ИКТ как средство повышения эффективности учебной деятельности (обобщение педагогического опыта)

Разделы: Иностранные языки


Причины необходимости интеграции информационных технологий в образовательный процесс

В настоящее время особое значение придается развитию самостоятельного критического мышления школьников,  культуры умственного труда, обучению навыкам самообразования, что связано с умением работать с различными источниками информации. Именно компьютеры являются оптимальным средством для саморазвития, индивидуального образования и самообразования. Изучив возможности компьютерных технологий, я пришла к выводу, что компьютер является главным помощником при обучении иностранному языку, предмету, который в силу своей специфики (создание для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной) предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных технических средств обучения, реализуемые, главным образом, через компьютерные технологии.

В соответствии с задачами деятельности учителя иностранного языка я нашла следующие виды применения ИКТ:

  • средство обучения (урочная деятельность – уроки, элективные курсы; внеурочная деятельность – кружки, клубы, НИД, проектная деятельность,  дополнительное образование, дистанционные конкурсы, заочная школа, электронная переписка, подготовка к  олимпиадам, экзаменам через использование электронных учебных программ, презентаций, ресурсов Интернет);
  • инструмент создания учебного материала (поиск необходимого материала, оформление материалов, использование генеративных программ, создание собственных электронных пособий через использование ресурсов Интернет и компьютерных программ);
  • источник информации и средство коммуникации (самообразование, дистанционные курсы, обмен педагогическим опытом,  участие в дистанционных конкурсах, форумах, обратная связь с участниками образовательного процесса: учитель – учащийся, учитель – родитель  через использование ресурсов Интернет);
  • инструмент обработки и хранения педагогического материала (учебные программы, тематическое планирование, поурочное планирование, электронный журнал, отчеты, мониторинг педагогической деятельности, портфолио учителя через использование компьютерных программ).

Возможности применения ИКТ на уроках в качестве средства обучения иностранному языку

На уроке в качестве средства обучения могут использоваться следующие типы образовательных электронных изданий (ОЭИ):

  • электронные информационные продукты (мультимедийные презентации, электронная запись),
  • электронные представления бумажных изданий и информационных материалов (сборник тестов),
  • программно-информационные продукты (электронный словарь, энциклопедия),
  • электронные средства обучения (электронный учебник, электронная система контроля знаний, электронная обучающая система, электронный тренажер).

В своей работе я использую компьютерные технологии по нескольким направлениям:

– использование электронных информационных продуктов;
– использование программно-информационных продуктов;
– использование электронных средств обучения;
– использование презентаций-проектов учащихся.

Компьютерные образовательные программы

В настоящее время существует большой спектр ОЭИ, которые можно использовать для обучения письму, чтению, произношению, говорению, аудированию, грамматике, а также для осуществления контроля.

Из собственноручно собранной медиатеки  я систематически использую следующие ОЭИ:
обучающие ОЭИ «Reward InterN@tive», «Витаминный курс. Английский язык 5-8   классы», «Letterfun». Данные пособия способствуют  формированию знаний, умений, навыков учебной или практической деятельности.
тренажеры «Интерактивный учебник по современной грамматике английского языка.  «Кирилл и Мефодий», «Английская грамматика. Л.Романова», «English Course. Лингафонный курс», удовлетворяют потребности системы обучения в отработке разного рода умений и навыков, повторении или закреплении пройденного материала.
контролирующее ОЭИ «Интерактивный тренинг – подготовка к ЕГЭ» выполняет функцию контроля, измерения или самоконтроля уровня овладения учебным материалом.
информационно-справочные ОЭИ «Словарь Collins», «Britannica 2006. Encyclopedia» сообщают сведения, формирует умения и навыки систематизации информации.
учебно-игровые ОЭИ «Алик. Моя первая английская азбука», «Дракоша и занимательный английский» удовлетворяют потребности системы обучения в создании учебных ситуаций, деятельность обучаемых в которых реализуется в игровой форме.

Однако полноценное и систематическое использование компьютерных обучающих программ и систем в рамках обучения иностранному языку в общеобразовательной школе не представляется возможным в связи с наличием следующих недостатков:

  • Отсутствие учёта возрастных особенностей заявленного круга обучающихся.
  • Отсутствие “привязки” (несоответствие информации на дисках по отношению к тематике учебных занятий) к конкретному лексическому и грамматическому материалу программы, по которой занимается обучаемый.
  • Проработка в каждом из учебников всего 1-2 лексических тем и отсутствие серии учебников, соблюдающих преемственность лексико-грамматического материала.
  • Ограниченные возможности групповой и коллективной работы.
  • Отсутствие реальной коммуникации, которую невозможно запрограммировать даже в интерактивном режиме.
  • Предназначенность в большей степени для самостоятельной работы, там роль учителя сведена к нулю.
  • Отсутствие у готовых электронных образовательных программ функции сетевого использования в компьютерном классе или лицензии на использование в локальной сети.

