести до читателя мысль о том, что ...

– Автор убеждает нас в том, что ...

– Цель автора текста – убедить читателя в том, ...

– Основная мысль текста заключается в том, что ...

– Автор подводит читателя к мысли о том, что ...

  • всеобщее увлечение телевизионными передачами формирует потребительское отношение к искусству и снижает познавательную и творческую активность человека,
  • наибольший интерес вызывают развлекательные передачи, специальные передачи в первую очередь заинтересуют неспециалиста.

Приведем примеры комментариев к одной из проблем этого текста.

  • Проблему влияния телевидения на познавательную и творческую активность человека в данном отрывке из очерка В. Солоухин раскрывает на примере высказывания английского фермера, назвавшего телевизор «бедствием», в том смысле, что тот отнимает время и вырабатывает пассивность. Например, его дочери, проводя у экрана целые вечера, так и не приобрели никаких полезных и интересных умений: ни умения играть на скрипке или фортепиано, ни умения вышивать или кататься верхом.
  • Автор называет причины, побудившие его задуматься над этим вопросом. В. Солоухин не случайно подчеркивает, что прежде всего у молодежи постепенно вырабатывается потребительское отношение к искусству, т.к. телевидение лишает зрителя возможности активного, живого творчества.
  • ... Стремясь вовлечь читателя в совместные размышления о роли телевидения, В. Солоухин рассматривает его в несколько необычном ракурсе – телевидение как продукт потребления.
  • Решая проблему, В. Солоухин подводит читателя к мысли о том, что всеобщее увлечение телевизионными передачами формирует потребительское отношение к искусству и снижает познавательную и творческую активность человека. Доказывая эту мысль, автор приводит мнение английского фермера о влиянии просмотра телевизора на развитие дочерей, а также ссылается на свою статью «Творец или зритель?», рассуждая о причинах, побудивших задуматься над важностью проблемы. И мы понимаем, ...

IV. Аргументация собственной позиции. Типы аргументов.

Учитель: Мы сформулировали позицию автора. При выполнении задания C1 выпускник должен выразить свое отношение к его точке зрения на данную проблему. Обратите внимание: недостаточно лишь формально заявить о своем мнении (я согласен/не согласен с автором). Позиция пишущего должна быть подкреплена двумя-тремя аргументами (с опорой на знания, жизненный или читательский опыт). В этой части работы нужно строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение.

Теоретическая разминка (актуализация полученных ранее знаний)

Подготовленный ученик (эксперт) объясняет теоретический материал по теме «Что такое аргументация»? (Слайд 4 и 5)

Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос почему?, а аргументы отвечают: потому что...

Аргументация может быть поддерживающей и опровергающей. Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» (чужого тезиса). Если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезисы совпадают.

Аргументы «за» должны быть:

  • правдивыми, опираться на авторитетные источники;
  • доступными, простыми, понятными;
  • отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого тезиса, слабые, не выдерживают критики. Выстраивая опровергающую аргументацию, выпускник должен проявить тактичность, этическую корректность.

V. Подбор аргументов. Самостоятельная работа. Работа в группах. Задание: подобрать два-три аргумента, подтверждающих вашу мысль.

  • Какие аргументы по поднятой проблеме в отрывке из очерка В. Солоухина можете привести?
  • Почему важна проблема? Что вы думаете об этой проблеме? Какими примерами подтвердите?
  • Вспомните какие-либо ситуации, жизненные факты.
  • Представьте аргументы, поддерживающие или опровергающие справедливость вывода, к которому пришел автор текста. По возможности используйте разные виды аргументов.

Обратите внимание на конструкции, с помощью которых можно сформулировать собственную позицию. (Слайд 6)

  • Нельзя не согласиться с автором в том, что ...
  • С автором можно поспорить:
  • Автор прав в том, что ... однако его мысль о ... вызывает сомнение.

VI. Подведение итогов. Проверка полученных аргументов, тезисная запись наиболее убедительных.

  • С автором текста трудно не согласиться. Действительно, многие люди, как молодые, так и пожилые, посвящают просмотру телепрограмм значительную часть времени. Телемания может привести к тому, что у людей возникнет слишком много проблем. Рассмотрим только некоторые из них. Во-первых, по вине телевидения у школьников часто снижается успеваемость в школе из-за неумения распределять время, формируется представление, что обучение должно проходить в легкой, развлекательной форме, не требовать особых усилий. Учеба для таких детей становится мучением, т.к. они совершенно не привыкли заниматься. Во-вторых, мало времени уделяется чтению. В-третьих, в результате пассивного просмотра телепрограмм у подростка может сложиться представление, что все его потребности будут удовлетворяться сами собой, без малейших усилий с его стороны. Поэтому у него развивается инфантильное отношение к жизни. В-четвертых, из-за телевизора меньше времени остается для общения в семье, с друзьями. Кроме того, в ежедневных телепередачах часто можно увидеть аварии, взрывы, убийства, стрельбу, насилие, что может послужить причиной агрессивного поведения. (Дополнительные аргументы. Не остается времени для игр и спорта. Пристрастие к телевизору сказывается и на характере человека, на умении общаться с людьми. Часто, находясь среди друзей, вдруг замечаешь, что вообще не участвуешь в разговоре, а просто наблюдаешь за другими, будто смотришь телевизор.)

