Открытый урок по русскому языку "Звездная страна"

Разделы: Русский язык


Цель урока – подготовиться к домашнему сочинению-описанию с элементами рассуждения.

Приложение.

1. Слово учителя.

– Писатель, с которым мы будем беседовать сегодня на уроке, однажды сказал: “Для того чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни”.

  • Согласны ли с этим утверждением?
  • Какими чертами характера, на ваш взгляд, должен обладать человек, сказавший это?

– Ребята, сегодня наш собеседник – известный писатель Константин Георгиевич Паустовский.

  • Доклад ученика.

Константина Георгиевича Паустовского(1892–1968) большинство современных читателей знает как певца российской природы, из-под пера которого вышли замечательные описания Юга и Средней полосы, Причерноморья и Окского края. Кто не помнит его "Мещерской стороны"? Однако мало кому сейчас известны яркие и захватывающие романы и повести Паустовского, действие которых разворачивается в первой четверти XX века на фоне грозных событий войн и революций, социальных потрясений и надежд на светлое будущее. Многие мотивы этих произведений близки прозе Алексея Толстого, а их романтический настрой – фантазиям Грина.

Лиричны и в то же время очень реалистичны картины природы в произведениях Константина Паустовского. Однако он отнюдь не просто писатель-натуралист. Природа для него не самоцель, она – ключ к пониманию человеческой души, национальной культуры, языка.

“Я уверен, – пишет он в рассказе “Золотая роза”, – что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины”.

Паустовский, прежде всего, ценитель русского языка, в котором запечатлен “весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера”. Писатель не устает восхищаться “волшебством русской речи”: “Тот народ, который создал такой язык, – поистине великий и счастливый народ”, “многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск”. Он призывает своих собратьев по писательскому цеху работать над совершенствованием и обогащением языка: “В поисках слов нельзя пренебрегать ничем. Никогда не знаешь, где найдешь настоящее слово”.

2. Чтение текста (тест читает учитель; у каждого ребенка на столе листочек с текстом).

Ночь стояла над притихшей землей. Разлив звездного блеска был ярок, почти нестерпим. Осенние созвездия блистали в ведре с водой и в маленьком оконце избы с такой же напряженной силой, как и на небе.

Созвездия Персея и Ориона проходили над землей свой медлительный путь, дрожали в воде озер, тускнели в зарослях, где дремали волки, и отражались на чешуе рыб, спавших на отмелях …

К рассвету загорался зеленый Сириус. Его низкий огонь всегда запутывался в листве ив. Юпитер закатывался в лугах над черными стогами и сырыми дорогами, а Сатурн поднимался с другого края неба, из лесов, забытых и брошенных по осени человеком.

Звездная ночь проходила над землей, роняя холодные искры метеоров, в шелесте тростников, в терпком запахе осенней воды.

(Отрывок из рассказа К.Г. Паустовского “Желтый свет”)

3. Беседа по содержанию текста.

  • Выразительно прочитайте отрывок. Какое настроение он передает?
  • Какая картина возникает в вашем воображении? Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам понадобятся? Объясните свой выбор.
  • Что восхищает вас в осенней ночи, которую описал автор? Приходилось ли вам наблюдать ночное небо? Что вы видели? Что при этом чувствовали?
  • Как можно выразить главную мысль текста. Попробуйте его озаглавить.
  • На какие части можно его разделить? О чем говорится в каждой из частей?
  • Какими языковыми средствами пользуется автор, чтобы передать красоту ночи, ее царственный блеск?
  • Выпишите слова, с помощью которых Паустовский образно передает состояние осенней ночи и ночного неба. Какой частью речи они являются? Можно ли их назвать ключевыми? Почему?
  • В каком времени употреблены глаголы? С какой целью?
  • Найдите в тексте краткие формы прилагательных. Объясните, для чего автор выбрал эти формы.
  • Определите, в каком значении употребляется слово “разлив”. Попробуйте заменить это слово близкими по смыслу сочетаниями слов (много звезд, множество звезд и т.п.). Почему автор выбрал именно это слово?
  • Какова роль собственных имен существительных в данном тексте? Почему Сириус “зеленый”?
  • Как вы понимаете фразу “звездная ночь проходила над землей…” Какие синонимы можно подобрать к глаголу “проходить”? Что вносит приставка про– в значение слова и целого текста? Попробуйте провести стилистический эксперимент– замените приставочный глагол бесприставочным. Сделайте вывод.
  • К какому типу речи и стилю речи вы бы отнесли этот текст? Почему ?
  • Объясните орфограммы, сгруппируйте их. Какими словами можно проиллюстрировать правописание приставок и гласных в корнях слов

4. Работа в лингвистическом кабинете.

