Педагогический проект "Творческое проектирование как метод формирования универсальных учебных действий"

Разделы: Технология


I. Постановка проблемы

В общеобразовательной школе закладываются основы гуманитарной, естественнонаучной и технологической культуры молодежи, определяющей потенциал страны, который должен обладать достаточно высоким и разносторонним образованием. В документах ЮНЕСКО кратко сформулированы задачи общего образования в XXI веке:

  • научить учиться (учиться познавать);
  • создавать (практическая направленность обучения);
  • научить жить (культура дома, здоровый образ жизни);
  • научить жить вместе (культура человеческих отношений; уважения к младшим, ровесникам, старшим, людям других национальностей и вероисповедания), которые нашли отражение в ФГОС второго поколения. [6]

Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов, среди которых немаловажное место занимает предмет «Технология».

Вместе с тем происходит сокращение количества учебных часов (по проекту новых ФГОС 170 часов для образовательного курса) на изучение содержания предмета.

«Технология» же способствует развитию качеств личности в процессе практической деятельности более эффективно, чем при решении задач на других предметах и помогает успешной социализации учащихся в обществе, так как является практико-ориентированным.

В современном обществе не пропадает интерес к национальной культуре, в частности к ее декоративно-прикладному искусству. В каждой школе есть учащиеся с интересом занимающиеся творчеством: вышивкой, лоскутным шитьем, плетением, ткачеством и т.д. На уроках не всегда возможно качественно удовлетворить интересы и устремления таких учащихся.

Возникает противоречие между формированием у учащихся технологической культуры, соответствующей государственному стандарту, и развитием и поддержанием интереса к народному творчеству при одновременном сокращении количества учебных часов. Отсюда можно выделить основную цель проекта: формирование универсальных учебных действий и индивидуализация обучения учащихся через самореализацию в творческой проектной деятельности.

II. Цели и задачи проекта

Вышеуказанное противоречие я решаю через следующие цели и задачи.

Дидактические цели: формирование

  • навыков организации познавательной и учебной деятельности;
  • навыков поиска и выделения необходимой информации;
  • умений постановки и формулирования проблемы, создания алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

Методические задачи:

  • организовать деятельность по проектированию изделий декоративно-прикладного творчества;
  • изучить традиционные ремесла народов Пермского края;
  • освоить способы и приемы выполнения изделий декоративно-прикладного характера.

Формы учебной деятельности, используемые в работе: творческое проектирование; учебно-исследовательские работы; факультативные занятия; кружковая работа; посещение выставок и мастер-классов по декоративно-прикладному творчеству.

В технической части организации работы над проектом никаких особенных условий не требуется. Достаточно использовать оборудование кабинета обслуживающего труда.

Для повышения качества выполняемых изделий необходимо следующее дополнительное оборудование: оверлок; линейка, роликовый нож и коврик для раскроя лоскутных изделий.

III. Описание проекта

Данный проект направлен в первую очередь на формирование универсальных учебных действий учащихся в их метапредметной деятельности по изучению различных видов декоративно-прикладного творчества.

На каждом этапе проекта в зависимости от поставленных целей и задач формируются определенные универсальные учебные действия. К ним можно отнести личностные (действие самоопределения), регулятивные, позволяющие организовать учащимся свою деятельность по работе над проектом, обще учебные, включающие выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, постановку и формулировку проблемы с дальнейшим созданием алгоритма действия творческого характера. Важную роль играют коммуникативные УУД, формирующие умение взаимодействовать и сотрудничать как с учащимися, так и с учителем, полно и точно выражать свои мысли. (На каком этапе и какие учебные действия формируются приведено в плане реализации проекта).

Глубокое и осмысленное понимание проблем современного национального развития невозможно без знания и изучения этнокультурной истории народов, ее закономерностей и особенностей, основ традиционной культуры. Единство искусства и быта, которого достигли наши предки, стало их заветом для нас сегодня. При изучении декоративно-прикладного творчества народов нашей страны, и особенно, народов Прикамья, у учащихся формируются определенные нравственные аспекты, эстетические нормы, социальные и личностные ценности. На занятиях учащимся передается уважение к народным ремеслам, особенностям творчества многих национальностей, населяющих нашу страну и, в частности, Пермский край. В Прикамье насчитывается более ста двадцати национальностей. Характерными особенностями этнических культур пермских народов являются межэтнические заимствования от самых незначительных до полной ассимиляции. Эти сведения учащиеся используют в своих проектных работах.

Творческое проектирование, как форма учебной деятельности, позволяет мне решить многие дидактические задачи, развить такие компоненты технологической культуры как культура труда, культура дома, культура дизайна, потребительская культура, культура человеческих отношений и т. д. Обсуждая с учащимися темы творческих проектных работ, подчеркиваю их практическую полезность и значимость. Это позволяет повысить учебную мотивацию, учитывать особенности, способности и интересы каждой ученицы индивидуально.

