Жизнь и творчество П.И. Чайковского. 4-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 4


Цель урока: продолжить знакомство с жизнью и творчеством П.И. Чайковского

Задачи урока:

Образовательные:

  • знакомство с новыми фактами жизни и творчества композитора;
  • исполнение программных произведений;
  • знакомство с понятием «симфония»;
  • учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, размышлять, что может выражать музыка;

воспитательные: воспитание гражданственности на примере жизни и творчества П.И. Чайковского

развивающие: прививать любовь к прекрасному, к замечательной русской музыке, средствами музыкального искусства воспитывать у детей интерес к русской музыке.

Оборудование урока: Компьютер с мультимедийным проектором, презентация, фортепиано

Ход урока

1. Орг часть. 3 мин.

Звучит «Марш деревянных солдатиков» из «детского альбома Чайковского. Слайд 1.

Учитель: Музыка какого композитора прозвучала?

Ученик: П. И. Чайковского

2. Изучение нового материала.30 мин.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством этого композитора.

(Новый материал дается в виде презентации с фотографиями на большом экране, сопровождается вопросами к залу, прослушиванием отрывков муз. произведений).

Пётр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в заводском поселке Воткинске, в Удмуртии, в семье горного инженера, директора Камско-Воткинских заводов. Слайд 2.

В Воткинске, а с 6-летнего возраста в Алапаевске протекли ранние детские годы композитора. Народные песни-, в основном, протяжные, лирические напевы рыбаков, часто по вечерам звучащие с озера — были первыми ,наиболее яркими музыкальными впечатлениями Чайковского. Слайд 3.

В эти же годы Чайковский познакомился и с некоторыми произведениями итальянских и немецких композиторов, которые он слушал в исполнении на оркестрине (механическом органе). В раннем возрасте начались и его первые уроки игры на фортепиано. Слайд 4.

 Мальчик рос в атмосфере родительской любви, его воспитание было поручено француженке- гувернантке Фанни Дюрбах.

Правдивый, отзывчивый, чуткий к людям мальчик с ранних лет завоевал большую любовь всех окружающих. Слайд 5.

В 10- летнем возрасте его отдали учиться в петербургское училище правоведения , которое готовило чиновников для департамента юстиции. Музыка все больше заполняла его жизнь. Чайковский стал петь в хоре Училища , брал уроки музыки у итальянца Пиччиоли, слушал оперы и музыкальные концерты с друзьями. В это время Чайковский впервые слушает оперу Моцарта « Дон Жуан» в исполнении итальянской труппы в Петербурге. Слайд 6.

 Во время пребывания в училище в 1855-1858 г. Чайковский берет уроки игры на фортепиано у пианиста Рудольфа Кюндингера , а уроки теории музыки у его брата Августа . Оба учителя сразу отметят выдающиеся способности ученика.

Осенью 1859 г. Чайковский поступает в открывшиеся музыкальные классы при Р.М.О. А через 2-а года , уже будучи чиновником Министерства юстиции он подает заявление в дирекцию Р.М.О. о приеме в открывшуюся консерваторию.

Вопрос учителя к классу: «А что Петр Ильич сам говорит л своем стремлении изучать музыкальные дисциплины?»

Ответ ученика: (зачитывает цитату): Чайковский пишет сестре: «В прошлом году, как тебе известно, я очень много занимался теорией музыки и теперь решительно убедился, что рано или поздно, но я променяю службу на музыку».

Приняв твердое решение посвятить себя музыке, Чайковский страстно овладевает профессиональными знаниями. От занятий в фортепианном классе он был освобожден. А вот теорией музыки и композицией Чайковский занимался с особым рвением. Он справлялся с необычайно трудными , огромными по объему задачами ,чем вызывал уважение своих педагогов Н. И. Зарембы и А. Г Рубинштейна. Чрезвычайно довольный учеником Рубинштейн сделал его своим стипендиатом . А с 1864 тогда поручил вести занятия в классе гармонии.

