Интегрированное занятие "Ай да коты!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель. Развитие эмоциональной сферы у детей через знакомство с работами художника Виктора Чижикова.

Задачи.

  • Познакомить детей с рисунками В.Чижикова, вызвать интерес к иллюстрациям.
  • Учить понимать, как художник, используя разные средства выразительности (цвет, композицию, ритм) передает образы своих героев.
  • Развивать правильное понимание детьми эмоционально-выразительных образов героев, умение распознавать основные эмоции по характерным внешним признакам.
  • Учить детей высказывать свое мнение, обосновывать его, уметь самостоятельно характеризовать образы героев, находить смысловое значение стихов.
  • Развивать творческое воображение, создать радостное, веселое настроение.
  • Учить определять содержание своей работы, создавать образ героев, передавать в своих рисунках эмоциональную сферу, изображать задуманное – рисовать и раскрашивать необычных, смешных персонажей, находить подходящий цвет красок или карандаша.
  • Продолжать развивать графические умения и навыки, применять разную технику рисования; использовать в рисовании и раскрашивании различные материалы.
  • Учить находить яркие, радостные цвета в соответствии с характером персонажей.
  • Закреплять эмоциональный словарь (настроение, эмоции: веселый, грустный, печальный, хмурый, удивленный, испуганный и т.д.).

Материал:

  • Художественные материалы: гуашь, кисти разных размеров, фломастеры, карандаши, восковые мелки, кусочки поролона; листы белой бумаги разных размеров для рисования персонажей.
  • Фотография Виктора Александровича Чижикова в мастерской.
  • Серия картин про котов из коллекции журнала «Веселые картинки».
  • Книги, иллюстрированные художником В.А.Чижиковым.

Предварительная работа.

Серия игр и упражнений по развитию эмоциональной сферы детей, рассматривание иллюстраций различных художников (Васнецова, Конашевича, Савченко) с изображениями животных, рассматривание книг, иллюстрированных художником Чижиковым. Рисование смешных персонажей на других занятиях и в свободной деятельности детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Ознакомительная часть

Выставка серии картин про котов из коллекции журнала «Веселые картинки», нарисованных В.А.Чижиковым, закрыта ширмой. Обращаю внимание детей на фотографию художника.

– Дети, как вы думаете, кто изображен на этой фотографии? (Художник)
– Почему вы так думаете? (Потому что он находится в мастерской и там видны работы художника).
– Правильно, это художник. Художник Виктор Александрович Чижиков. Посмотрите на выставку книг.
– Что общего есть в этих книгах? (Похожие рисунки)
– Эти книги вам знакомы, мы их не раз читали и рассматривали рисунки. Все эти книги иллюстрировал Виктор Александрович Чижиков. Мы узнаём его рисунки по особой манере рисования, но сегодня у меня есть для вас сюрприз! Послушайте стихотворение.

Мы вымыли руки
И сели за стол.
А он неумытый
Обедать пришел.
И с ним бесполезна
Любая беседа.
Он вымоет лапки,
Но после обеда.

– Про кого это стихотворение? (Про кота).
– У Виктора Александровича есть одно хобби – это рисование котов и кошек! Он их обожает! (Открыть выставку с рисунками котов). А рисовать их, Чижикову помогает… его собственный кот. Коты часто приносили своим хозяевам успех. Достаточно вспомнить хотя бы всем известного Кота в сапогах. У Виктора Александровича – кот рыжий-рыжий и пушистый. Выходит утром художник из своей квартиры, берет с собою кота, крепко прижимает его к груди, чтоб не выскользнул. Нажимает кнопку лифта –
и вот он уже у самых облаков, в своей мастерской. Кот, правда, не любит этих поездок в лифте. Говорит: «Я тебе ночью уже столько рисунков намурлыкал, отвези меня обратно». Приходится везти кота обратно. Возвращается в мастерскую. Садится за стол. Прикоснулся к бумаге – чирк-чирк и надо же! На него с листа кот смотрит. Художник дальше рисует, думает, что будет?! А кот начинает улыбаться. Берет художник другой листок. А на нем, под его карандашом, кот уже другую гримасу состроил. Коты, каждый со своим неповторимым выражением мордочки, тела, лап, усов, хвоста... Да, коты самые изобразительно-выразительные животные: у кота может быть выражение хвоста, а у человека – нет. Так говорит художник.
Под стать рисункам и стихи. Чего стоит хотя бы вот это:

Вчера я был мышегоняльным
Вполне сметаноуплетательным
Сегодня я диваноспальный
Вполне подушкоодеяльный!

(При чтении стихов и рассматривании отдельных изображений котов, задавать вопросы по характеру изображения образов, какими средствами выразительности пользовался художник: цвет, пятно, объем, линия, ритм)

Вопрос: Каким изобразил художник кота? (Ответы детей.)

– Как передал художник «сметанноуплетательный» вид кота?
– Почему кот называет себя «диваноспальным», «подушкоодеяльным»?

На помосте – кот Емеля
До чего ж силен и смел!
Говорят, что в этом деле
Он давно собаку съел!

Вопрос: А здесь как художник передал образ кота? (Кот одет как спортсмен, он высокий и худой).
– Трудно ли будет коту поднять штангу?
– Как вы понимаете слова «Он давно собаку съел!»?

Положили кашу в миску
И поставили под лавку
Облизала миску киска
– Мне, пожалуйста, добавку!

Вопрос: А этот кот, какой? (Ответы детей)
– Как художник передал, о том, что коту очень понравилась каша, и он не прочь получить добавки?

Вальс, гопак, кадриль и твист
Всё сыграет гитарист!

Вопрос: Что можно сказать про этого кота? (Кот старательно играет, прищурил глаза, радостный и т.д.)
– Как художник нарисовал шерстку кота, как он передал в рисунке его мягкость, пушистость?

*

Кот по кличке Карабас
Притащил свой контрабас,
– Выходите в круг, ребята,
Танцевать заставлю вас!

– Отличается ли этот кот от предыдущего кота? Чем?

Клюшкой я владею ловко.
Я – из клуба «Мышеловка»!

– Как художник передал образ кота?
– Каким он его изобразил?

– Действительно, коты Виктора Чижикова удивительно похожи и одновременно не похожи друг на друга. Они могут быть сытые и голодные, задумчивые, мечтательные, печальные и счастливые. Встречаются кот-рыболов, кот-директор школы, кот-озорной ученик, бабушка-кошка, вяжущая когтистыми лапками внучкам носочки из собственной шерсти, и кот, у которого ночью разболелся зуб, и теперь он мечтает о встрече с кошачьим стоматологом.

2. Практическая часть

– Ребята, попробуем нарисовать своих героев-котов! Для приятной работы я включу вам музыку.
Работа с красками и другими художественными материалами начинается с организации рабочего места.
– Приготовим рабочее место настоящего художника.
Индивидуальная работа. Воспитатель оказывает в случае необходимости практическую помощь детям в применении технических навыков.

3. Заключительная часть

– Ребята кто закончил, приводим в порядок своё рабочее место. (Выставка детских рисунков)

Вопросы к детям:

– Какое настроение ты хотел передать в своей картине?
– Как ты это изобразил? Раскрой свой секрет, пожалуйста.
– Наши коты получились на славу!