Программа кружка "Волшебное перо" (по развитию творческих литературных способностей младших школьников)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках.

В.А. Сухомлинский.

Пояснительная записка

Литература – это часть искусства, которая является важной сферой, где духовные ценности реализуются и живут практически в чистом виде.
Воспитание художественной культуры и развитие литературных способностей помогает детям осознать единство мира и своё место в этом мире. Развивать сочинительство нужно, независимо от того, станет человек литератором или нет.
Программа предусматривает развитие творческих и практических способностей детей.

Творческие и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность ребенка к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые к конкретным, практическим действиям – созданию своих произведений.
Курс «Волшебное перо» предназначен для занятий с детьми младшего школьного возраста (2-4 классы). Сроки реализации Программы данного курса 3 учебных года.
Программа курса подчеркивает важность реализации творческого потенциала детей в области сочинительства. Литературные способности – как часть эстетической потребности должны развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приёмов. Так как одна из ведущих задач – творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения, фантазии.

В программе поднята важнейшая проблема духовно-нравственного развития на примерах русской литературы: от истоков устного народного творчества до современной литературы, используя региональный компонент – все это оказывает влияние на воспитание мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активной действенной отзывчивости на добро и зло, воспитывает активную жизненную позицию.

Конечный результат:

Младший школьник умеет видеть красоту мира. Любит и умеет читать. Знает жанры литературы, их структуру. Умеет «сотворить» произведение различных жанров. Появляется потребность в творческой реализации своего таланта. Умеет видеть и поддерживать добро и красоту; Стремится проявлять сочувствие, сопереживание. Ощущает стремление реализации собственного таланта.

Девиз занятий: «Узнай, пойми, сотвори!»

Комплексный характер занятий предполагает использование различных видов искусств. Необходимо учитывать, что развитие литературных способностей должно начинаться с удивления, раздумья о художественных образах.

Формы  проведения занятий:

  • Беседы
  • Экскурсии. Путешествие в мир красок, звуков и законов родной природы.
  • Практические занятия «Творение слова»
  • Встречи с местными поэтами
  • Творческие отчёты
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Игры.

Этапы работы:

I этап – 2 класс;
II этап – 3 класс;          
III этап – 4 класс;

Программа кружка рассчитана на 96 часов. (Приложение 1)

Содержание

Основной формой реализации программы на 1 этапе обучения является игра «Путешествие в истоки литературы»

Остановки:

1. Загадочная

Как создавались загадки. Из чего состоит загадка? Загадки о природе, о животных, бытовые загадки, о труде.
Создание загадок. Загадки в рисунках. Загадки в стихах. Ассоциативные загадки.

2. Остановка «Поговорка и пословица недаром молвится»

Пословицы и поговорки – отражение жизненного опыта простого народа. Смысл пословиц. Разные виды пословиц и поговорок: о Родине, о семье, о дружбе, о хлебе насущном… Рисование сюжета пословицы. Создание своих пословиц.

3. Остановка «Детская»

Игры – как средства общения. Детские считалочки. Заклички. Колыбельные песни. Придумывание игр, считалочек, закличек, колыбельных песен.

4. Остановка «Сказочная»

Как появились сказки. Структура сказки: зачин, троекратный повтор, волшебство, концовка, добро побеждает зло. Творческие поиски: «измени» начало, конец, структуру сказки. Создай свою сказку. Сказки о животных, сказки о природе, сказки – перевоплощение, сказки-загадки.

5. Остановка «Творческая»

Праздник «Веер устного народного творчества». Защита проектов «Моя сказка», «Моя колыбельная песня», «Моя пословица», «Моя загадка», Моя закличка», «Моё непохожее на другое».

II этап

Знакомство с различными типами речи. Повествование. Рассказ о том «Что, где, когда» произошло. Описание. Учись рисовать словами. Рассуждение. Рассказ о том «Почему?». Заставляй работать своё воображение: фантазийные рассказы.
Описание. Умей рисовать словами. Можно ли нарисовать рассказ? Не описывай то, чего не знаешь. Умейте видеть и запоминать увиденное «В мире красок, звуков и запахов родной природы» (экскурсия)
Рассказы – загадки. Умеем ли мы писать письма?
Итоговое занятие: «Юные прозаики»

Стихосложение.

1. Мир поэзии. Учимся читать и понимать стихи.

  • Талант поэтов
  • Волшебство эпитета, метафоры, сравнения.
  • Чудо стихотворного слова.
  • Ассоциативность – как средство индивидуального видения мира.

2. Учимся писать стихи.

