Урок литературы "Ах, война, что ж ты сделала, подлая" (образ Пети Ростова на страницах романа "Война и мир")

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (367 кБ)


В 2012 году исполняется 200 лет Отечественной войне 1812 года – историческое событие национального и европейского значения. Этой дате посвящены многие мероприятия, которые проводятся как в нашей стране, так и в европейских странах – участницах тех великих событий. Именно поэтому роман Л.Н. Толстого становится ближе и понятнее современным десятиклассникам.

Немаловажную роль в изучении столь масштабного произведения играет анализ отдельных образов и эпизодов. На мой взгляд, наиболее показательным среди персонажей второго плана является Петя Ростов.

Цель урока: определение значения войны в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.

Задачи урока: проанализировать эпизоды романа, в которых представлен Петя Ростов; развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, подтверждая ее текстовым материалом; способствовать нравственному воспитанию обучающихся.

Оборудование: текст романа, презентация к уроку, карточки для работы в группах.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

На прошлых уроках мы с вами подробно рассмотрели образы главных героев романа-эпопеи, но рядом с ними на страницах произведения – огромное количество второстепенных персонажей, о которых не принято говорить подробно, а их образы не менее значимы для понимания содержания и идейного своеобразия «Войны и мира». Тема сегодняшнего урока: «Ах, война, что ж ты сделала, подлая» (образ Пети Ростова на страницах романа «Война и мир»). (Презентация, слайд № 2).

2. Мотивационный этап урока.

Исследователь творчества Толстого С.П. Бычков в своем очерке отметил: «Образ Пети Ростова является одним из самых волнующих в «Войне и мире» [1]. Эти слова я взяла в качестве эпиграфа к уроку. (Презентация, слайд № 3).Согласны ли вы с этой мыслью? Какое впечатление произвел на вас этот герой? (Краткие ответы учащихся). Опираясь на тему урока и эпиграф к нему, попробуйте сформулировать вопросы, на которые нам необходимо ответить в ходе урока. (Презентация, слайд № 4).

3. Изучение нового материала.

В своей статье «Портрет Пети Ростова» Н.Г. Долинина, русская писательница, так представила героя романа: «… мы видели его с первых страниц: толстый маленький мальчик, поспоривший с Наташей, что на именинном обеде она задаст свой отчаянно-весёлый вопрос о пирожном; он вертелся вокруг Николая и Денисова, приехавших в отпуск, как всякий мальчишка, который восхищается старшим братом-военным; но мы всё ещё не замечали его: он маленький…» [3]. Каким Вам представляется маленький Петя? Достаточно ли той информации, что даёт нам Толстой о нём, чтобы создать полноценный образ Пети-ребёнка? (Презентация, слайд № 5). В каких эпизодах начинает раскрываться характер Пети Ростова? Какие черты характера присущи ему? (Презентация, слайд № 6).

4. Анализ эпизода «Петя Ростов в отряде Денисова». Работа в группах. (Презентация, слайд № 7).

Класс делится на четыре группы по пять человек. Каждая группа получает карточки с вопросами. (Вопросы я сформулировала, опираясь на УМК «Вокруг тебя - Мир» [2]).

1 группа: Приезд Пети Ростова в отряд Денисова.

  1. Как ведёт себя Петя с Денисовым, когда привозит пакет от генерала?
  2. Какие поступки Пети выдают его детскость?
  3. Почему Петя пожалел пленного барабанщика? Какие чувства борются в нём при этом?

2 группа: Петя Ростов в разведке с Долоховым.

  1. Почему Петя просится в разведку?
  2. Как ведёт себя мальчик в стане французов?
  3. Какое впечатление производит Петя на Долохова? Почему он простил мальчику его чувствительность?

3 группа: Петя Ростов перед боем.

  1. Какие детали говорят, что Петя – очень честный человек?
  2. Как характеризует Петю его полусон накануне сражения? С какой целью Толстой рисует музыкальные образы, звучащие в душе Пети?
  3. Почему взрослые стараются уберечь Петю от опасности? Чем Петя отличается от старшего брата Николая?

4 группа: Гибель Пети Ростова.

  1. Чьими глазами мы видим бой, в котором погибает Петя? Почему Толстой на этот раз изменяет своей традиции?
  2. В чём заключается смысл боя, в котором убит Петя? Случайна ли, на ваш взгляд, эта ситуация?
  3. Какова реакция сослуживцев Пети на его гибель?

5. Проверка работы в группах.

Обсуждение ответов на вопросы. (Для демонстрации вопросов всему классу используются слайды Презентации № 8-11).

Художественное чтение отрывка «Известие о гибели Пети», подготовленное ученицей класса.

  • Что изменилось в семье Ростовых в связи с гибелью Пети?
  • Каким теперь вам представляется Петя Ростов?
  • В чем, по-вашему, заключается значение образа Пети Ростова? (Презентация, слайд № 12).

6. Выводы по уроку:

Какое из представленных высказываний можно считать выводом к уроку? Свою мысль поясните (Презентация, слайд № 13).

  • Смерть – зло для всех. И.Гёте
  • Если ты ценишь свою жизнь, то помни, что и другие не меньше ценят свою. Еврипид.
  • Всё на свете можно исправить, кроме смерти. М. Сервантес.
  • Некоторые неписаные законы тверже всех писаных. Сенека.
  • Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы. Менандр.
  • Важно не то, долго ли, а правильно ли ты прожил. Сенека Младший.

При ответе вспомните вопросы, которые мы поставили к уроку (для этого возвращаюсь к слайду №3).

7. Домашнее задание:

Выпишите толкования слов «война» и «мир». Подберите примеры из текста романа, иллюстрирующие данные толкования.

Литература к уроку:

  1. Бычков С.П. Л.Н. Толстой: Очерк творчества. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1954.
  2. Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 5 класс / Авт.-сост. А. Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996.
  3. Долинина Н.Г. Портрет Пети Ростова. – Журнал «Костер», январь, 1973.
  4. Лев Толстой: Война и мир: Роман-эпопея – «Эксмо», 2009.