Программа по профессиональной ориентации и самоопределению воспитанников коррекционной школы-интерната

Разделы: Коррекционная педагогика


Пояснительная записка

Профессиональная ориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Выбор профессии для современного ученика несколько отличается от выбора профессии 10 – 15 лет назад. Сейчас на вопрос “Кем быть?” практически невозможно ответить один раз. К нему нужно возвращаться в течение всей жизни. Ситуация вокруг нас стремительно меняется, и, чтобы не отстать или не остановиться на месте, нужно постоянно оглядываться, переосмысливать свою деятельность, свое место в происходящем вокруг, т.е. нужно идти в ногу со временем.

За ответом на вопрос “Кем быть?” стоит множество других важных жизненных выборов. Все мы знаем, что зачастую профессия выбирается не только (и не столько) как род занятий, но и как определенный образ, стиль жизни, возможность получить определенный статус в обществе. Престижность тех или иных профессий меняется с течением времени вместе с изменением общественного сознания. Так, пару десятилетий назад большим уважением пользовались специалисты интеллектуального труда или “люди науки”, – инженеры – проектировщики, научные сотрудники и т.д. Важно отметить, что престижность профессии не обязательно совпадает с ее востребованностью на рынке труда. Так, профессии, которые уже много лет и до сегодняшнего дня считаются “элитными”, – юрист, экономист и др. – далеко не самые востребованные. А специальности, которые на самом деле нужны обществу – рабочие, младший медицинский персонал – успехом у современной молодежи не пользуются.

В нашей школе-интернате в основном обучаются дети с низким уровнем интеллектуального развития.

Часто при выполнении заданий внеучебного характера воспитанники обнаруживают отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними задачи, испытав малейшую трудность, отказываются от выполнения поставленной задачи.

Такие дети испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания. Они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании.

При изучении уровня развития детей, были выявлены следующие проблемы: низкий уровень интеллектуального развития, отсутствие мотивации к учебной деятельности, малый запас знаний и сведений об окружающем мире и потребностях профессионального рынка труда. Профессиональное самоопределение – это определение собственного будущего в широком смысле этого слова. Сделать такой выбор самостоятельно старшекласснику коррекционной школы-интерната достаточно сложно. Поэтому тема выбора профессии является важной для подготовки воспитанников к полноценной самостоятельной жизни. Необходимо, чтобы находящиеся рядом с детьми взрослые – воспитатели, учителя, психологи – могли оказать ненавязчивую, но компетентную помощь в выборе профессии.

Необходимо разбираться в современном рынке труда, содействовать воспитанникам в планировании собственной карьеры, собственного будущего. Для этого проводятся воспитательские часы, дискуссии, практикумы, конкурсы, мастер-классы на тему “Мир современных профессий”.

Формирование положительной мотивации воспитания решает задачу осуществления активной помощи детям с трудностями в выборе профессии.

Формула “подготовка к жизни” и заключается в том, чтобы воспитаннику дать как можно больше знаний об окружающем мире и реальной действительности: об экономике, о политическом и государственном устройстве общества, о семье и воспитании, и, наконец, о себе самом и собственном призвании.

Прежде чем сделать свой выбор будущей профессии, дети должны познакомиться с различными профессиями. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями – это организация встреч с представителями разных сфер деятельности. Эти встречи проводятся регулярно на воспитательских часах, мастер-классах, экскурсиях на предприятия. Дети встречались с медицинскими работниками, представителями органов внутренних дел, кондитерами, пекарями, строителями.

На воспитательских мероприятиях необходимо выявлять задатки, склонности и способности воспитанников. С этой целью в содержание каждого внеклассного мероприятия включаются информационные блоки, вопросы или проблемы для обсуждения с детьми, практические упражнения, которые делают занятия более интересными и динамичными. Эти занятия углубляют и расширяют знания воспитанников, повышают их интерес к профессиям. Профессиональные тематические мастер-классы и конкурсы приучают детей к самостоятельной творческой работе, развивают их инициативу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того, такие мероприятия имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувства ответственности за порученное дело, готовят их к трудовой деятельности.

Этапы реализации программы:

Первый этап – подготовительный.

