Правописание чередующихся гласных О–А в корнях рос-, раст-, ращ-

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Образовательные:
    • углубить знания учащихся по теме «Чередующиеся гласные в корнях слов»
    • формировать теоретические знания по новой теме
  • Развивающие:
    • развивать навыки анализа, синтеза, сравнения
    • способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся
  • Воспитательные:
    • воспитывать стремление к индивидуальной самореализации

Оборудование урока:

ХОД УРОКА

1. Мотивационная часть

– Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Чередующиеся гласные в корнях слов». Мы с вами совершили много открытий, но нас ждет еще одно.
– Прочтите предложения шепотом, затем вслух читает один ученик.

Папирус – это болотное растение. Еще в древние времена  оно росло в Египте по берегам Нила. Папирус выращивали, чтобы делать из него бумагу.
Он может вырасти до 5 метров. Тогда проникнуть в его заросли невозможно: это плотная стена.
Корни папируса сплетаются. Группа растений отрывается от берегов и образует своеобразный островок, который медленно плывет по реке. Такие островки задерживают движение кораблей.

– Является ли данная группа предложений тестом?
– Что означает знак вопроса перед текстом?
– Озаглавьте  данный текст.
– Назовите опорные слова.
– Перескажите текст, опираясь на ключевые слова.
– Посмотрите еще раз на текст. Что случилось с некоторыми словами?

Папирус – это б…лотное р…стение. Еще в древние вр…мена  оно росло в Египте по берегам Нила. Папирус выращивали, чтобы делать из него бумагу.
Он может вырасти до 5 метров. Тогда проникнуть в его заросли невозможно: это плотная ст…на.
Корни папируса спл…таются. Группа р…стений отрывается от берегов и обр…зует своеобразный остр…вок, который медленно плывет по реке. Такие остр...вки задерживают дв…жение к…раблей.

– Чем отличаются друг от друга слова с пропущенными буквами?
– 1 вариант выписывает слова с безударными гласными в корне слова, проверяемые ударением, а 2  вариант – слова с безударными гласными в корне слова, не проверяемые ударением.
– В какой столбик выписали слово растение?
– У нас с вами возникла проблема – почему в слове растение пишется а?

2. Основная часть – открытие нового

Групповая работа.

– У вас на карточках слова:

1 группа

Вырастают – выросло
Зарастет – поросли

2 группа

Возраст – заросли
Растешь – выросли

3 группа

Растет – проросли
Разрастается – подросли

– Почему в словах 1 столбика пишется в корне гласная а, а в словах 2 столбика – о?
– Так какая же гласная пишется в корне слова растение?
– Как называются такие гласные?
– Как будет звучать тема урока?
– Запишем 1 часть правила в тетрадь – теорию.
– Вернемся к тексту. Выпишите слова на данное правило и объясните написание слов.
– Добавим  к правилу корень ращ.

3. Закрепление нового материала

– А теперь потренируемся в правописании корней растращрос.

Игра «Дерево, расти»

Ребята берут карточки со словами: вырастить, проросло, выращивать, заросли, растениевод, росток – объясняют правописание слов.

– Возникла проблема: почему в слове росток пишется в корне буква о?
– Запишем в тетрадь – теорию  слова – исключения.

Игра «Третий лишний»

Р…стущий
Возр…ст
Р…столстеть

Тест

1. В каком слове пишется чередующаяся гласная а?

1) р…стет
2) зар…сли
3) Р…стов

2. В какой строчке во всех словах пишется одна и та же буква?

1) р…сло, выр…щиваем, водор…сли
2) зар…стает, пор…сль, возр…ст
3) отр…сль, дикор…стущие р…стения

4. Рефлексивная часть

Учащимся предлагается закончить фразы:

  • Сегодня на уроке я…
  • Я узнал, что…
  • Я не совсем понял…
  • Я постараюсь…

5. Домашнее задание:  выучить правило, упражнение 283,  отгадать кроссворд.