Урок-игра "Тригонометрическая рулетка" в 10-м классе по теме "Основы тригонометрии"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

  • обобщение и систематизация знаний об основных тригонометрических понятиях;
  • развитие логического мышления, алгоритмической культуры, развитие коммуникативных навыков;
  • развитие познавательного интереса обучающихся, развитие навыков использования информационных технологий;
  • воспитание самостоятельности и ответственности обучающихся.

Ход урока

1. Организационный момент.

Объяснение правил игры. (Слайд 1,2)

2. Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос по основным понятиям.

– Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса через координаты точки, полученной поворотом точки Р(1;0) на угол . (Слайд 3)

– Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса через соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. (Слайд 4)

– Градусная и радианная мера углов. (Слайд 5)

– Таблица значений синуса, косинуса, тангенса и котангенса углов 30°, 45° и 60°. (Слайд №6)

– Знаки тригонометрических функций по четвертям. (Слайд №7)

– Зависимость между синусом, косинусом, тангенсом и котангенсом одного и того же аргумента (Слайд №8)

3. Устная работа на применение изученного материала.

– Выразить в радианной и градусной мере величины углов. (Слайд №9, 10)

1200, 1350, 2250, 3000, 72000.

-/2, -3, /18, -5/6, /36.

– Найдите координаты точек, полученных поворотом точки с координатами (1,0) на заданный угол. (Слайд №11)

Р90, Р180, Р270, Р-90, Р-180, Р-270.

– Сравните углы, выраженные в радианах. (Слайд №12)

=2 и =6,4; =3/2 и =4,7.

– Определите знак значения выражения. (Слайд №13)

sin1000 cos1000
cos1500 sin2500
tg1750 ctg2000
cos2500 sin3300
tg3500 ctg2100
tg1150 ctg2300

– Определите четверть в которой находится точка. (Слайд №14)

-, +, /2+, /2-, -, +, -/2, 3/2-.

– Найдите значение выражения. (Слайд №15)

3tg00+2cos900+3sin2700-3cos1800

sin1800+sin2700-ctg900+tg1800-cos900

tg-sin3/2+cos/2+sin

sin/2-cos3/2+cos-tg0

4sin cos25tg

– Может ли косинус и синус быть равным. (Слайд №16)

0,75; 5/3; -0,75; /2; р/3; -2.

4. Выполнение заданий на применение изученного материала.

– Решите уравнение. (Слайд №17)

1) cos0,5x=0 2) sin( х+7п)= 0 3) сos(5x+4п)=1 4) sin(+х)=-1

– Решение заданий типа В4 предлагаемых на ЕГЭ. (Слайд 18,19)

1. В равнобедренном треугольнике ABC с основанием AC боковая сторона AB равна 8, а cosA=/4. Найдите высоту, проведенную к основанию.

2. В треугольнике ABC угол C равен 90°, AB = 10, AB = 4. Найдите sinA.

– Решение заданий типа В8 предлагаемых на ЕГЭ (нахождение тангенса угла наклона). (Слайд №20,21)

Найдите тангенс угла наклона между прямой и положительным направлением оси Ох.

– Решение заданий типа В7 предлагаемых на ЕГЭ (нахождение значения тригонометрического выражения).

(Слайд №22)

  1. Найдите , если tg = -2,5.
  2. Найдите tg, если .
  3. Найдите 3 cos , если и

– Решение задач типа В10 предлагаемых на ЕГЭ прикладного содержания (нахождение наименьшего/наибольшего угла). (Слайд № 23,24,25)

1) Трактор тащит cани c cилой  F=32кН, направленной под оcтрым углом к горизонту. Мощноcть (в киловаттах) трактора при cкороcти  v=5м/c вычиcляетcя по формуле: N=Fvcos . При каком макcимальном угле (в градуcах) эта мощноcть будет не менее 80 кВт?

2) Мячик броcают под оcтрым углом к плоcкой горизонтальной поверхноcти земли. Раccтояние, которое пролетает мячик, вычиcляетcя по формуле  L=V02/g sin2(м), где V0=11 м/c — начальная cкороcть мяча, а g — уcкорение cвободного падения (cчитайте g=10 м/c). При каком наименьшем значении угла (в градуcах) мяч перелетит реку шириной 6,05 м?

3) Катер должен переcечь реку шириной  L=70 м и cо cкороcтью течения  u=0,5 м/c так, чтобы причалить точно напротив меcта отправления. Он может двигатьcя c разными cкороcтями, при этом время в пути, измеряемое в cекундах, определяетcя выражением t=L/u ctg , где    — оcтрый угол, задающий направление его движения (отcчитываетcя от берега). Под каким минимальным углом (в градуcах) нужно плыть, чтобы время в пути было не больше 140 c?

5. Тестовая работа. Учащиеся выполняют работу за компьютером.

– Проверка тестовой работы. Учащиеся меняются таблицами ответов и проверяют тестовую работу. (Слайд №27)

– Те, кто справился с работой быстрее, выполняют задания на карточках. Карточки даны в электронном варианте.

6. Поведение итогов.

Оборудование:

– ПК учителя;

– проектор;

– экран;

– компьютеры для учащихся:

– набор фишек красного, желтого и зеленого цветов.