Урок по окружающему миру в 4-м классе "Правильное питание"

Разделы: Начальная школа


Цели

Дети должны:

  • узнать о здоровом питании, о роли жиров, белков, углеводов, минералов в организме, о питательных веществах, необходимых организму человека для правильного роста и развития;
  • знать и соблюдать правила здорового образа жизни, правила здорового питания;
  • использовать в жизни знания о рациональном питании.

Тип урока. Комбинированный.

Оборудование. Дидактическое лото, карточки с картинками режима дня, солнышко, компьютер, мультимедийный диапроектор, презентация-сопровождение.

Ход урока

1. Создание психологической комфортности на уроке

– Посмотрите на солнышко на доске. Что необычного? (Нет лучиков.)

– Давайте подберём нашему солнышку необычные разноцветные лучи. Каждый лучик отличается настроением, т.е. цветом. Выберите свой лучик и обоснуйте выбор. Какие ассоциации у вас возникли?

(Выбрав лучик, дети подходят к кружкам определённого цвета.)

Примерные ответы учащихся.

– Я выбрал жёлтый лучик, как солнышко. И настроение у меня солнечное, много энергии. Жёлтый цвет – это цвет тепла. Хотелось, чтобы на нашем уроке была тёплая атмосфера.

– А я выбрала зелёного цвета лучик, настроение спокойное. Зелёный цвет– пробуждение природы. Пусть наш урок будет живым.

– Я выбираю синий цвет. Это цвет воды. Хотелось бы получить хоть капельку знаний. Пусть наш урок будет познавательным.

– А я немного тревожусь. У нас необычный урок. У нас сегодня гости. Я выбираю красный цвет. Красный – это праздничный цвет, а всё праздничное запоминается надолго. Пусть наш урок будет запоминающимся.

(На доске появляется солнышко с цветными лучиками, которые предложили дети.)

Цель нашего урока – сделать урок познавательным, полезным, тёплым, запоминающимся, живым. Тогда в путь!

2. Актуализация знаний

– Сегодня мы продолжим разговор о правилах здоровой жизни, в частности о правильном питании. (Слайд 1, см. Приложение 1).

Первым таким правилом является, как мы выяснили на прошлом уроке, выполнение режима дня.

– Что такое режим дня?

Ученики. Режим дня – это распорядок дел, действий, которые мы совершаем в течение дня. (Слайд 2)

– Что необходимо учитывать, составляя свой распорядок дня? (Слайд 2)

Ученики. Ложиться спать не позднее 21 часа.
– Утром отвести время для гимнастики, водных процедур.
– Обязательно правильно и вовремя питаться, отвести время на завтрак, обед, ужин.
– Не забывать об уроках, но и найти время для прогулки.

– Правильно. А зачем нужно соблюдать режим дня?

Ученики. Режим дня необходимо соблюдать, чтобы сохранять правильный ритм работы. Быть здоровыми.

– Верно. И главное, что режим дня надо соблюдать с раннего детства. Ведь «к чему в молодости привыкнешь, от того в старости не скоро отвыкнешь».
Давайте послушаем ваш распорядок дня.

(Дети зачитывают свой режим дня, обсуждают его.)

– А вот Толочёк Вадим постарался и подошёл к выполнению домашнего задания творчески. Составил режим дня в стихотворной форме.

(Слушаем стихотворение Вадима.)

Я хочу совет вам дать:
Режим дня очень чётко соблюдать.
Чтобы никуда и никогда не опоздать,
Чтобы на уроках, как я, «пятёрки» получать.
            В 7-00 пора вставать!
Быстро заправляй кровать,
Умывайся, одевайся, завтракай
И в школу отправляйся.
            В 8-30 мы сидим за партой с Олей
            В любимой нашей школе.
Ровно в полдень не забудь
Пообедать где-нибудь.
            Наконец, пришла пора,
            Идти на воздух, детвора.
Поиграли, порезвились
Теперь и за уроки садитесь.
            17-00 не за горой.
Ужин ждёт тебя домой.
            Вот и 21час приближается сейчас.
В это время нужно спать,
Чтобы в школу не проспать.

– Давайте подведём итог нашего домашнего задания.

ИГРА «Мой режим дня». Составление общего режима дня. (Часы, к ним карточки по режиму дня.)

– Немалое значение отводится для сна. Вы в течение недели должны были запоминать или записывать время, когда ложитесь спать, когда встаёте. Какой же вывод вы сделали: достаточно ли вы спите?

(Ответы детей.)

3. Тема урока

– У здорового человека – здоровый сон и здоровый отменный … АППЕТИТ!

Сегодня мы и будем говорить о правильном питании.

Девизом нашего урока будут слова великого учёного и врача ХI века Авиценны: «В еде не будь до всякой пищи падок, знай точно время, место и порядок» (Слайд 3)

– Как вы понимаете слова этого учёного?

(Ответы детей)

– Для начала предлагаю гимнастику для ума. Время раннее и, я думаю, что это слово пригодится.