Ученицы разрабатывают и реализуют проекты по изготовлению элементов интерьера (панно, диванных подушек, вязанных и плетеных салфеток), костюма (головных уборов, вязаных джемперов) и т.п. За последние годы отмечается рост качества учебных проектных работ, их эстетичность, оригинальность и даже креативность. Многие работы отличаются современностью, индивидуальностью и неповторимостью.

Знакомство с народными ремеслами, их историей, характерными для разных народов особенностями я организую при изучении темы «Рукоделие» в каждой параллели непосредственно на уроках. Проектная деятельность учащихся позволяет соединить теорию с практикой, что делает теорию более интересной и реальной. Самым важным при выполнении любой учебной работы считаю вовлечение всех учащихся в процесс решения учебной задачи через информацию об исторических корнях того или иного ремесла, о различных новинках, о технологиях обработки материалов, о разнообразии самих изделий и т.д.

Для повышения эффективности обучения применяю и метод учебных исследований, направленный на расширение и углубление знаний по предмету. Темы учебных работ перекликаются с содержанием предмета и народным творчеством. Например: «Сравнительная характеристика вышивки русского севера и юга», «Декоративно-прикладное искусство народов коми Пермского края», «Узорное вязание», «Керамические игрушки», «Женские головные уборы», «Вышивка народов Коми», «Символика в русской вышивке». При выполнении исследований по предложенным темам девочки погружаются в мир народного творчества, глубже знакомятся с особенностями ремесел народов нашего края и России, изучают творчество местных мастеров. С результатами проведенных исследований учащиеся выступают на школьных и районных конференциях учебно-исследовательских работ. Считаю, что исследовательская деятельность способствует развитию культуры общения, росту информационной культуры учащихся, проникновению в этнокультуру нашего края.

Очевидно, что важной задачей технологического образования учащихся, частью которого является проектная деятельность, есть соединение обучения конкретному мастерству с творческой деятельностью декоративно-прикладного характера.

IV. Организация проектной деятельности

Участниками проекта являются учитель и ученики, проявляющие интерес к декоративно-прикладному творчеству, к изучению особенностей народного творчества в Прикамье. В реализации проекта субъектами выступают ученики, с которыми учитель взаимодействует с целью выявления и развития их творческих способностей, формированию технологической культуры, а вместе с этим и универсальных учебных действий.

Для выявления заинтересованных и способных учащихся необходимо проведение мониторинга через анкетирование, наблюдения на уроках, индивидуальные беседы с детьми и их родителями. Не маловажную роль по вовлечению учащихся во внеурочную деятельность выполняют организация экскурсий, посещение мастер-классов в муниципальном доме культуры и краеведческом музее города.

Проект реализуется (данный проект можно реализовать непосредственно на учебных занятиях) во время факультативных и кружковых занятий с различными возрастными группами (с 5 по 11 классы) в несколько этапов и рассчитан примерно на 14–16 занятий в течение 1 и 2 четвертей учебного года в зависимости от сложности выбранных работ. На первом этапе идет осмысление целей и задач проекта, обсуждение вариантов выбора изделий для выполнения, поиск информации по проекту. Далее выполняются эскизы изделий, рассматриваются цветовое решение, композиционное построение, подбор материалов, инструментов и приспособлений. Этап по непосредственному выполнению изделия занимает большую часть времени, (в среднем ¾), отведенного на проект. Заключительным этапом является подготовка к презентации проекта и его защита. Основным элементом на последнем этапе является рефлексия учеников и учителя. Результативность каждого ученика выступает как фундамент для новых исследований.

Творческие проекты имеют декоративно-прикладной характер. В качестве изделий выбираются лоскутные панно, вышивка лентами, декоративными швами и т.п.

Художественная деятельность учащихся при изготовлении изделий на занятиях находит разнообразные формы, основной из которых является лоскутное шитье. Современные ценители искусства определяют лоскутное шитье как особое художественное явление, заключающее в себе не только складывающиеся на протяжении столетий традиции швейного дела, но и реалии настоящего времени. [3]

Через лоскутное шитье я на практике достигаю реализации цели обучения образовательной области технология по обеспечению усвоения учащимися основ политехнических знаний и умений по элементам технологий обработки различных материалов, материаловедения, информационных технологий в их интеграции с декоративно-прикладным искусством.

Обучение лоскутному шитью начинаю с истории возникновения этого вида творчества. Непременным является знакомство с национальными традициями, видами изделий, особенностями выбора тканей и цветового решения. Далее знакомлю учащихся с материалами, используемыми в лоскутном шитье. Особое внимание уделяю свойствам тканей и нетканых материалов, возможностями сочетания натуральных, искусственных и синтетических волокон. У девочек имеется возможность выбора ткани. Зависит это от авторского замысла, что позволяет развивать умения выбирать вид ткани для швейного изделия, способы раскроя и его обработки. Навыки конструирования и выполнения схем лоскутных изделий формируют графическую культуру и культуру дизайна.