Поэтому  оптимальным является фрагментарное использование  электронных программ на определенных этапах уроков по некоторым темам, которые  в некоторой степени совпадают с материалом, предложенным для изучения в учебнике.

В связи с этим мне пришлось провести тщательный анализ содержания электронных учебных программ и осуществить соотнесение учебных тем общеобразовательных программ и образовательных электронных изданий.

Наиболее оптимальными ОЭИ из существующей медиатеки для использования в школе оказались «Reward InterN@tive» и «Витаминный курс. Английский язык 5-8   классы».

«Витаминный курс. Английский язык» (разработчик: Руссобит). Отличительной особенностью данного курса является его соответствие школьной программе по английскому языку. Разработаны программы для 5,6,7,8-х классов средней школы. Каждый диск содержит более 2500 заданий на грамматику, лексику, чтение, письмо, произношение. Уникальная возможность использования микрофона при отработке фонетики. Также есть возможность тестирования и оценивания знаний. Форма работы может быть индивидуальная и групповая.

Мультимедийный курс «Reward InterN@tive» (основан на курсе оксфордского издательства Macmillan Heinemann English Language Teaching “Reward” (автор – Саймон Гринолл.) Программа рассчитана на школьников и взрослых, а также может применяться для самостоятельного изучения английского языка. Полный курс включает 4 уровня. Каждый уровень рассчитан приблизительно на 150 часов интенсивного обучения языку. Уровни Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate состоят из 40 уроков (в уроке 12-15 экранных страниц), 8 видеоуроков, 8 проверочных работ, 8 контрольных работ. С помощью Reward InterN@tive учащийся овладевает всеми аспектами языка: устной и письменной речью, чтением, аудированием, лексикой, грамматикой, произношением и интонацией.

Для учителя на сегодняшний момент наиболее эффективным является создание своих собственных мультимедиа продуктов. Пусть они не такие профессиональные, как лицензионные, но зато они полностью отвечают уровню знаний класса / группы, задачам урока, целям учителя на данный момент.

Ценность созданных учителем электронных учебных пособий состоит в том, что материал в них даётся компактно, в нужной последовательности; нет ничего лишнего, всё “работает” на достижение цели и задач конкретного урока.
Оптимальным электронным продуктом для обучения и удобным в создании учителем является мультимедийная презентация.

Мультимедийные презентации

Преимущества мультимедийных презентаций:

  • сочетание разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;
  • возможности использования презентации как своеобразной интерактивной доски, позволяющей более наглядно семантизировать новый материал, а также осуществлять опорную поддержку  при обучении всем видам речевой деятельности;
  • возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала;
  • возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок;
  • активизация внимания всего класса;
  • поддержание познавательного интереса обучающихся, усиление мотивации учения, а также эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;
  • возможность управлять темпом усвоения материала самими учащимися при самостоятельной работе;
  • осуществление контроля за усвоением новых знаний, систематизация изученного материала;
  • сочетание аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся;
  • экономия учебного времени;
  • формирование компьютерной мультимедийной компетентности, как учителя, так и обучающихся.
  • облегчение труда преподавателя в упорядочивании и сохранности наглядного материала, необходимого для конкретного занятия.

Свойства мультимедийных презентаций:

  • интерактивность (способность реагировать на действия пользователя);
  • мультимедийность (использование комплекса эффектов);
  • комплексность представления информации (различный режим показа);
  • дискретность (смысловая завершенность отдельного слайда);
  • программная совместимость (использование объектов из других программ);
  • доступность технического инструментария (навыки работы с компьютером).

Использование презентаций возможно на любом этапе урока:

– этап ознакомления и первичного закрепления нового материала;
– этап тренировки/ закрепления;
– этап систематизации полученных знаний;
– этап контроля полученных знаний, умений и навыков.

В настоящее время в рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды», в ходе проекта "Информатизация системы образования", а также в целях оказания помощи учителям в подготовке и проведении уроков  с использованием ИКТ Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации разрабатываются и создаются коллекции  цифровых образовательных ресурсов. Коллекции включают в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса. Ресурсы Коллекций могут использоваться в учебном процессе как самостоятельно, так и в составе комплексных учебно-методических материалов. Всем заинтересованным участникам образовательного процесса предоставляется бесплатный и свободный (в техническом и правовом отношении) доступ к качественному и полному набору разнообразных учебных материалов, представленных в Коллекции (http://school-collection.edu.ru).

