Урок русского языка "Путешествие в страну знаний. Имя прилагательное"

Разделы: Русский язык


Вид урока: обобщения знаний по разделам: фонетика, орфоэпия, орфография, словообразование, лексика, морфология.

Тип урока: урок с использованием активных форм работы учащихся.

Цели урока:

  • обучающая: работа над формированием осознанного, грамотного
    правописания, закрепление навыков произношения; работа по развитию речи.
  • развивающая: развитие речи, обогащение словарного запаса.
  • воспитывающая: формирование глубокого уважения к языку и умение
    грамотно выражать свои мысли.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Этап повторения и закрепления полученных знаний.
  3. Творческие знания по указанной теме.
  4. Подведение итога урока.
  5. Этап информирования о домашнем задании и инструкции по его выполнению.

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый, проблемный, наглядно-иллюстративный.

Приемы: беседа, фронтальный опрос, коллективные формы работы, самостоятельная работа, индивидуальная работа, творческая работа.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы должны с вами вспомнить практически все разделы науки о русском языке. Провести занимательное путешествие в Страну Знаний.

Чтобы урок был интересным и познавательным, я приготовила разнообразные задания. Активно участвуя в работе, правильно отвечая на поставленные вопросы, вы сможете показать классу свою красивую, образную речь и грамотное письмо.

В конце урока вам самим придется оценить нашу работу.

Учитель: Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и тему урока «Имя прилагательное».

Ребята, а мы знакомы с именем прилагательным?

Ответ ученика: Да, знакомы.

Учитель: Поэтому я написала тему «Повторение имени прилагательного», но в урок включила материал по многим разделам науки о русском языке.

II. Этап повторения и закрепления полученных знаний.

Учитель: Что такое фонетика?

Ученик: Раздел науки о языке, в котором изучаются части речи.

Учитель: Что такое фонетический разбор?

Ученик: Разбор слова по буквам и звукам называется фонетическим разбором.

Учитель: Что такое орфоэпия?

Ученик: Раздел науки о языке, в котором изучается правильное произношение слов.

Учитель: Посмотрим, как вы это помните?

1. Итак, первая наша остановка на станции «Фонетической».

Задание 1: (2 учащихся вызываются для работы у классной доски). Расставить ударение в словах (учитель открывает заготовленные заранее слова):

  1. Дефис, жалить, досуха, свитер, шинель, звонит, договор, изобретение, балую.
  2. Портфель, роман, процент, средства, магазин, положил, индустрия, красивее, приговор, статуя.

Задание 2. (остальным учащимся). Учитель читает текст.

Спишите текст и выпишите из него слова, в которых 1 вариант - звуков больше, чем букв; 2 вариант - букв больше, чем звуков.

Обратите внимание на знаки препинания.

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и иное название еще драгоценней самой вещи. (Н. Гоголь)

1 вариант: языка, иное, название, еще.

2 вариант: дивишься, драгоценности, драгоценней.

(Спросить 2 - 3 человека. Уточнить, почему они так считают?)

Учитель: В каких случаях гласные ё, е, ю, я обозначаются двумя знаками?

Ученик: Буквы я, ю, е, ё обозначают два звука, 1) если они стоят в начале слова (яма); 2) стоят после гласного (маяк); 3) пишутся после ъ и ь. (друзья).

Проверка задания 1: Дефис, жалить, досуха, свитер, шинель, звонит, договор, изобретение, балую, портфель, роман, процент, средства, магазин, положил, индустрия, красивее, приговор, статуя.

Учитель: Какой раздел науки о языке изучает произношение?

Ученик: Этот раздел называется орфоэпией.

Учитель: Давайте еще раз повторим слова: звонит, красивее, так как они очень часто употребляются в языке (дети хором произносят слова).

Поехали дальше.

2. Станция «Словообразовательная».

Учитель: Что такое словообразование?

Ученик: Это раздел науки о языке, изучающий образование слов.

Учитель: А из каких частей может состоять слово?

