Реализация кружковой экологической работы в начальной школе

Разделы: Внеклассная работа


"Природа", "экология", "окружающая среда" - эти слова стали очень популярны в последнее время. Человеку всегда что-то нужно от природы, каждый день человек пользуется природными ресурсами, истощает их, и не думает о последствиях своей деятельности. Сколько бы лет не говорили о гибели природы, человек - разрушитель начинает задумываться о последствиях своей деятельности после того, когда стоит перед фактом разрушения, когда спасти что-либо трудно или почти невозможно. Мы должны говорить о воспитании экологии человеческой души, а не о воспитании детей лозунгами типа "не рви", "не губи" и т.д. Растить душу ребёнка внимательно, осторожно и с любовью - это огромный труд.

Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, может быть представлен материалом, который раскрывает свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними, призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека.

Экологическое образование как приоритетное направление педагогической науки сегодня на стадии становления, поисков, предположений и находок.

Ведущая роль в формировании процесса экологической культуры младшего школьника имеет система внеклассной экологической работы. Внеурочная деятельность требует от учащихся мыслительной работы, преодоление определённых трудностей.

Для реализации экологической работы с учащимися начальных классов наиболее целесообразным является кружок.

Одной из задач кружковой работы по экологическому воспитанию является расширение объёма интереса младших школьников к природе, формирование его устойчивости и направленности ко всему в природе и о природе, к охране природной среды. Кружковая работа даст возможность привлекать к исследовательской деятельности в природе младших школьников. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней.

На занятиях в кружке учащиеся шире и глубже убеждаются в связи организмов с окружающей средой, наглядно видят влияние человека на природу. Необходимость проведения кружковой работы обуславливается тем, что дети хотят больше узнать о природе, но и тем, что позволяет углублять и применять на практике знания, развивать интерес к предмету. Любовь к природе, бережное отношение к её богатствам не приходит сразу.

Главная проблема, с которой сталкивается учитель, является умение развивать интерес школьников к предмету изучения экологии, чтобы потом говорить о нём, исследовать его, раскрывать его сущность и взаимосвязи в окружающем мире. Следовательно, учителю необходимо владеть определёнными приёмами и методами, усиливающими мотивацию изучения детьми окружающего мира.

Кружковая работа позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы, полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности младших школьников, требует от учащихся развитой способности экологического мышления. Она проявляется в умении эффективно использовать экологические знания в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для природы последствий своей деятельности.

Занятия в кружке строятся таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. На занятиях в кружках предусмотрена и смена деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская и др.

Одним из важнейших средств является игра. В игре наибольшей степени школьник психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей, выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приёмами общения со сверстниками.

Младшие школьники с удовольствием выполняют "роли" охраняемых видов животных,растений или грибов, при этом каждый вид устами школьников рассказывает о значении его в природе и жизни человека, обосновывает необходимость его сохранения.

Мы используем и другие формы кружковой работы:

- организация и проведение экологических марафонов, различных акций, экологических операций по очистке территории школы, парка, посадка зелёных насаждений, цветов и уход за ними, изготовление кормушек и скворечников;

- экскурсии в заказники, краеведческие музеи с целью изучения флоры и фауны нашего края, а также изучение экологических проблем;

- проведение интеллектуальных и творческих конкурсов на экологическую тематику (охрана леса и его обитателей, знакомство с повадками и образом жизни птиц, животных, насекомых, знакомство с флорой родного края );

- создание и защита проектов по экологии и охране природы;

- проведение различных выставок (рисунков, поделок с использованием природного материала, флористик, коллекции насекомых, гербариев, фотоальбомов).

Результаты проделанной нами работы показали, что у детей сформировались определённые качества личности, свойственные экологически культурному человеку.

Учащиеся достигли определённых успехов:

- получили навыки общения друг с другом, с природным окружением;

- стали более милосердными, толерантными, внимательными к людям и природным существам;

- поняли важность ведения здорового образа жизни, потребности в занятиях физической культуры и спорта, соблюдения режима дня, питания;

- научились анализировать свои поступки в природе, стали осознавать свои ошибки и своевременно исправлять их;

- стали стремиться к налаживанию и сохранению добропорядочных отношений с окружающими;

- расширили знания о природном многообразии.

Особым этапом в построении воспитательного процесса является целенаправленное формирование личности школьника. Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания и является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки.

Необходимо развивать экологическое сознание личности школьника как совокупность знаний, мышления, чувств, воли; формировать элементы экологической культуры. Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно являться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.