Используя в своей деятельности    ресурсы «Электронной образовательной среды КМ-школа» и «Открытой образовательной модульной мультимедийной системы» (http://eor.edu.ru), я разрабатала собственные электронные материалы для начальных, 5 и 6 классов.

Для создания мультимедийных презентаций учителю необходимо организовать и систематически пополнять банк информационных объектов. Этот процесс довольно трудоемкий, требующий особых навыков. Но со временем, в ходе приобретаемого опыта работа принимает рациональный характер.

Помимо возможностей  Коллекции  цифровых образовательных ресурсов и «Открытой образовательной модульной мультимедийной системы» я использую в своей практике универсальный тестовый комплекс, разработанный для проведения тестирования в образовательных учреждениях в соответствии с требованиями Стандартов федерального и национально-регионального уровней. С помощью этой программы я создала комплект контрольно-измерительных материалов для 5 и 6 классов.

Проекты-презентации учащихся

ИКТ находят свое использование также в создании и демонстрации ученических проектов. Работа над созданием проектов проходит во внеурочное время в учебном кабинете или в домашних условиях. На уроках же дети демонстрируют и защищают свои творческие труды. Особой популярностью пользуется данный вид деятельности среди учащихся 8-9 классов, уровень владения компьютерными технологиями у которых достаточен для самостоятельной работы. Одновременно с введением уроков информатики со 2 класса возрастает интерес к информационным технологиям у учащихся 5-6 классов, который проявляется через желание оформить свои работы в электронном формате, а также через поиск информации в сети Интернет.

Использование ресурсов Интернета в урочной деятельности

Кроме вышеперечисленных средств обучения я также применяю на уроках ресурсы сети Интернет.  Используя информационные возможности Интернета, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке английского языка.

Возможности работы с ресурсами Интернет на уроках

тестирование он-лайн;
– обучение видам речевой деятельности и аспектам языка (ознакомление с новым материалом, закрепление изучаемого материала);
– совершенствование социокультурной и страноведческой осведомленности;
– пополнение словарного запаса;
– формирование устойчивой мотивации иноязычной деятельности учащихся на уроке.

Однако в отличие от внеурочной деятельности на уроках я использую Интернет значительно реже. 

Связано это с рядом объективных причин:

– учитель не может гарантировать бесперебойную связь Интернета и не в силах решить внезапно возникающие технические проблемы;
– медленный темп ориентации учащихся в информационном потоке, что занимает много времени на уроке (недостаточный уровень умений работы с Интернетом у учащихся);
– необходимость тщательного отбора учителем материалов, предварительной их проработки (проблема информомании).

Для продуктивной, рациональной работы в сети Интернета я предварительно создала список избранных сайтов для работы по разным направлениям.

Использование ИКТ на элективных курсах

Мультимедийные средства приходят на помощь учителю и в разработке таких учебных пособий как элективные курсы. Пользуясь возможностью работы в компьютерном классе с доступом к ресурсам Интернет, я создала творческую разработку элективного курса для 9 класса «Виртуальное общение с миром с помощью английского языка» на основе учебного пособия Т.О. Догаевой «Вводный курс делового письма». Целью курса является достижение иноязычной коммуникативной компетенции через формирование и развитие навыков и умений делового и неформального письменного общения средствами английского языка посредством использования электронной почты. В результате проведения элективного курса была организована электронная переписка с англоговорящими сверстниками из других стран через международный сайт переписки школьников epals.com. Положительные результаты работы элективного курса привели впоследствии к организации клуба межкультурного общения, который зарекомендовал себя при осуществлении внеурочной деятельности.

Возможности применения ИКТ во внеурочной деятельности в качестве средства обучения иностранному языку

Компьютерные технологии могут применяться во всех формах внеклассной работы: кружки, клубы, НИД, проектная деятельность,  дополнительное образование, дистанционные конкурсы и олимпиады, заочная школа, электронная переписка, подготовка к  олимпиадам, экзаменам.

В данном направлении ИКТ являются одним из основных средств развития интеллектуального потенциала обучаемого, формирования умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность. Особое место здесь занимают  Интернет-ресурсы – самое мощное на сегодняшний день средство получения информации, средство обучения и средство общения.