– Аналитико-диагностическая деятельность.

– Поиск инновационных форм и способов для реализации программы.

– Установление и определение причины возникающих у детей трудностей при выборе профессии.

– Определение степени и тактики деятельности.

Второй этап – практический.

– Использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активной жизненной позиции и стремление к профессиональному самоопределению.

– Оказание социальной и психолого-педагогической поддержки воспитанникам, в формировании у них потребности в целенаправленном осознанном выборе профессии.

– Мониторинг и оценка ситуации на “рынке труда” и перспектив дальнейшего профессионального самоопределения воспитанника.

– Внедрение в образовательную среду инновационных педагогических и психологических технологий обеспечивающих формирование представлений о “рынке труда”.

Третий этап – обобщающий – аналитический.

– Обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации.

– Соотношение результатов программы с поставленными целями и задачами.

– Подведение комплексного анализа результатов и определение эффективности работы.

– Определение перспективы в выборе профессии.

Содержание программы:

Цель и задачи программы.

Цель данной программы:

  1. Выработка у школьников сознательного отношения к труду.
  2. Профессиональное самоопределение воспитанников в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
  3. Оказание профориентационной поддержки воспитанникам в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
  4. Помощь детям в самореализации во взрослой жизни.

Задачи:

  1. Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для оказания помощи в выборе сферы будущей профессиональной деятельности.
  2. Обеспечение широкого диапазона вариативности обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых в воспитательной работе.
  3. Выработка гибкой системы сотрудничества школы-интерната с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а так же с предприятиями города.
  4. Способствовать накоплению у детей определенной суммы знаний, трудовых и профессиональных умений и навыков.
  5. Сформировать познавательную активность, любознательность, интерес
  6. Воспитывать ответственное отношение к окружающим в группе, трудовом коллективе.
  7. Развивать самостоятельность, самосознание.
  8. Научить детей правильному профессиональному самоопределению.
  9. Развитие нравственного самовоспитания личности, формирование и раскрытие творческой индивидуальности.
  10. Развитие познавательной потребности в знаниях, готовности к профессиональному самоопределению.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект – это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Нормативно-правовое обеспечение профориетационной деятельности.

Нормативно-правовая база: Закон Российской Федерации “Об образовании”, Федеральная программа развития образования, Национальная доктрина образования, Концепция модернизации российского образования . Основные направления и задачи реализации Концепции профильного обучения. Стратегия развития профессионального обучения в городе.

Профессиональная ориентация как система психологической, педагогической, информационной деятельности.

Профессиональная ориентация воспитанников: сущность понятий, основные задачи и содержание. Профориентация и профессиональное самоопределение. Исторические этапы становления и развития профориентационного движения в отечественном и зарубежном опыте.

Возрастные особенности личности, влияющие на профессиональное самоопределение.

Психическое развитие и формирование личности в подростковом и юношеском возрасте. Ведущий вид деятельности юношеского возраста – профессиональное самоопределение. Развитие способностей ребенка является предпосылкой личностного и профессионального самоопределения.
Влияние социально-психологической ситуации на развитие человека в юношеском возрасте и его профессиональное самоопределение.
Формирование психологической готовности к выбору профессии. Кризисы профессионального становления.

Психофизиологические особенности личности, влияющие на профессиональное самоопределение.

Сферы, характеризующие и определяющие индивидуальные психологические ресурсы личности: психофизиологическая, мотивационная, характерологическая, эмоционально-волевая,интеллектуальная,социально-психологическая (коммуникативные качества личности, проявляющиеся в условиях взаимодействия с людьми).

Информационные технологии в профессиональном самоопределении воспитанников.

Ресурсы сети Интернет в организации профориентационной работе.

Социальные проекты с использованием ИКТ. Требования современного общества к выпускнику при организации профориентационной работы, используя ИКТ.

Профессиональное обучение, как компонент профориетационной работы.

Мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства, обучение в колледже №17, производственная практика на заводе “Салют”.

Тестовые и неформализованные методы диагностики воспитанников, используемые в профориентационной работе.