Такие художественные ремесла как декоративная вышивка, аппликация, стежка ручная и машинная также изучаем при изготовлении лоскутных изделий.

Немаловажным при организации работы учащихся, я считаю эмоциональный настрой. Девочки с удовольствием занимаются лоскутками. Они могут выбрать свое изделие, использовать остатки тканей. Работа с цветными лоскутиками вызывает положительные эмоции, повышается учебная мотивация, развиваются навыки коммуникативного общения. В последние годы отмечаю повышение интереса к этому виду деятельности, что подтверждается выбором учащимися лоскутных изделий для выполнения творческих проектов, которые получают высокие оценки на различных конкурсах и выставках.

В своей педагогической практике использую возможности муниципального дома культуры и краеведческого музея. Коллективное посещение и обсуждение выставок декоративно-прикладного искусства, проводимых в районе, стимулирует интерес к предмету, повышает мотивацию учащихся. На уроках-экскурсиях происходит знакомство с миром творчества и увлечений. Тесное сотрудничество с мастерами нашего города позволяет нам обмениваться с ними опытом, проводить совместные творческие мастерские, беседы. Полученные таким образом знания и умения учащиеся применяют в своей работе.

При выполнении проектов организую социальные практики, выражающиеся в изготовлении сувениров-подарков ветеранам ВOв и труда.

Для учениц 9–11 классов, проявляющих интерес к творчеству и которые по субъективным причинам не могут посещать факультативные занятия, провожу индивидуальные консультации, таким образом, осуществляю тьютерское сопровождение учащихся после завершения изучения школьного курса технологии.

V. Ожидаемые и полученные результаты

Данный проект реализуется мною на протяжении нескольких лет.

Основным результатом реализации проекта считаю развитие универсальных учебных действий: личностных (побуждение к деятельности); регулятивных (целеполагание, планирование и прогнозирование своей работы); общеучебных и коммуникативных. Повышается мотивация учащихся по предмету (увеличивается количество желающих заниматься вне урока), углублению и расширению знаний по декоративно-прикладному творчеству (выбор изделий, прикладного характера), развитию творческих способностей учащихся (многие изделия являются креативными и современными, не смотря на «народность») к самореализации (призеры и победители творческих конкурсов) и, как следствие, происходит повышение самооценки учащихся.

Участницы проекта, кроме того, достойно защищают честь школы на муниципальных олимпиадах, являясь их призерами и победителями. Полученные результаты по формированию УУД находят подтверждение в следующих достижениях учащихся.

Проектные работы, выполненные ученицами, получают высокие оценки на различных конкурсах и выставках. Всероссийский детско-молодежный фестиваль искусств «Кубок России по художественному творчеству – Ассамблея искусств»

г. Москва 2009 год – 1 сертификат участника, 2010 год – диплом 3 степени. В 2010 году лоскутные, вышитые, выполненные девочками, успешно пройдя отборочный тур, были представлены на краевой выставке детского художественного творчества в рамках XVI Международного конкурса детских рисунков «Поклонимся великим тем годам» в номинации декоративно-прикладное творчество. Открытый региональный конкурс «Юный дизайнер» – 2009 год диплом победителя и в 2011 году диплом 3 степени; ученица 5 класса призер (диплом 3 степени) краевого конкурса профессионального самоопределения «Выбор–2011»; III краевая выставка по лоскутному шитью «Русский лоскуток» (31матра – 19 апреля 2009 года) – коллективная работа учащихся 6-х классов стала призером. Мои ученицы успешно приняли участие в региональной выставке «Разноцветная палитра» в 2007 году. Работы моих учениц постоянно становятся победителями и дипломантами различных муниципальных конкурсов.

Основные критерии, предъявляемые к проектам: оригинальность, качество, самостоятельность выполнения; правильное композиционное и цветовое решение.

Критериями оценки результатов деятельности могут служить достижения учащихся в различных конкурсах и проектах.

Риски при реализации проекта: низкая мотивация учащихся, или они не готовы к выполнению проектов, являющихся затратными по времени и материально.

 Список литературы

  1. Группа авторов, Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ Под ред. И.А. Сасовой – М.: Вентана_Графф, 2003. - 296 с.
  2. Кузьмина М., Максимова М., Лоскутики – М.: ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 1998 (112 стр.).
  3. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье: Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Школа-Пресс, 2000. - 96 с.: ил. Вып. 4.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие, – М.: Народное образование, 2001.
  5. Сост. С.А.Хворостухина, Лоскутное шитье – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.-256 с.
  6. Хотунцев Ю.Л.. Дубровских Л.И. О преподавании образовательной области технология в 2006-2007 учебном году. –М.: Московский институт открытого образования, 2006.

Приложения.