Интегрированный урок с программой "Разговор о правильном питании". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Дидактическая цель:

  • вывести правило вычисления площади прямоугольника; сформировать способность к вычислению площади прямоугольника; ввести в речевую практику термин “формула”;
  • обобщить знания детей о блюдах из зерна;
  • совершенствовать вычислительные навыки; развивать умение решать задачи.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Задачи:

обучающий аспект:

познакомить с решением задач на нахождение площади прямоугольника, закреплять вычислительные навыки; рассказать детям о каше как традиционном блюде русской кухни;

развивающий аспект:

развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в проблемных ситуациях, развивать умение анализировать свою работу и сравнивать с работой других; развивать внимание, память, логическое мышление; математические способности, мыслительные операции.

воспитательный аспект:

воспитывать интерес к предмету, доброжелательное отношение, взаимопомощь

Методы обучения:

- словесные методы: работа с книгой, беседа, объяснение;

- наглядные методы;

- практические методы:

Форма организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая.

Средства обучения: мультимедийный проектор карточки с примерами, набор геометрических фигур, схемы задач (условие), карточка-помогайка – нахождение площади, карточки с опорными словами для условия задачи, карточки для индивидуальной работы: 1) нахождение площади; 2) решение примеров, лист контроля, рисунки с изображением злаковых культур, образцы круп.

Ход урока

1. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы будем учиться находить площадь прямоугольника.

Чтобы площадь прямоугольника
Уметь вычислять,
Надо важное правило знать
Знайка правило знает точно
Он готов сегодня помочь нам.

(Рисунок Знайки) (Слайд № 2)

2. Устный счёт.

- Начинаем нашу работу с “гимнастики ума” - устного счёта.

- Что мы должны есть на завтрак, чтобы хорошо работать на уроках?

- Что рекомендуют есть на завтрак?

- О кашах говорят в пословицах, поговорках, песнях, былинах, сказках. Каша была непременным атрибутом пиров, символом богатства и благополучия. (Слайд № 3)

а) Работа с геометрическим материалом.

- Из чего варят кашу?

- Какие виды круп вы знаете?

- Прочитайте название круп на геометрических фигурах.

(Показ геометрических фигур, на которых написаны названия круп: манка, рис, перловка, гречка, пшено, овсянка). (Слайд № 4)

- Какими свойствами отличаются прямоугольники от других фигур? (У них прямые углы, противоположные стороны равны)

(Слайд № 5)

б) Решение примеров.

- Из чего получают крупы, узнаем решив примеры.

(Решаем примеры, с обратной стороны которых название злаковых культур).

Показ рисунков с изображением злаковых культур. (Слайд № 6-10)

54 : 9 • 8     45 : 5 • 1

6 • 6 : 9      8 •3 : 6

- Итак, из чего получают крупу? (Гречка, рис, овёс, пшеница).

в) Решение задачи.

- Чтобы узнать, как правильно сварить кашу, решим задачу.

(На доске краткая запись условия задачи). (Слайд № 11)

Крупа – 9 ст.

Молоко - ? в 2 раза больше.

- Составьте задачу по краткой записи.

(Для приготовления каши в школьной столовой взяли 9 стаканов крупы, а молока в 2 раза больше. Сколько стаканов молока взяли?)

9 •2 =18 (ст.)

- Во сколько раз больше взяли молока, чем крупы?

- Запомните это правило: жидкости для приготовления каши берётся в 2 раза больше, чем крупы. Если есть отклонения в приготовлении каши, то они оговариваются в рецепте. (Слайд №12)

3. Работа над новой темой.

- Где выращивают зерно? (На полях). (Слайд №13)

- Послушайте задачу.

На опытном участке прямоугольной формы длиной 7 м и шириной 3 м посадили зерно. Надо узнать площадь опытного участка. (На доске условие задачи).

- Чтобы найти площадь данного участка, надо начертить прямоугольник длиной 7 м и шириной 3 м. Можем мы это сделать в тетради? (Нет).

- Значит примем 1 м за 1 см и начертим прямоугольник со сторонами 7 см и 3 см и разделим его на квадратные сантиметры и найдём площадь участка.

- Сколько клеток в 1 см?

Итак, мы приняли 1 м за 1см и нашли площадь. Чему она равна? Значит, площадь опытного участка длиной 7 м и шириной 3 м будет равна 21 м?

(Ученик работает у доски).

S = 21см?

- Сколько квадратных сантиметров получилось? (21 см?)

- Сколько горизонтальных полос с квадратами получилось? (3 полосы)

- Сколько квадратов в каждой полосе? (7 квадратов)

- Как узнать, сколько всего квадратов? (По 7 квадратов взяли 3 раза, S = 7 • 3 = 21см?)