Работа с методиками, используемыми в первичной профконсультации: “Опросник профессиональной готовности” (ОПГ); “Дифференциально0диагностический опросник” (ДДО); методика “Карта интересов” А.Е. Голомшттока, “Коммуникативные и организаторские способности” (КОС).

Апробация методик, направленная активизацию профессионального самоопределения детей и определяющих готовность их к выбору профессии: “Психологическое сочинение”; “Или-или”; “Профессиональные пробы”; “Анкета по жизненному и профессиональному самоопределению учащихся 9 классов”; “Можете ли вы добиться успеха?”…

Отбор диагностического инструментария, используемого в индивидуальной профконсультации: “Школьный тест умственного развития” (ШТУР); “Тест -опросник мотивация достижения”….

Психологический практикум, по выявлению готовности воспитанников к профессиональному самообразованию.

Психолого-педагогические технологии выбора профессии. Коллективная рефлексия ситуации выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. Определения уровня готовности к различным видам профессионального труда. Использование игровых технологий в работе профконсультанта (игры “Профсоюз”, “Дороги, которые мы выбираем” и т.д.). Конкурс “Угадай профессию”…

Оценка эффективности профориентационной работы.

Основные требования к показателям эффективности профессионального самоопределения. Количественные, качественные, оперативные и долгосрочные показатели эффективности профконсультационной помощи. Результативность профессионального обучения.

Подведение итогов.

Прогнозируемые результаты:

  • воспитанники должны стать более уверенными в профессиональном самоопределении;
  • воспитанники овладеют информацией об окружающей действительности и хорошо ориентироваться в выборе профессии, основываясь на своих знаниях умениях и способностях;
  • создание благоприятных психологических условий для самореализации воспитанников в дальнейшей жизни;
  • получение профессиональных знаний, умений, навыков по специальностям “Швея”, “Столяр”, “Слесарь”, “Маляр”.
  • прослеживание динамики поступления учащихся в различные учебные заведения.
  • получение свидетельств об окончании учебного курса по специальности “Штукатур- маляр” и присвоение 2 разряда.

Долгосрочные результаты:

Изменение социальной ситуации в городе (увеличение рынка труда)

Изменение отношения общества к детям- сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, имеющих отклонение в развитии.

Опыт работы свидетельствует о реалистичности программы и возможности её использования в других школах-интернатах.

План занятий по профориентации. 5-й класс

Название тем Кол-во часов
теория практика всего
1. Беседа “ В мире профессий” 2 2
2. Конкурс рисунков “Моя будущая профессия” 1 1
3. Профессии людей, работающих в нашей школе-интернате . 2 2
4. Профессии, которые нас окружают (конкурс рисунков). 1 1
5. Беседы о профессиях и специальностях в пищевой промышленности. 1 1
6. Экскурсии на кондитерскую фабрику, пекарню или хлебозавод. 2 2
9. Экскурсия в библиотеку.   1 1
10. Воспитательский час “Все работы хороши – выбирай на вкус”   1 1
11. Воспитательский час “Труд кормит, а лень портит”. 1   1
12. Чему учат в школе (трудовое обучение в школе). 1   1
13. Экскурсии в школьные мастерские. 1   1
14. Кем быть, каким быть?   1 1
15. Беседа “ Человек имеет права и обязанности” 1   1
16. Экскурсия в аптеку. 1   1
17. Беседа о работе водителя.   1 1
18. Конкурс рисунков по теме “Профессии вокруг нас”.

1   1
Итого: 11 8 18

План занятий по профориентации. 6-й класс

Название тем Кол-во часов
теория практика всего
1 Чтение и обсуждение рассказов о профессиях. 2   2
2 Беседа “Самая хорошая профессия” 1   1
3 Беседа о профессии врача и медсестры. 1   1
4 Экскурсия в поликлинику.   2 2
5 Дидактические и сюжетно- ролевые игры.   3 3
6 Диагностика : Рисуночные методики “Я на работе”.   2 2
7 Викторина “ Угадай профессию”.   2 2
8 Просмотр фильмов о профессиях.   2 2
9 Анкетирование “Кем я хочу быть”.   2 2
10 Экскурсия “Знакомство с профессиями” 1   1
  Итого: 5 13 18