  • Телевизор необычайно популярен во всем мире. Просто невероятно, сколько времени многие люди проводят перед телеэкраном! Представьте, если смотреть телевизор по четыре часа в день, то к шестидесяти годам время, проведенное у экрана, составит десять лет. Просмотр телепередач отнимает время у семьи, отражается на успеваемости детей, мешает им приобретать навыки чтения, заниматься спортом, посещать музеи и театры, общаться с друзьями, развивать творческие способности. Подумайте, а что вы получили, сидя у телевизора, взамен? Вы научились петь, играть на музыкальных инструментах, ездить верхом, красиво танцевать, кататься на коньках, выращивать цветы и сажать деревья? Вы укрепили свое здоровье? Нет? ...

  • Автор прав в том, что телевидение формирует потребительское отношение к искусству, влияет на творческую активность человека. Однако его мысль о том, что всеобщее увлечение телевизионными передачами снижает познавательную активность зрителя, вызывает сомнения. Телевизор может стать мощным средством обучения, расширить наше представление о мире и человеке. Телепередачи дают нам возможность узнать о далеких народах и странах, в которых зрители никогда не бывали. Мы пробираемся сквозь тропические джунгли, достигаем полярных льдов, поднимаемся на вершины гор и погружаемся в океанские глубины. Мы проникаем взором в удивительный мир атомов и звезд. В прямом эфире мы можем наблюдать за событиями, которые происходят в другом городе или на другом конце земного шара. Мы находимся в курсе текущих событий, узнаем больше о политике, истории, культуре. На экране телевизора перед нами предстают люди в самые тяжелые и самые радостные моменты их жизни. Телевизор развлекает, обучает и даже воодушевляет.

  • Телевидение имеет не только развлекательную, но и информативную функцию. Телевизор воспринимается нами как «окно» в большой реальный мир, приобщающее зрителя к жизни планеты. Он, не вставая с кресла, лишь нажимая на кнопки пульта, мгновенно переносится в различные страны и города, проникает в джунгли, пустыни, видит еще не родившегося ребенка в утробе матери, обозревает поверхность Луны и Марса, заглядывает в глубины океана, взбирается на вершину Эльбруса. Телевизионная картина мира определяется в данном случае словами «здесь и сейчас».

  • Давайте поразмышляем и над таким примером. Всего лишь одна фотография может заставить нас плакать, смеяться, радоваться. Музыка также способна затрагивать наши чувства. Слова, даже напечатанные на бумаге, побуждают нас размышлять, переживать или действовать. Насколько же большей силой обладает движущееся изображение, искусно дополненное музыкой и словами! Вот почему от телевизора бывает не оторваться. И он есть практически в каждом доме.

  • ... Нельзя не согласиться с автором в том, что наибольший интерес у большинства людей вызывают развлекательные передачи, специальные передачи в первую очередь заинтересуют неспециалиста. Действительно, люди чаще всего смотрят передачи о катастрофах, убийствах, войнах, бандитах, спорте, чуть реже о любовных связях, семье, детях, еще меньше о государственных событиях, политических интригах и борьбе за власть. Наконец, далеко не вся аудитория собирается у телевизора, если речь идет об искусстве (особенно классическом), науке, вопросах религии. Мне нравятся передачи, транслируемые на канале «Культура», которые способствуют передаче духовного наследия, знакомят с ценностями культуры. Моим друзьям, например, нравятся передачи о молодежи, а бабушка смотрит телесериалы.

  • ... Реалити-шоу, телесериалы, боевики, поражающие зрителя обилием крови, насилия и жестокости на наших экранах, криминальная хроника, реклама ... Что будете смотреть вы? Потреблять «телевизионную продукцию» в громадных количествах или относиться к ней избирательно? Многое зависит от человека: кто-то спектакли по каналу «Культура» смотрит, а кто-то – «Дом-2».

  • Сегодня новые сериалы появляются на российском телевидении едва ли не еженедельно. И каждый претендует стать частью нашей жизни. Мамы, бабушки, школьники откладывают все свои дела, даже семейный ужин «подстраивается» в угоду программе ТВ. И все на время забывают о том, что чужая «мыльная» жизнь съедает нашу собственную, которую, в отличие от кино, назад не прокрутишь. Вместо того чтобы вечером поговорить с близким человеком о том, как прошел день, уделить время сыну или дочери, себе, наконец, все замирают перед экранами телевизоров. Со временем образы, навязанные теледействительностью, начинают управлять нами, нашими мыслями и поступками. Но разве можно фильмы для современной молодежи, например, «Ранетки», «Универ», считать, как уверяет реклама, «энциклопедией житейской мудрости»? Но вряд ли можно научиться правильно выходить из сложных ситуаций и объясняться в любви по «телетренажеру». И не стоит забывать о том, что наша собственная – настоящая – жизнь и люди, которые нас окружают, гораздо интереснее вымышленных. И нужно жить по-настоящему: дружить, любить, страдать и радоваться, путешествовать, посещать выставки и музеи.

  • Недавно я прочитала книгу Ольги Маховской «Телемания: болезнь или страсть». Она содержит исследование психологии телевидения. Автор пишет в ней о том, почему мы становимся зависимыми от телевидения. Она рассуждает о том, что делает его притягательным, а что — опасным, и как соотносятся образы на экране с их прототипами в жизни.

VII. Домашнее задание.

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Вы можете опираться не только на те выводы, к которым мы пришли в ходе урока, но и отстаивать свое понимание проблемы исходного текста, убедительно аргументировать его. При работе над сочинением используйте Приложение 2 «Оценочные слова и речевые клише».

Литература:

  1. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
  2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: Русский язык/ авт.-сост. А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколов. – М.: АСТ: Астрель, 2009 (Федеральный институт педагогических измерений).
  3. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П.. Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. Написание текста и написание рецензии. – М.: АйрисПресс, 2004.
  4. Маховская О.И. «Телемания: болезнь или страсть». – М.: Вильямс, 2007.