В течение 1863-64 г. г. Чайковский ,овладевая искусством инструментовки, перекладывал для самых разных составов оркестра произведения других авторов и свои сочинения. В это же время Чайковский пишет свои первые симфонические произведения , которые получили одобрение педагогов и были исполнены в ученических концертах.

Приближалась дата выпуска. Звание свободного художника и серебряная медаль увенчали годы напряженного труда Чайковского. У него зреют творческие замыслы, и первым из них стала симфония № 1 ,которую композитор назвал « Зимние Грезы». Это первая симфония , написанная русским композитором , получившим образование у себя на Родине , в России , профессиональное музыкальное образование.

Вопрос учителя к классу: Кто может ответить на вопрос: «Сколько значений имеет слово «симфония»?

Ученик: Это слово имеет три значения: 1. В Древней Греции симфонией называли любое приятное для слуха сочетание звуков «Симфония – созвучие»

В Италии симфониями называли оркестры.

Учитель: Правильно! А что отличает симфонию в современном виде от первого значения слова?

Ученик: В современном значении – симфония – это произведение для симфонического оркестра, написанное в форме сонатно-симфонического цикла.

Звучит отрывок из Симфонии №1 «Зимние грезы», главная партия, 3 мин 19 сек.

«Зимние грезы» проникнуты русскими песенно- танцевальными интонациями. Его симфония стала исповедью души В ней Чайковский выразил все наболевшее и радовавшее, смятение и искания, стремление к вечно прекрасному. В 1-ой симфонии сразу сформировался яркий ,индивидуальный симфонический стиль композитора .

В 1866 Чайковский переехал в Москву, чтобы стать профессором Московской консерватории. Здесь его творческая деятельность достигла большого и разностороннего расцвета. Слайд 7.

В то же время Чайковский интенсивно работал как педагог- воспитатель и музыкальный публицист .Развитию творческого дарования Чайковского в эти годы во многом способствовало общение с разными выдающимися представителями русского искусства : с композиторами Балакиревым, Римским- Корсаковым, с музыкальным критиком и композитором Стасовым. С ними Чайковский делился своими творческими планами ,даже обменивался записями народных песен.

К московскому периоду относится создание самых разнообразных произведений: в их числе — оперы, 3-и первые симфонии ,несколько программных увертюр -фантазий для симфонического оркестра ,цикл фортепианных пьес «Времена года» и многие другие. Слайд 11.

Вопрос учителя: Какие фортепианные циклы Чайковского Вы знаете?

Ученик 1: Времена года»

Ученик 2: «Детский альбом». Его петр Ильич написал для своего племянника, В. Давыдова, когда тот стал учиться игре на фортепиано.

Некоторые сочинения тех лет содержат яркие зарисовки народного быта ,живо передают народный юмор , веселье ,некоторые передают поэтические образы родной природы.

В других же сочинениях московского периода звучат порой иные настроения. Такова, например, увертюра- фантазия «Ромео и Джульетта». Создавая музыку к трагедии Шекспира композитор вынес приговор жестокости, предрассудкам среды , людей ,окружающих главных героев. Увертюра- выражение глубокой скорби о юных Ромео и Джульетте И одновременно это утверждение светлых, возвышенных идеалов человека, его душевной красоты.

Звучит увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», тема любви, 8 мин.

Несмотря на интенсивное творчество, Чайковский в эти годы уделял много времени педагогической и издательской работе. В течение 12 лет он преподавал в Московской консерватории, вел курсы теории, гармонии, композиции. Педагогическая работа Чайковского оказала благотворное влияние на развитие русского профессионального образования. Его личный педагогический опыт нашел отражение в созданных им учебных пособиях. Так, в 1871 г Чайковским был написан первый в России учебник для консерваторий по курсу гармонии ,принадлежащий русскому автору. Слайд 8.

В конце 70-х годов Чайковский завершает 2-а произведения , которые станут выдающимися событиями в жизни всего русского искусства: 4 симфония и опера «Евгений Онегин». 4 симфония была посвящена Н. Ф фон Мекк, «лучшему другу», как называл ее сам Петр Ильич . В музыке звучат и душевные противоречия ,и неудовлетворенность жизнью, и возвращение к той же жизни после страданий и потерь. Слайд 9.