Игры в рифму. Мои фантазии.
Рисуем стихотворение. О чём я могу написать. Отбор материалов для стихов. Звукоподражание. Что такое короткая строка. Стихи с особенностями рифмами. Что находится «внутри» стиха? Что такое Буриме? Бесконечность стиха – как бесконечность Космоса. Поэты рядом с нами. Стихи. Слова. Талант.
Итоговое занятие: «Литературный салон»

III этап (4 класс) практический

Воплощение таланта. Реализация произведений разных жанров

1. Создание сказок. Сказки-загадки. Сказки-перевоплащение. Сказка о природе. Волшебная сказка. Сказка, не похожая на другие (способствует ассоциативности мышления).
2. Учимся играть сказки на сцене. Создание декораций, изготовление элементов костюмов для инсценирования (реализация проявления артистического таланта).
3. Создание рассказов. Рассказы о природе. Рассказы о братьях наших меньших. Рассказ о семье. О том, что очень дорого, о родном селе, о улице, о Родине, о добром и вечном.
4. Стихи: О временах года. О чувствах и переживаниях. О тех, кто всегда рядом. О великой Победе. Пишу, о чем хочу. О детских забавах через чудо стиха. Хочу писать о своих друзьях и школе. Чудесным словом о чудесах природы.
5. Чему мы научились. Индивидуальные задания. Пишу об одном разными жанрами. Выбери как писать, что писать, каким образом, в какой форме.
6. Итоговое занятие: Праздник «Творческий марафон».
7. Выпуск сборника «Волшебное перо».

Формы работы с одаренными детьми.

1. Классно-урочная (дифференциация)
2. Коллективное творчество: работа в паре, работа в группе, метод мозгового штурма, учебные игры, творческие игры
3. Индивидуальный способ: определение уровня развития ребенка (его качеств и способностей), определяются долгосрочные и краткосрочные цели и пути их достижения, участие родителей, оценка успехов ребенка
4. Частично-поисковый метод
5. Исследовательская практика
6. Наставничество

Методические рекомендации

Рассмотреть одаренность ребенка, его творческие склонности помогает диагностика.
Чтобы обучение эффективно развивало ученика, я создаю познавательные трудности для него. В процессе преодоления препятствий раскрываются духовные силы ребёнка, активизируется умственная деятельность. Ребенок ощущает радость успеха.
Чтобы работа шла планомерно и систематически, необходимо проводить долговременные исследования: выбор темы (проблемы), варианты работы над темой, сбор материалов по теме,  подготовка, сообщение, подготовка проекта, защита проекта.
На каждом занятии детям даётся возможность пофантазировать, проявить творчество, поощряется создание собственных произведений,  литературных образов.
Важно дать возможность высвободить творческую энергию детей.
Для этого предлагаю использовать детское творчество (детские стихи, рассказы, сказки, рисунки, загадки и другое) во время внеклассных мероприятий. Радовать родителей детским творчеством (выступления на родительских собраниях).
Полезно систематизировать все интересные находки по развитию литературных способностей детей в процессе творческой деятельности для организации детских творческих отчетов и участия в конкурсах и конференциях.
При всей предполагаемой свободе творчества необходимо постоянно иметь в виду структуру целостности данной программы.
В работе можно использовать различные памятки, схемы, индивидуальные карточки и другое.
При подготовке к занятиям учителю необходимо учитывать индивидуальность ребенка, дифференцировать задание.
На итоговых занятиях представляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнивать свои работы с работами своих одноклассников, проявить «зрительское умение», «критическую оценку» художественного произведения.
Нужно чтобы ребенок понимал значимость своего творчества: для этого привлекать детей к внеклассной работе.
Очень важно, чтобы ребенок чувствовал удовольствие от своей деятельности, чтобы увлечение дарило  радость ему, его друзьям, родителям и окружающим.
Полезно сформировать свои традиции и соблюдать их.
Целесообразно систематизировать результаты детского творчества в следующих проявлениях: творческие проекты, портфолио одаренных детей, книга детских творческих работ, результаты конкурсов, олимпиад, конференций и другое для стимулирования потребности детей в реализации их творческого потенциала.

Литература

Литература для учителя:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.;Просвещение 1992 г.
  2. Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей начальной школы.
  3. Львов И.Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие. М.;Дидакт, 1993 г.
  4. Синицын В.А. Путь к слову. М.; Столетие 1997 г.
  5. Ковтун Е.Ф. Как смотреть картину. Л.; 1982 г.
  6. Нестьев И.Ю. Учись слушать музыку. М.; 1982 г.
  7. Запелов Т.С. Уроки литературы и театр. М.; 1982 г.
  8. Этюды об изобразительном искусстве. М.; 1994 г.
  9. Шульговский Н.Н. Занимательное стихосложение. М.; Издательский дом Мещеряка, 2008 г.
  10. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. М.; «Молодая гвардия», 1970 г.
  11. Г.Н. Соколова. Воспитание чувств. Ставрополь 1992 г.
  12. Л.Н. Яровая. Внеклассные мероприятия. Спектакли. Викторины. М.; Вако, 2004 г.
  13. М.А. Давыдова, И.А. Агапова. Праздник в школе. М.; 2003 г.

Литература для учащихся:

  1. О.В. Джежелей. «Колобок». Литературные игры и забавы. М.; 1994 г.
  2. З.Я. Сидоренко, А.Е. Шаболдас. Литература  Ставрополья, 2000 г.
  3. Детский журнал «Читайка». Русская школьная библиотечная ассоциация ООО «Школьная библиотека», 2006 г.
  4. Сказки. Песни. Загадки. Сборники. Приложение к журналу «Начальная школа».
  5. Г.Н. Цветкова. Любимые детские игры. М.; 1999 г.
  6. А. Екимцев. Хоровод загадок, хоровод вопросов. 2001 г.
  7. Краевой литературно-художественный альманах «Вдохновение».  2005-2010 гг.