Ученик: Слова в русском языке состоят из значимых частей: приставок, корней, суффиксов и окончаний.

Задание 1: Из данного выше предложения выписать слова: драгоценности, подарок, дивишься, зернисто. Сделать разбор по составу.

Проверка задания.

Учитель: Какие морфемы служат для образования новых слов?

Ученик: Для образования новых слов служат приставки, суффиксы.

3. Станция «Лексическая»

Учитель: Что такое лексика?

Ученик: Лексика изучает словарный состав русского языка.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с толкованием и правильным написанием слова календарь.

Посмотрите, какие орфограммы в этом слове?

Ученик: Безударные гласные, ь на конце слова.

Учитель: А вы знаете, что такое календарь?

Ученик дает свое толкование.

Учитель: А теперь я познакомлю вас с правильным значением этого слова.

Календарь - таблица, в которой в последовательном порядке даны все дни года.

Учитель: Ребята, перепишите данное предложение в тетрадь и расставьте знаки препинания. Ученик объясняет расстановку знаков препинания.

Учитель: В каком словаре вы будете искать лексическое значение слов?

Ученик: Лексическое значение слов указывается в толковых словарях.

Ученики рассматривают толковые словари, расставленные у доски.

Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Как называются выражения, записанные на доске?

Ученик: На доске написаны фразеологизмы.

Учитель: Что такое фразеологизмы?

Ученик: Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, близкие по значению одному слову.

Задание: 1 вариант: выписать те, которые употребляются в книжной речи, и объяснить их значение; 2 вариант: выписать те, которые употребляются в устной речи, и объяснить их значение.

Рыцарь без страха и упрека (1 вариант) - безупречный человек.

Пялить глаза (2 вариант) — пристально смотреть.

Где раки зимуют (2 вариант) - очень далеко.

Вносить свою лепту (1 вариант) - решиться на что-либо.

Разрубить гордиев узел (1 вариант) решить трудную задачу.

Сбоку припека (2 вариант) – посторонний.

Учитель: Для чего мы их употребляем в речи?

Ученик: Фразеологизмы делают речь более яркой, красивой, образной.

Учитель: А теперь составьте небольшой рассказ, раскрывающий смысл фразеологизмов:

1 ряд - засучив рукава,

2 ряд - как белка в колесе,

3 ряд - упрямый как бык.

Проверка задания (первый ряд оценивает второй, второй-третий, третий-первый).

Учитель: Вы обратили внимание, насколько богат наш русский язык. Постарайтесь чаще использовать фразеологизмы в своей речи.

4. Станция без названия.

Учитель: Ребята, запишите следующие слова: Слова на доске.

Чистота, чистый, чистить, чисто.

Учитель: Определите, какими частями речи они являются?

Ученик: чистота (существительное), чистый (прилагательное), чистить (глагол), чисто (наречие).

Учитель: Так на какую же станцию мы попали?

Ученик: Станция «Морфологическая».

Учитель: Ребята, какая часть речи называется глаголом?

Ученик: Глагол - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос Что делать? Что сделать? Обозначает действие предмета. Глаголы бывают в настоящем, будущем и прошедшем времени; совершенного и несовершенного вида; I и II спряжения; переходными и непереходными. Глаголы изменяются по наклонениям: бывают в изъявительном, условном и повелительном наклонении. В предложении глагол обычно бывает сказуемым.

Учитель: А что такое спряжение?

Ученик: Изменение глагола по лицам и числам.

Учитель: Сейчас проверим, как вы умеете определять спряжение глагола.

Задание 2. Выписать глаголы и обозначить их окончания (слайд 29). 1 ряд - глаголы 1 лица, 2 ряд - глаголы 2 лица, 3 ряд - глаголы 3 лица.

Собираемся, краснеют, проснешься, мирятся, рассуждаю, рисуете, смотрим, думает, мечтаешь.

Учитель: Отчего зависит правильное написание гласных в личных окончаниях глагола?

Ученик: Правописание гласных в окончаниях глаголов зависит от спряжения.