Звучит Симфония № 4», 1 часть, гл. и побочная партия, 8 мин.

Учитель: прозвучали 2е контрастные темы, о чем они?

Ученик 1: 1-я тема трагическая, скорбная, написана в миноре.

Ученик 2: 2-я тема народная «Во поле березка стояла»

Опера «Евгений Онегин» была написана в 1878 году и в начале не произвела на слушателей должное впечатление .Но именно эта опера увековечила имя композитора.

Чайковский проникся глубиной и реальность жизненных образов , верностью и пониманием ими чувства долга и чести. Композитор словно распевает стихи Пушкина и сочиняет необычайно широкие мелодии, покоряющие своей одухотворенностью.

Учитель: А сейчас ребята из 4б класса исполнят хор из оперы «Евгений Онегин». Звучит хор «Уж как по мосту, мосточку»)

В 80- е годы Чайковский пишет большое количество разнообразных произведений : симфонические увертюры, сочинения для небольшого количества инструментов (ансамбли),романсы.

Учитель: Что такое балет?

Ученик: Это союз танца и музыки.

Учитель: А кто, по-вашему, является соавтором балетного спектакля?

Ученик 1: Театральный художник, создавший декорации и костюмы.

Ученик 2: Писатель или поэт, написавший либретто к спектаклю.

Учитель: А еще кто?

Ученик 3: Я думаю, дирижер оркестра.

Учитель: Правильно, молодцы!

В конце 80- г. г. написан балет «Спящая красавица»

А несколько позже был написан еще один балет на сюжет сказки Гофмана . Слайд 12.

Это «»Щелкунчик»-замечательная ,поэтическая сказка , где в музыке воплотилась вечная проблема реальной жизни- борьба добра со злом ,победу светлых идеалов красоты, радости, любви.

На экране сцены из балета «Щелкунчик», сцена битвы. Вальс цветов. 5 мин

Наконец, в 1893г появилась 6 симфония, «Патетическая», как назвал ее сам композитор. «Эта симфония есть высшее, несравненнейшее создание Чайковского. Душевные страдания, замирающее отчаяние , безотрадное, грызущее чувство потери всего, чем жил до последней минуты человек, выражены здесь с силою и пронзительностью потрясающей»-писал Стасов.

В этот период сочинение музыки всецело захватило Чайковского. Много путешествуя по разным странам (Италия, Швейцария, Германия)и живя в перерывах между заграничными поездками то в Москве, то в Петербурге, то у своей сестры на Украине, в Каменке, Чайковский ни на один день не прекращает своего интенсивного творческого труда. Но и в эти годы он находил время для музыкально- общественной и исполнительской (дирижерской ) деятельности.

В 1885 г Чайковский был избран директором Московского отделения Петербургского Музыкального общества, а через год — почетным членом РМО Не будучи уже в это время педагогом Московской консерватории ,Чайковский продолжал проявлять большой интерес к ее жизни, посещал экзамены , концерты, общался с молодыми композиторами, которые всегда находили у него совет, поддержку и искреннюю оценку своих произведений.

Начиная с 1880-х г. г его имя становится популярным не только в России ,но и за рубежом. Чайковский с большим успехом выступает как дирижер симфонических концертов и опер, совершает ряд концертных поездок по городам Европы , где исполняются его произведения. Одной из триумфальнейших была поездка в Прагу в 1888 г.» В общем, конечно, это один из знаменательнейших дней моей жизни. Я очень полюбил этих добрых чехов. Да и есть за что! Господи! Сколько было восторгу и все это не мне, а голубушке России»

В 1891 г с большим успехом прошли концерты Чайковского в Америке, куда он был приглашен для участия в музыкальном фестивале по случаю открытия Карнеги- Холла.

А в 1893 г в Англии Кембриджский университет присвоил Чайковскому звание доктора искусств , как гениальнейшему музыканту мира.