– Назовите перечисленные ниже слова одним словом:

(небесное) светило, маяк вселенной, пульсар, регул, солнце; квазар; черная дыра; пентаграмма, гексаграмма, шестивершинник; знаменитый, знаменитость, известность, славный, величина, громкое имя, человек с именем, корифей; судьба, доля, судьбина, жребий, участь, линия, планида; майя, алькор, альтаир (ЗВЕЗДА (всего 121 синоним!))

Именно своей многозначностью образ звезды вызывает особый интерес, ибо многозначность единого символа является, как правило, лишь разветвлением от основного, первичного, значения символа.

Работа в группах (работа с лингвистическими словарями– предварительное домашнее задание)

1) Лексическое значение (1-я группа).

  • астрон. небесное тело, по своей природе сходное с Солнцем, вследствие огромной отдаленности видимое с Земли как светящаяся точка на небесном своде Звезда шестой величины. Небо, усеянное звездами. Прозрачно небо, звезды блещут. А. С. Пушкин Кто при звезда́х и при луне так поздно едет на коне? А. С. Пушкин
  • перен. известный артист, знаменитость; выдающийся по своим талантам и общественным заслугам человек Звезда эстрады. Звезда экрана. На встречу со звездой нужно приходить подготовленным. Звезда нашей литературы.
  • перен., книжн., ритор.; в немногих выражениях, восходящих к астрологическим поверьям предопределенное роком счастье, благоприятное предначертание судьбы, удача, слава Верить в свою звезду. Родиться под счастливой, несчастной звездой. Его звезда взошла в 1977 году, когда он впервые стал чемпионом мира по версии ВКА. Рыцарская конница тоже когда-то была главной ударной силой войска, но ее звезда закатилась.
  • перен., поэт., устар. личность (преимущ. женщина) как воплощение предопределенного судьбой счастья На звезды глядишь ты, звезда моя ясная. В. С. Соловьев Звезда моего счастья. Но где ж Зарема, звезда любви, краса гарема? А. С. Пушкин
  • геометр. плоская фигура, составленная из треугольных лучей, исходящих из общего центра, сливающихся в точке схождения Нарисовать звезду. На флаге СССР можно увидеть пятиконечную звезду.
  • вещь, предмет наподобие, в форме звезды [5] Красноармейская звезда. Вырезать звезду из бумаги. Мелькает, вьется первый снег, звезда́ми падая на брег. А. С. Пушкин Орден Красной звезды.
  • ботан., зоол. составная часть названий животных и растений, похожих на звезды Морская звезда. Лягушечья звезда. (растение)

2) Фразеологизмы и устойчивые сочетания (2-я группа).

– морская звезда
– Полярная звезда
– падающая звезда
– звезда взошла
– звезда закатилась
– звезда Героя
– накрыться звездой
– звезд с неба не хватает
– звезда падучая
– считать звезды
– звезда первой величины
– красная звезда
– звезда пленительного счастья

3) Родственные слова (3-я группа).

  • Существительные: звездочет, созвездие, звездопад, звездочка, звездоносец, звездушка, звездинка, звездовщик, звездослов, звездарь, звездовник, звездоблюститель, звездонаблюдатель,звездослов, звездоволхв, звездогадатель, звездогляд,звездозаконие, звездословие.
  • Прилагательные: звездный, звездистый, звездчатый, звездоносный.
  • Глаголы: звездиться, звездить, дозвездить

(Выделенные слова – из словаря В. И. Даля.)

4)Этимология (4-я группа).

5) Символика (5-я группа).

