Музыкальное кафе "Под небом Парижа. От классики до авангарда"

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Цель: Формирование духовно-нравственных ценностей на основе интегрированного подхода к изучению мировой художественной культуры.

Задачи:

  • Формирование представления у учащихся о культуре Франции.
  • Развитие познавательного интереса и творческих способностей воспитанников. Воспитание уважительного отношения к другой культуре, чувства сопричастности к мировой культуре.

Оборудование:

  • Компьютерная презентация.
  • Музыкальные инструменты: фортепиано, скрипка, гитара.
  • Фонограммы: «Под небом Парижа», «L,assasymfonie», «Salut», «Non, je ne regrette rien», «Je veus».

Ход мероприятия

(Звучат мелодии композиторов Франции)

На экране презентация вечера.

Слайд 1.

Небо Парижа нас с тобою затянет.
Небо Парижа – чёрные перья.
Там не заметят, как роза увянет,
Там не болеют от тоски и неверия.
Тихо пройдёмся под небом Парижа,
Взглянем на вечность Елисейских полей.
Звёздное, вечное небо в Париже.
Нет никакого неба милей.
Улиц французских мощёные дали-
Средневековое сердце у мира
Если бы мы никогда не видали.
Небо Парижа – о нём поёт лира.

– Добрый вечер, дорогие друзья.

– Bonjour, messieurs et mesdames!

– Мы приглашаем Вас в наше музыкальное кафе.

– Nous vous saluons dans notre café musical “Soul le ciel de Paris”.

Слайд 2. – Российско-французские отношения уходят своими корнями в глубокое прошлое. Слайд 3. С тех пор как русская княжна Анна Ярославна вышла замуж за французского короля Генриха I и отправилась в далёкую Францию, прошло больше девяти веков. Почти тысячелетие совместного пути по дороге истории.

Слайд 4. – Однако были моменты и даже периоды, когда отношения между Францией и Россией портились, (Слайд 5.) не всегда и не всё происходящее в одной стране адекватно воспринималось в другой.

Слайд – 6 – 8. – Если рассматривать историю отношений России и Франции, то в основе этих связей лежит взаимный интерес к культуре обеих стран на протяжении столетий. Французский язык в XVIII–XIX веках служил средством общения аристократических, а потом и интеллектуальных слоёв российского общества.

Слайд 9. – Так, ..."Наше всё", Пушкина, в лицее называли "французом" – он блестяще знал французских поэтов, а языком Мольера владел, как будто родился в Париже... Слайд 10. Увы, и погиб от руки француза...

Слайд 11. – Подчас отношения складывались напряжённо. Пётр Первый не был доволен приёмом, который ему оказали в Версальском дворце, и даже, говорят, устроил скандал по этому поводу.

Но когда вернулся домой, собрал министров и объявил, что будем делать многое, как во Франции. Слайд 12. Так в России возникли и Академия наук, (Слайд 13.) и Сорбонна-на-Неве – Санкт-Петербургский университет.

Слайд 14. – Действительно, даже нашествие Наполеона, вызвав гнев, не породило у русских ненависть к Французам как нации. Франция была противником, но достойным, серьезным, внушавшим уважение. Слайд 15 – 19. Многие деятели русской культуры жили и творили во Франции, как и французы в России.

Слайд 20. – Однако за всю историю культурных отношений между двумя странами самым насыщенным стал 2010 год, который был официально объявлен годом России во Франции и Франции в России. Слайд 21. Перекрестный год сближения культур завершён, но мысль и любовь не имеет границ. Не имеет сроков и увлеченность культурой Франции учащихся лицея 1, самого «французского» учебного заведения нашего города. Сегодня они у нас в гостях.

– А это значит, что у нас уникальная возможность познакомиться со звездными страницами культуры Франции, а у ребят из лицея поделиться своими знаниями и любовью к этой стране. Говорить мы будем на трех великих языках мира: русском, французском и языке музыки – самом универсальном языке на свете. И как сказал Бертольд Авербах: Слайд 22. Музыка – единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нём душа говорит с душою. Я думаю – это поможет нашим сердцам биться в едином ритме.

Слайды 23–37. Звучит песня «Под небом Парижа» в исполнении вокального ансамбля МОБУ «Лицей 1»

Слайд 38. Стихотворение о Париже читает воспитанник 8 курса Деденёв Александр

Paul VERLAINE

Paris
Paris n'a de beauté qu'en son histoire,
Mais cette histoire est belle tellement !
La Seine est encaissée absurdement,
Mais son vert clair а lui seul vaut la gloire.

Paris n'a de gaité que son bagout,
Mais ce bagout, encore qu'assez immonde,
Il fait le tour des langages du monde,
Salant un peu ce trop fade ragout.

Vive Paris quand même et son histoire
Et son bagout et sa Fille, naïf
Produit d'un art pervers et primitif,
Et meure son poste expiatoire!

Слайд 39. Презентация Дёминой Анастасии.