Еще в 1885 г Чайковский ощутил потребность в постоянном домашнем очаге, где можно было бы целиком отдаваться творчеству. Он переезжает в город Клин .В Клину и его окрестностях в общении с любимой русской природой Чайковский создает свои лучшие произведения «Вдохновенье-гостья ,которая не любит посещать ленивых , она является к тем ,которые ее призывают.»- писал он. День композитора отличался строгим распорядком ,от которого он никогда не отступал. Умея ценить время, Чайковский выработал высокую культуру и дисциплину труда. Слайд 16.

В Клину была написана последняя 6 симфония. 16 октября 1893г Чайковский дирижировал в Петербурге первым исполнением 6 симфонии, а в ночь с 24 на 25 октября Чайковский скоропостижно скончался. Похоронен Петр Ильич был в Александро-Невской Лавре.

Слайд 17.

В наше время его творчество стало всенародным достоянием. Имя Чайковского присвоено Московской и Киевской консерваториям, Пермскому театру оперы и балета, концертному залу в Москве. Перед зданием Московской консерватории установлен памятник Чайковскому (скульпторы В.П. Мухина, П.Г. Зеленская, З.Г. Иванова, арх. А.А. Заварзин). Дом в Клину, в котором композитор провел последние годы жизни и создал ряд великих произведений, сохраняется как Дом-музей Чайковского. На родине Чайковского – в г. Воткинске также создан Дом-музей. В с. Каменке, где часто бывал и работал композитор, существует литературно-мемориальный музей А.С. Пушкина и П.И. Чайковского. Слайд 15.

3. Закрепление изученного материала (7 мин):

Итоговые вопросы: Сколько симфоний написал Чайковский? ( 6)

Назовите балеты Чайковского.

Сколько лет Чайковский проучился в Петербургском училище правоведения?

Литература

  1. “Неизвестный Чайковский” Составитель П.Е. Вайдман. ЗАО “Музыкальное издательство “П. Юргенсон”, ОАО “Типография “Новости” Москва 2009 г.
  2. Сборник “Детский альбом”. Музыка П.И. Чайковского. Соч.39. Стихи В.В.Лунина. Иллюстрации В.В. Павловой. АО “Скорпион”, ГФ “Полиграфресурсы”, ПО “Детская книга” Москва 1994 г.
  3. Книга-альбом “П. Чайковский. “Спящая красавица”. (Балеты Большого театра)” Автор текста С. Давлекамова. ЗАО “Музыкальное издательство “П. Юргенсон” Москва 2008 г.
  4. Н. Владыкина-Бачинская “П.И. Чайковский” изд. “Музыка” Москва 1975 г.
  5. Сборник “Человек-События-Время. П.И. Чайковский” изд. “Музыка” Москва 1984 г.
  6. Б.С. Никитин “П.И. Чайковский. Старое и новое” изд. “Знание” Москва 1990 г.
  7. А. Должанский “Симфоническая музыка Чайковского” изд. “Музыка” Ленинградское отделение 1981 г.
  8. Нина Берберова “Чайковский” Paris 1937, изд. “Лимбус Пресс” Санкт-Петербург 1997 г
  9. Вера Васина-Гроссман “Книга о музыке и великих музыкантах” изд. “Современник” Москва 1998 г.
  10. М.Г. Рыцарева “Музыка и Я” изд. “Музыка” Москва 1998 г.
  11. “Музыкальный энциклопедический словарь” гл. ред. Г.В.Келдыш изд. “Советская энциклопедия” Москва 1990 г.
  12. Интернет: 1) www.tchaikov.ru.; 2) www.belcanto.ru.; 3) www.jesuismort.com/biographie_celebrite_chercher/biographie-piotr_ilyitch_tchaikovsky
  13. Рекламный буклет ГДМЧ “Государственный дом-музей П.И. Чайковского в Клину” Автор текста Галина Белонович. Клин 2009 г.
  14. Марина Андреева “В Клин на именины Чайковского” (Подмосковье: воскресное путешествие) газета “Комсомольская правда” от 9 июля 2010 года стр. 16-17.