Звезда – один из древнейших общечеловеческих символов, астральный знак, символ вечности, в европейской традиции с XVIII столетия – символ высоких стремлений, с конца того же столетия – эмблема счастья (выражение “родиться под счастливой звездой”). Как астрономический объект, звезды – неотъемлемый элемент небосвода, представляющий собой , согласно мифам, воплощение земных животных, мифологических героев или их следов (например, широко распространена идея о Млечном пути как дороге богов; само название млечного пути связано с мифом о молоке, разлившемся по небу из грудей греческой богини Геры). В славянской традиции звезды возникли, по Голубиной книге, “из риз Божиих”; персонажи русских былин часто имеют волосы, по которым рассыпаны звезды.

 Библия знает “благую” звезду – Вифлеемскую, она же звезда магов, под которой родился Иисус Христос и которая привела к его яслям волхвов.

С падающими звездами (метеорами) связано распространенное суеверие: если успеть загадать желание, пока звезда падает,– это желание обязательно исполнится.

6) Мифология (6-я группа). См. Приложение 1.

Слово учителя : согласитесь, ребята, что Мастер, Константин Георгиевич Паустовский, используя в своем тексте имена собственные, попытался вызвать у нас такие символические ассоциации: Персей-отвага, бескорыстие; Орион – запретная любовь; Сириус – Вифлеемская звезда – начало новой эры, всеобъемлющей божественной любви; Юпитер – величие, грандиозность; Сатурн – время, вечный мир

Итак, звездная ночь раскрыла перед нами глубину души мира; но она не испугала – она умудрила нас, заставила взглянуть себе в глаза. Ночью, таинственной мистической ночью все принимает иной (не истинный ли?) вид.

Любовь к миру заставляла писателя всматриваться, вслушиваться в природу, чтобы понять не только окружающее, но и себя – как органичную часть мира. Мы все жители одной страны– мирозданья, мы живем во имя светлого и великого, кем-то свыше были подарены нашему взору звезды, чтобы вдохновлять нас и воспитывать в нас стремление к жизни, к любви, к бесконечному подъему вперед и вверх.

5. Просмотр фотопрезентации “Звездная страна” под музыку (см. приложение “Презентация”).

Задания к каждой фотографии:

– Подобрать название, руководствуясь нахлынувшими чувствами.
– Подобрать эпитеты (сравнения, метафоры) для описания изображенного на фотографии звездного неба (звездной ночи).

6. Сбор языкового материала для сочинения на основе анализа текстов разных жанров.

Слово учителя.

С древних времен люди пытались объяснить существование этих маленьких точек в темном необъятном небе; нет образа более таинственного и многозначного в литературе как древней, так и современной, чем образ звезды.

Задание: Прочитайте тексты и выпишите фразы, с помощью которых автор описывает звезды См. Приложение 2.

7. Работа над композицией предстоящего сочинения.

Вам предстоит написать сочинение-описание. Какова композиция этого типа речи?

(1 часть – общая характеристика предмета описания или впечатления от него; 2 часть – признаки предмета описания; 3 часть – общая оценка предмета описания. Третья часть в некоторых описаниях может отсутствовать).

В то же время вам необходимо будет порассуждать о том, как вы поняли совет К. Г. Паустовского: “Для того чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни”.. Какова композиция рассуждения? (Тезис – доказательства – вывод).

Как вы думаете, какое место займет рассуждение в композиции описания? (в конце, вместо общей оценки предмета описания).

8. Составление плана предстоящего сочинения.

Сочинение-описание с элементами рассуждения

“Звездная страна, или почему надо чаще смотреть на ночное небо”.

План.

  1. Подними глаза и посмотри на звездное небо. Что ты видишь? (Опиши звезды, их размер, форму, цвет.)
  2. Что ты чувствуешь, глядя на звезды? Постарайся описать то, что ты раньше не замечал.
  3. Веришь ли ты в то, что где-то там есть и твоя звезда?
  4. Представь, что звезды исчезли. Что ты будешь чувствовать?
  5. Почему людям необходимо чаще смотреть на звездное небо?

Домашнее задание.

Напишите сочинение-описание с элементами рассуждения на тему “Звездная страна, или почему надо чаще смотреть на ночное небо” (используйте, если потребуется, метафоры, эпитеты, сравнения, словосочетания, выписанные из текстов).

***Информация для учителя См. Приложение 3.