Выберите лишние буквы на строчке. (Слайд 4)

– Правильно. Это завтрак . Он, ребята, очень важен. Ночью организм поддерживается запасами жира. Если не пополнять, то запасы исчерпаются. Как только организм возобновляет свою активность утром, ему сразу требуется большое количество энергии.

– А теперь давайте «построим» наш завтрак и выясним, какие «строительные материалы» требуются нашему организму утром. Для этого поиграем в лото

«УГАДАЙ СЛОВО»

1 группа.

к б Ф ж Ц т Я *       *    
В А Г Ь З И Ю   *   *   *  
с П л Ш д Э й     *       *

(КАЛЬЦИЙ)

2 группа

Ф о А б В р * *       *
Г Д С Е О Ж     *   *  
з И й Ф к Л       *    

(ФОСФОР)

3 группа

М б В д И с *       *  
Ф А К Ж З Ы   *        
т П г Н ш Й     * *   *

(МАГНИЙ)

4 группа

Ж е А б В и * *        
Г К Л Е Н М     * *    
й Д п Р з О         * *

(ЖЕЛЕЗО)

5 группа

М ю Я ы *      
У Е В Ь   *   *
э О д Щ     *  

(МЕДЬ)

– Кальций, фосфор, магний, железо, медь (Слайд 5) – эти вещества нужны для строительства здорового организма. Употреблять их нужно в течение всего дня.

– Теперь давайте выясним, в каких же продуктах содержатся эти вещества?

Игра «Соедини друзей» (Слайд 6)

Кальций
Фосфор
Магний
Железо
Медь
молочные продукты банан
рыба мясо кукуруза
рожь овёс яйцо гречиха
яблоко смородина
гречка тыква лук (слайд)

– Ещё одним важным «строительным материалом» для клеток нашего организма являются белки, жиры, углеводы. Вспомните, своё любимое блюдо, приготовленное мамой, расскажите о его ценности.

(Рассказы детей)

– Ну и, конечно, ни один завтрак, обед, ужин не обходится без этого наиважнейшего продукта.

Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка
Он с горбушкой золочёной
Шёл к тебе издалека.
В нём – здоровье, наша сила,
В нём – чудесное тепло.
Много рук его растило
Сохраняло, берегло.

Вы правильно говорите. Это хлеб. Что вы знаете о хлебе?

Ученики. К хлебу надо относиться бережно.
– Хлеб необходим организму, потому что он богат растительными белками.
– Хлеб является источниками витаминов В, Е.
– Хлеб способствует правильному обмену веществ.
– Все злаковые культуры богаты магнием.

– Не зря люди ласково называют его ХЛЕБУШКО (Слайд 7), сложили о нём много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним.

Пословицы о хлебе. (Слайд 7)

  • Хлеб – всему голова.
  • Хлеба к обеду норму бери, хлеб – драгоценность, его береги.
  • Плох обед, коли хлеба нет.

4. – А сейчас послушайте небольшую историю.

В одном городе жил-был мальчик. Он очень любил есть куриные яйца. Всегда ел одно яйцо на завтрак. Но однажды он узнал, что в одном курином яйце содержится 12

различных витаминов, особенно А и Д, которые очень нужны растущему организму. И чтобы быстрее вырасти, стал есть яйца и на завтрак, и на обед, и на ужин. Ел, Ел, Ел…

Как вы думаете, ребята, он быстро вырос?

(Ответы детей.)

Вспомните девиз нашего урока. (Слова Авиценны) (Слайд 8)

Добавим к этому: всё хорошо в меру. Яйца могут вызвать у человека аллергию, а во-вторых, частое употребление этого продукта способствует образованию в крови клеток, которые суживают сосуды. А это очень вредно. Поэтому 1-2 яйца в неделю достаточно.

В одной старинной книге написано, что здоровое питание человека основано на «трёх китах»

Как вы думаете, на каких китах?

(Ответы детей.)

Правильно. (Слайд 9)

Такое питание называется РАЦИОНАЛЬНЫМ, что в переводе с латинского означает «разумное», «правильное».

– Чему мы посвятили наш урок?

Ученики. Мы посвятили урок правильному питанию.
– Мы узнали о рациональном питании.
– Мы говорили о полезных продуктах, которые необходимы человеку, чтобы быть здоровым.

5. Рефлексия

– Молодцы! Вы успешно справились с заданиями? Оцените свою работу.
– Можно считать, что урок прошел успешно?
– Он проходил в тёплой обстановке?
– Был ли он живым? Почему?
– Запомнился ли он вам полезной информацией? Какой?
– Был ли он познавательным?

6. Домашнее задание

– Ещё раз прочитаете о рациональном питании в учебнике на стр.53–56.
– Составите себе меню рационального питания на один день.
– Спасибо. До свидания!

Использованная литература:

  1. Курамшина О.Н., Железкина А.М. «Школа оптимизма: внеклассные мероприятия, классные часы» 1–4 классы. – М.: «ВАКО», 2008.
  2. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. «Окружающий мир» в 2х частях 4 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2009.