План занятий по профориентации. 7-й класс

Название тем

 

Кол-во часов
теория практика всего
1 Беседа “ Мир профессий” 1 1
2 Устный журнал “ Профессия и специальность” 1 1
3 Классификация профессий (по Климову.) 1 1
4 Беседа о профессии “ Строитель”. 1 1
5 Анкетирование: “Профессиональные интересы и склонности”. 2 2
6 Просмотр кинофильмов о профессиях. 1 1
7 Беседа “Самые “модные” профессии” 2 2
8 Экскурсии на предприятия и учреждения города. 2 2
9 Сюжетно – ролевые игры профессионального содержания. 2 2
10 Тестирование “Куда пойти учиться?”. 1 1
11 Беседа “Самые нужные профессии” 1 1
12 Планирование профессионального пути. 2 2
13 Диагностика “Личная профессиональная перспектива” 1 1
   

Итого:

6 12 18

План занятий по профориентации. 8-й класс

Название тем Кол-во часов
теория практика всего
1 Экскурсия в колледж архитектуры и менеджмента в строительстве №17.   1 1
2 Беседа “Успех в профессии – успех в жизни ” 1   1
3 Беседа “Что такое профессиональная пригодность?” 1   1
4 Конкурс рисунков “Моя мечта о будущей профессии”   1 1
5 Занятие практикум “Основные составляющие профессионального выбора” 1 1 2
6 Беседа “Важно знать и уметь – (твои физические способности и возможности). 1   1
7 Самооценка и уровень притязаний- тренинг.   1 1
8 Экскурсии на предприятия и учреждения города.   2 2
9 Сюжетно-ролевые игры профессионального содержания. 1 2 3
10 Тестирование “Куда пойти учиться”.   1 1
11 Беседа “Самые опасные профессии” 1   1
12 Просмотр фильмов о профессиях.   2 2
13 Престижные профессии – диспут. 1   1
  Итого: 7 11 18

План занятий по профориентации. 9-й класс

Название тем Кол-во часов
теория практика всего
1 Многообразие мира профессий. Диспут. 1 1 2
2 Секреты выбора профессий “Скоро мне 16”. 1   1
3 Дороги, которые мы выбираем – воспитательский час. 1 1 2
4 Это мой выбор- тестирование. 1   1
5 Ошибки при выборе профессий- беседа. 1   1
6 Я , б в строители пошёл…– тренинг.   2 2
7 Приемы саморегуляции эмоционального состояния в профессиональном развитии человека – тренинг.   2 2
8 Клуб интересных встреч.   1 1
9 Ты и твоя профессия – тестирование.   1 1
10 Сюжетно ролевые игры профессионального содержания.   2 2
11 Экскурсии в колледжи №23, №26.   2 2
12 Диагностика: методика профессиональной готовности выпускника.   1 1
  Итого: 5 13 18

Производственная практика в учебных часах. 10-й класс

Четверть Количество часов
теория практика всего
1-я четверть 156 20 136
2-я четверть 156 20 136
3-я четверть 204 30 174
4-я четверть 138 18 120
Итого: 566 88 478

Информационные ресурсы.

  1. Голубева Я.В. “Проблемные классные часы”. 2003 г.
  2. Климов Е.А. “Психология профессионального самоопределения”. 1996 г.
  3. Кривцова С.В. “Подросток на перекрестке эпох”. 1997 г.
  4. Прудченков А.С. “Трудное восхождение к себе: методические разработки и сценарии занятий социально – психологических тренингов”. 1995 г.
  5. Резапкина Г.В. “Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков”. 2000 г.
  6. Трошихина Е.Г. “Тренинг развития жизненных целей”. 2001 г.
  7. Герасимова В.А. “Классный час играючи”. 2004 г.
  8. Коротаева Е.В. “Хочу, могу, умею”. 1997 г.
  9. Прошицкая Е.Н. “Практикум по выбору профессии” 1995 г.
  10. Ашихмина Л.П. “Найди себя в мире людей и профессий”2001 г.
  11. Климов Е.А. “Как выбирать профессию”. 1990 г.
  12. Климов Е.А. “Психология профессионального самоопределения”.1996 г.