Слайд 40. – Французов Леопольд Моцарт (отец великого композитора) не любил и музыку их ценил не слишком высоко. В январе 1764 года семья Леопольда была приглашена в Версаль на парадный приём. Обедал король со своим семейством, и любой желающий мог продефилировать по зале и увидеть его за едой. Моцартам была предоставлена привилегия, расположиться позади королевской четы и беседовать с ними. Королева говорила с Вольфгангом по-немецки, угощая его пирожными и сладостями. Родители Моцарта были очень довольны этим приёмом, позволившим им приблизиться к королевской семье и запросто беседовать с ними.

– Я получил тысячу двести ливров за концерт, который дети дали перед Людовиком XV.(Моцарт)

– И если в начале пребывания в Париже Леопольд был недоволен тем, что маленьким виртуозам уделяли мало внимания, то в последствии он с гордостью писал друзьям на родину: «Все здесь без ума от моих детей». (Моцарт)

– Прошло 253 года, и Моцарт вновь покорил весь Париж. Французский мюзикл, посвященный истории жизни Вольфганга Амадея Моцарта, считается одним из самых успешных проектов 2009–2010 гг.

Слайд 41. – 21 декабря 2010 года мюзикл был снят в 3D-формате. Его ещё нет в прокате, но сегодня он здесь, на нашей сцене. Звучит песня «Assasymfonie» – песня из рок-оперы «Моцарт»

Слайд 42. – «Великий, но не гений»

Такая характеристика закрепилась за Камилем Сен-Сансом. Вероятно, эта оценка справедлива, если в понятие «гений» непременно включать способность творить абсолютно новое. Да, этой способности у Сен-Санса не было. И, тем не менее, нельзя не указать на то, что, обладая выдающимся умом, Сен-Санс ярчайшим образом проявил себя как органист, пианист, дирижёр, музыкальный пародист, ученый-любитель (математик и астроном, археолог, автор эссе по ботанике), критик, путешественник, драматург, поэт, философ, исследователь античной музыки, музыкальный редактор и – последнее, но не менее важное – автор более чем трехсот произведений во всех жанрах композиторского искусства.

Слайд 43. – В детстве Сен-Санс был одним из самых феноменально одаренных детей, каких только знала история музыки; некоторые считали, что его музыкальные способности даже ярче моцартовских. Сен-Санс уже в пять лет публично выступил в одном из парижских салонов. В шесть лет он стал сочинять музыку, а в десять состоялся его дебют как пианиста.

Слайд 44. – И всё же мировую известность Сен-Сансу принесла пьеса 13 под названием «Лебедь» из цикла «Карнавал животных»

Ирония судьбы в том, что это, быть может, самое популярное произведение Сен-Санса было тем сочинением, которое композитор совершенно не предполагал публиковать.

Выходят музыканты. Слайд 45. Звучит пьеса.

Слайд 46, 47. – Джулиан, Джо Дассен умер, когда вам было полгода, и основным источником информации об отце была его мама, каким она его рисовала?

Слайд 48–50. – Первое, что приходит на ум, – слово «наседка». Возможно, Вас это удивит, но мой папа всегда был домоседом. Отец был профессионалом на сцене, а вне сцены обычным человеком, привязанным к семье, к детям.

– Шедевр «Et si tu n’existais pas»посвящен вашей маме? Слайд 51.

– Хотя существует красивая легенда, что эта композиция посвящена ей, но это не так, моей маме отец посвятил песню «A toi».

Слайды 52–58. Звучит песня «А toi» в исполнении воспитанников 8 курса

Слайд 59, 60. – Я пишу песни, которые помогают людям жить – говорил Джо Дассен. Мне кажется, что каждый в песнях Джо Дассена может найти что-то для себя. Взять ту же песню «Et si tu n’existais pas» разве Вы никогда никому не говорили эту фразу: если б не было тебя? Или вспомните песню «Salut»? ведь мы часто в жизни повторяем: Привет, как твои дела?

Слайд 61. Звучит песня «Salut» в исполнении воспитанников 6 курса 

Слайд 62, 63. – Творчество композитора, о котором пойдёт речь, оказало большое влияние на музыку начала 20 века.

В 10-летием возрасте он поступил в музыкальную консерваторию в Париже и учился там 11 лет. В 1881 г. в качестве домашнего пианиста сопровождал в поездке по Европе русскую меценатку миллионершу из России Надежду фон Мекк. Она с большой симпатией относилась к нему. «Это парижанин с ног до головы,– сообщала она о нём в письме Чайковскому.– Очень остроумен, отличный подражатель... Всегда в духе, всегда всем доволен и смешит всю публику невообразимо. Премилый характер». И характер его, пёстрый и легкий, был созвучен воздушности и мимолетности течения «импрессионизм», представителем которого он был.

Слайд 64–67. – Импрессионизм – одно из самых ярких и интересных направлений во французском искусстве последней четверти 19 века. Дословно оно переводится – как впечатление, то есть пишу быстро, мгновенное впечатление. Импрессионисты считали. Что задача искусства – верно отражать впечатления от окружающего мира – живого и вечно меняющегося. Сейчас прозвучит пьеса великого Дебюсси «Свет луны», и мы попробуем отобразить наши впечатления от услышанного.