Для развития научно-исследовательской деятельности школьников ресурсы Интернета предлагают богатый материал по выявлению и  развитию одаренных детей, активизации познавательной деятельности учащихся, обучению основам научного труда (анкеты, памятки, рекомендации, статьи, упражнения развивающего характера, ссылки на Интернет сайты, нормативные документы). Работая в интернет-классе, учащийся самостоятельно удовлетворяет свой познавательный интерес, повышает интеллектуальный уровень.

На базе  ресурсов Интернета проводится подготовка учащихся к олимпиадам, организуется участие детей в дистанционных конкурсах. Учащиеся имеют возможность ознакомиться с требованиями к уровню подготовки на разных этапах обучения,  проверить свой уровень, усовершенствовать свои умения, занимаясь по электронным обучающим программам.

Для младших школьников я организовала интегрированный мультимедийный курс дополнительного обучения английскому языку. Наличие компьютерного класса и   банка мультимедийных обучающих пособий, видео и аудиоматериала, позволяет учащимся любого возраста и уровня обученности во внеучебное время реализовать свои потребности по углубленному изучению иностранного языка, а также решить проблемы по восполнению пробелов в знаниях. Таким образом, внеклассная деятельность, организованная на  применении ИКТ,  осуществляет индивидуализацию и дифференциацию в работе со школьниками (личностно-ориентированный подход в обучении).

Особую помощь средства Интернета оказывают учителю иностранного языка  в вопросе реализации главной цели обучения  – достижения коммуникативной компетенции школьниками. Организация электронной переписки с англоговорящими сверстниками посредством сети Интернет в рамках клуба межкультурного общения дает учащимся возможность почувствовать, что такое реальное общение, помогает лучше узнать английский с помощью зарубежных друзей, способствует взаимопроникновению разных культур.

С помощью ИКТ школьники создают коллективные творческие проекты, что   позволяет им выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний, развивает мотивацию детей к познанию и творчеству, содействует личностному и профессиональному самоопределению учащихся. В 2007-2008 учебном году на основе электронной переписки мои учащиеся провели совместные социокультурные проекты на тему «Национальные праздники» и «Причины, влияющие на чувство юмора».

Использование ИКТ в качестве инструмента создания учебного материала

Наряду с основной функцией средства обучения ИКТ выступают в роли инструмента создания учебного материала в деятельности учителя. Компьютерные технологии, в частности ресурсы Интернета оказывают неоценимую помощь учителю в подготовке как традиционных, так и мультимедийных уроков.

В ходе усовершенствования методического и дидактического сопровождения уроков я создала банк информационных объектов и учебных материалов, которые составили основу моего электронного портфолио. За последние годы моей деятельности мной были созданы и постоянно пополняются такие папки, как «лексика», «грамматика», «фонетика», «чтение», «аудирование», «говорение», «письмо», «страноведение», «рисунки», «анимация». А готовые учебные материалы я разместила по папкам для каждого класса.

Возможности применения ИКТ в качестве инструмента обработки и хранения педагогического материала

Поставив цель достижения информатизации учебного процесса, нельзя обойти такой важный аспект, как организация труда учителя. Во многих случаях повышение сложности труда учителя связано со все возрастающим потоком информации, которую учитель должен учитывать в своей работе. Именно средства ИКТ позволяют автоматизировать и, как следствие, повысить эффективность  деятельности педагога:

Таким образом, используя прикладное программное обеспечение, я создала тематическое и поурочное планирование, веду отчеты,  мониторинг достижений учащихся.       Программная среды Net-школа, используемая в моем образовательном учреждении, также решает задачи интенсификации труда учителя.

В целях систематизации накопленного опыта, рационального планирования рабочей деятельности, совершенствования профессионального уровня я разработала электронное портфолио учителя. Главные преимущества электронного портфеля перед традиционным печатным вариантом – это большой объем материала, интерактивность, обеспечение оперативного доступа, возможность хранить, редактировать и демонстрировать работы в наглядном виде за счет использования различных форматов – текстового, аудио, графического, видео.

Выводы

Таким образом, использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда учителей школ.

Использование средств ИКТ учителями позволяет более эффективно управлять познавательной деятельностью школьников, оперативно отслеживать результаты обучения и воспитания, принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня обученности и эффективности системы качеств знаний учеников, целенаправленно совершенствовать методическое мастерство.

Все средства и технологии информатизации, применяемые в автоматизации труда учителя, нацелены на достижение главной цели – максимального высвобождения педагога от выполнения рутинных и трудоемких операций, не связанных с непосредственным общением со школьниками. Благодаря использованию таких средств и технологий у учителя высвобождается время и силы, которые он может посвятить собственному профессиональному росту, разработке новых учебных и методических материалов и, конечно же, дополнительному обучению и воспитанию школьников.