- Что такое число 7? (Длина прямоугольника)

- Что такое число 3? (Ширина прямоугольника)

- Как нашли площадь? (Длину прямоугольника умножили на ширину)

- Как ещё можно подсчитать квадраты? (По 3 квадрата в каждом столбике взять 7 раз – столько столбиков – получили S = 3 • 7 = 21 см?)

- А сейчас как нашли площадь? (Ширину прямоугольника умножили на его длину)

- Сделайте вывод, как найти площадь прямоугольника.

Вывод: чтобы найти площадь прямоугольника надо его длину умножить на ширину или наоборот. (Слайд №14)

Гимнастика для глаз. (Слайд №15)

Посмотрите все в окно
Ах, как солнце высоко
Мы глаза сейчас закроем,
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдём
Вправо, влево повернём,
А потом скатились вниз
Жмурься сильно, но держись.

4. Продолжение работы над темой.

- Как вы думаете, почему сегодня Знайка принёс две линейки? Ответ найдём на странице учебника. (Слайд №16)

а) Работа по учебнику. (Стр.54, № 2)

- Обратите внимание на рисунок. Для чего нужны 2 линейки? (Чтобы измерить длину и ширину, не разбивая фигуру на квадратные сантиметры)

- Не обязательно пользоваться двумя линейками. Сначала измеряют длину, а затем ширину.

Существует такая формула вычисления площади прямоугольника S =a • b. (Слайд №17)

- Что означают a и b в записи этой формулы? (a – длина, b - ширина)

б) Чтение правила стр. 54.

- В каких единицах должны быть выражены длина и ширина?

- Итак, как вычислить площадь прямоугольника ? (Измерить длину и ширину и умножить)

в) Работа по вариантам. (Стр. 54)

- Измерьте длину и ширину прямоугольника.

- Пользуясь формулой найдите площадь прямоугольника.

Физкультминутка. (Слайд №18)

Ветер дует над полями,
И качается трава.
Облако плывёт над нами,
Словно белая гора.
Мышки прячутся во ржи.
Как увидишь их, скажи!
Мы взбираемся на холм,
И немного отдохнём.

5. Первичное закрепление.

Работа на карточках. (Слайд №19)

1 вариант – дан прямоугольник со сторонами 4 см и 8 см.

2 вариант - дан прямоугольник со сторонами 5 см и 7 см.

Задание: определить площадь.

Проверка в парах и на доске.

- Какое правило помогло вам выполнить задание?

6. Работа над пройденным.

- “Щи да каша – пища наша” - всем известна эта пословица. Все любят каши - не молочную, так рассыпчатую, не с маслом, так с другой вкусной добавкой. Одной из добавок является мёд. (Слайд № 20)

а) Решение задачи стр. 55 № 6 (условие составляется на доске с помощью карточек – помогаек).

Масса 1 банки. Количество банок. Общая масса.
4 б. 20 кг
Одинаковая. ? б. 30 кг

б) Решение примеров. Работа по карточкам. (Лист контроля на доске)

1 вариант.

63 : 7 24 : 8 32 : 4
5 • 9 6 • 5 7 • 2
54 : 6 49 : 7 56 : 7
4 • 6 6 • 6 5 • 5
36 : 4 21 : 3 20 : 4

2 вариант.

6 • 5 : 10 36 - 4 • 9
3 • 8 : 6 40 + 7 • 5
5 • 4 : 10 60 - 8 • 4
5 • 7 : 5 18 : 9 + 58

3 вариант.

(52 - 31) : 3 8 • 4 - 18 : 6
54 : (16 - 7) 32 : 4 + 3 • 4
(12 + 18) : 6 24 : 4 - 2• 4
35 : (30 - 23) 47 + 4 • 3 - 18

7. Итог.

- Как найти площадь прямоугольника?

- По какой формуле находится площадь прямоугольника?

- Какое правило нужно помнить, чтобы сварить кашу?

- Большие площади земли заняты полями. У славян – землепашцев зерно и крупы стали символом домовитости, семейного очага и достатка.

Чтобы был богатый урожай необходима хорошая погода. У вас на столе лежат солнышки. Нарисуйте солнышку лицо, которое выразило бы ваше настроение на уроке. (Слайд № 21)

8. Домашнее задание.

Учебник стр. 55, №5, 7. Вспомнить пословицы, названия сказок и рассказов, где говорилось бы о каше.

Литература

  1. Поурочные разработки по математике. О. А. Мокрушина, О. И. Дмитриева.
  2. Азбука правильного питания. 1 – 2 классы: конспекты занятий, дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки /авт. – сост. Е. В. Езушина. – Волгоград: Учитель, 2008.