Выходит Дёмина А. Звучит Дебюсси «Свет луны». Слайд 68. (Видео). К мольберту выходит Женихов Максим, рисует картину.

Слайд 69–74. – О ней говорить почти невозможно. Сложная, трудная, подчас нелепая жизнь этой женщины была неразрывно связана с её творчеством. Её песни не могли быть иными, чем её жизнь, которая приносила радость миллионам людей.

Впервые я увидел её в кафе на втором этаже Эйфелевой башни – и не поверил своим глазам, писал в своих воспоминаниях Никита Богословский:

Эта маленькая некрасивая женщина с беспредельно усталым лицом, с тёмными тенями под глазами, сутулящаяся, с трудом передвигающая ноги, кажущаяся значительно старше своих сорока шести лет – это Эдит Пиаф? Не может быть!
В тот же вечер она давала свой концерт. После ряда отличных эстрадных номеров под шквал аплодисментов на сцену медленно вышла та же пожилая некрасивая женщина. На сцене погас свет, короткое вступление – и Эдит начала петь...
За свою жизнь мне неоднократно приходилось видеть удивительные преображения актеров, выходящих па сцену. Но то, что я увидел, – было чудо. Эдит после первых же нот стала красавицей. Да-да, красавицей в полном физическом смысле этого слова. И ни грим, ни профессиональная техника, ни жёсткая актёрская дисциплина были тому причиной. Просто – фея искусства, прикоснувшись к ней своей волшебной палочкой, осуществила у меня на глазах чудесное превращение. С каждой новой песней красавица менялась. Она была нежной и задумчивой, грозной и весёлой, ироничной и трагичной, и назвать это явление можно лишь словами – «пение сердцем».

Слайд 75. Звучит песня «Non, je ne regrette rien»

Слайд 76. – Событие, произошедшее 28 декабря 1895 года, стало одним из величайших дней человечества! Просочившись в каждый уголок земли, в каждое сердце. И это событие – рождение кино – рождение нового искусства – рождение десятой музы! Да, да именно в Париже в помещении «Гранд кафе» на бульваре Капуцинок состоялась первая публичная демонстрация кинофильмов, снятых братьями Луи и Огюстом Люмьер на изобретенном ими аппарате. Этот знаменательный день принято считать днём рождения кинематографа.

Слайд 77. – Кино и музыка были вместе с самого начала – ведь звуковое кино появились только через 30 лет после изобретения синематографа, и в эпоху немых фильмов музыку в кино создавали тапёры, джазовые и симфонические оркестры, сопровождавшие показы. Одним из почти безусловных признаков хорошего фильма является тихое пение прозвучавших мелодий. Правда, следует добавить, что к этому обязательно должны прилагаться: сияющие глаза, улыбка до ушей и некое "внутреннее свечение", которое прорывается то там, то сям. Мелодия, которую сейчас услышите, знакома вам давно. Это знаменитый вальс из французского фильма «Амели».

Слайд 78 Звучит вальс из кинофильма «Амели».

Слайд 79. – Изабель Жеффруа – французская певица, известная под псевдонимом ZAZ. Её нетипичный голос напоминает Фреэль и Пиаф.

Слайд 80. – В 2000 г. она поступает в школу современной музыки. Среди своих музыкальных влияний она упоминает «Времена года» Вивальди, джазовую певицу Эллу Фицджеральд, французский шансон, латинские, африканские и кубинские ритмы… В 2006 г. Изабель Жеффруа приезжает в Париж.

Слайд 81. – Поёт в клубах и барах. Затем в поисках более свободной и созидательной работы она уходит, чтобы играть на улице. Она поёт на улицах Монмартра, на мостовой Площади Холма.

Слайд 82. – Наконец 10 мая 2010 года ZAZ выпускает свою дебютную пластинку, которую назвала своим сценическим именем. Половина альбома состоит из песен, написанных ею самой. Джаз – мануш – направление джазовой музыки, в котором поет ZAZ.

Слайд 83. – Сегодня мы хотели бы представить её дебютный альбом. Альбом поднимается на первое место во Франции и в июне 2010 г. получает статус золотого, а осенью возглавляет хит-парады в Бельгии, Швейцарии и Австрии.

И в самом деле, очень приятная пластинка, настоятельно рекомендуем познакомиться. Думаю у Zaz большое будущее...

Слайд 84. (Видео). Звучит песня ZAZ в исполнении ученицы 11 класса МОБУ «Лицей 1»

Слайд 85.

Подошла к концу наша прогулка по Парижу.

– И как сказал Эрнест Хемингуэй: Если тебе повезло и ты в молодости жил в Париже, то, где бы ты ни был потом, он до конца дней твоих останется с тобой, потому что Париж – это праздник, который всегда с тобой.

– Мы хотели подарить вам Париж, который мы любим в надежде на взаимную любовь!

Выходит ансамбль. Слайд 86. (Видео). Звучит заключительная песня из рок-оперы «Моцарт».

Слайд 87.