Учитель: Не забывайте об окончаниях глаголов З лица, множественного числа (ут-ют, ат-ят).

5. Станция без названия.

Учитель: У вас на столе карточки. Что пропущено в этих словах?

Ученик: В словах пропущены буквы.

Учитель: Как мы называем ту букву, которая вызывает трудности в написании?

Ученик: Такую букву называют орфограммой.

Учитель: Какие слова даны на этой карточке?

Ученик: Слова с орфограммами.

Учитель: Значит, на какую станцию мы прибыли?

Ученик: Станция «Орфографическая».

(Задание записано на карточках).

Учитель: Спишите, вставьте буквы и найдите правильный ответ. В каком ряду на месте пропуска в окончаниях имен прилагательных пишется буква И.

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая
ударением?

А) Поколение, проявляющийся, оз..ренный

Б) разг..вор, великолепный, отр..зиться

В)хр..нитель, пож..леть, действительный

3.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

А) бросить клич.., утеш.хя малым;

Б) не реж..те мелко, серебряная брош..ка;

В)ударить наотмаш.., намаж.. масло;

Г) быстро пострич.хя, суп горяч..

4.Не пишется раздельно:

А) допустить (не)брежность;

Б) проявить (не)тактичность;

В) встретил (не)счастье;

Г) прослыл (нс)учем.

Учитель: Как проверить безударные гласные?

Ученик: Необходимо подобрать такое однокоренное слово, чтобы на эту гласную падало ударение.

Учитель: В каких глаголах на конце пишется ь?

Ученик: Ь пишется на конце глаголов повелительного наклонения, в неопределенной форме, в окончаниях глаголов 2 лица, единственного числа после шипящих.

Учитель: Ребята, какая часть речи называется прилагательным?

Ученик: Прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? чей? Изменяются по родам, падежам, и числам. Имеют краткую форму. В предложении бывают определением и сказуемым. Также прилагательные имеют степени сравнения (превосходную, сравнительную). Прилагательные по своему разряду делятся на КАЧЕСТВЕННЫЕ, ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ, ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ.

Учитель: Сейчас проверим свои знания.

Учитель: Сегодня мы повторили Имя прилагательное, ребята, давайте проверим себя, как вы усвоили эту тему.

III. Творческое задание.

Учитель: А теперь покажите, как вы умеете пользоваться именами прилагательными, а помогут в этом картины. Опишите картины известного художника Игоря Эммануиловича Грабаря, используя имена прилагательные. Укажите место действия, время года, опишите состояние природы, различные детали картины.

И. Э. Грабарь - известный художник-пейзажист, тонкий знаток русской природы. В своих пейзажах мастер старался передать живую красоту окружающего мира.

Ученики описывают картины под музыкальное сопровождение.

В «Февральской лазури» Грабарь восхищается русской природой и ее символом - великолепной ветвистой березой. Дерево изображено контрастными красками, несмешанными цветами: белым, синим, зеленым. Для того чтобы показать яркость и переливчатость неба, художник пишет резкими синими полосами по белому фону. Ветви великолепных берез устремляются вверх, словно в радостном шумном порыве приветствуют солнечное морозное утро.

Иногда первый снег выпадает очень рано, даже в сентябре. Это необычное явление заинтересовало художника, и он написал картину «Первый сентябрьский снег». Обратите внимание на его особую манеру письма: Грабарь не смешивает краски, а кладет их на холст отдельными мазками, рассчитывая на зрительное, оптическое слияние этих мазков при восприятии картины.

Ученики пишут сочинение под музыкальное сопровождение.

Чтение работ. Обсуждение.

IV. Подведение итогов урока. Оценивание.

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, вам понравился урок?

Учитель: Какие разделы русского языка мы вспомнили?

Ученик: Фонетика, орфоэпия, лексика, фразеология, словообразование, морфология.

Учитель: Кто хорошо работал?

Учитель: Какую оценку мы поставим и почему?

V. Объяснение домашнего задания.