Парацентрическая технология обучения истории как основа формирования ключевых компетенций учащихся

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


«Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить».
Л.Дистервег

Практика преподавания истории в школе может давать высокие результаты обучения при условии, если учитель не только хорошо владеет методикой, психологией и дидактикой, но и умело руководствуется ими на уроке. Иначе учителю приходится решать сложные задачи обучения волевым путем, что делает процесс усвоения знаний учащимися формальным и поверхностным.

Не вызывает сомнений утверждение, что цель любого обучения – усвоение, (или интериоризация) опыта (знаний) учащимися настолько, что они становятся для них опорой в жизни. Ради такого уровня усвоения и существуют разнообразные средства, формы и методы обучения, а также особые виды деятельности, обусловленные спецификой изучаемой дисциплины. Роль учителя – грамотно организовать процесс на всех его этапах: мотивации – восприятия – осмысления – интериоризации.

В РФ в ходе становления и развития системы образования провозглашен принцип вариативности, который дает возможность учителям общеобразовательных учреждений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Одним из направлений процесса образования является разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Преподавание истории в старшей школе требует обновления в большей мере, чем в основной, особенно в связи с переходом к профильному образованию. В связи с этим среди преподавателей старшей школы постепенно возрастает интерес к новым технологиям преподавания. Мое внимание привлекла парацентрическая технология (автор Суртаева Н.Н.), обеспечивающая высокий уровень индивидуализации обучения.

При этом главная функция учителя – управление, основанное на совместной деятельности, направленной к тому, чтобы достичь общей образовательной цели. Такой подход позволяет создать психологический климат, в основе которого – доверительность, взаимопомощь, сотрудничество. Учитель становится «проводником» в мир знаний.

Систематическая самостоятельная познавательная деятельность учащихся формирует у них активную деятельностную позицию.

ПЦТО формирует следующие компетенции: умение ставить перед собой цель; умение планировать свою деятельность; умение контролировать результат; самостоятельно работать по плану; самостоятельно оценивать свою учебную деятельность; определять проблемы собственной деятельности и устранять их причины.

Формы контроля: конспект; беседа; тест; схема; таблица; эссе; исторический диктант и т.д.

Четыре года работая по ПЦТ, я считаю, что принципиальные отличия данной технологии от других систем заключаются в следующем:

  • На занятиях школьники работают самостоятельно по технологическим картам с разными средствами обучения;
  • Роль учителя на уроке заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников;
  • У учащихся формируются навыки самообразования.

Одной из главных целей работы учителя на уроках истории является выработка у школьников необходимых компетенций:

  • Собирать и анализировать материалы, которые находятся в разных источниках, и критически их использовать в конкретном историческом контексте; выбирать между разными версиями или толкованиями прошлого несколько точек зрения, и давать им оценку;
  • Делать независимые и взвешенные оценки, достигать справедливых и сбалансированных решений на основе анализа доступных фактов и изучения широкого круга возможностей;
  • Понимать, что те или иные исторические выводы можно снова оценивать в свете новых или заново рассмотренных фактов.

Методологические принципы предполагают демократизацию процесса обучения в соответствии с уровнем развития школьника. Только таким образом школьник учится осознавать свои учебные действия, самостоятельно их использовать и нести ответственность за результаты своей учебной деятельности.

Мой опыт работы по данной методике показывает, что она дает положительные результаты. Нестандартная расстановка ученических столов, возможность самим искать ответы на вопросы, которые зачастую формируют сами учащиеся, свободное изложение своих мыслей, рассуждение, поиск истины – все это способствует формированию мотивации учащихся к получению знаний.

В психолого-педагогических исследованиях, рассматривающих проблему формирования ключевых компетенций выпускников основной школы, признается необходимость совершенствования образовательных технологий. Преобразование процесса обучения должно осуществляться так, чтобы обучающийся находился в активной позиции познающего, ошибался, искал пути выхода из сложных учебных и социальных ситуаций, совершал выбор и нес за него ответственность.

Приложение 1