Приемы мнемотехники при работе со словарными словами

Разделы: Начальная школа


При работе в начальной школе со словарными словами, написание которых требует запоминания, ученики сталкиваются с проблемой. Какую букву гласного или согласного звука писать в слабой позиции? Как ее запомнить? Я решила предложить учащимся несколько мнемонических приемов, которые облегчили запоминание правильного написания слов из словаря. Что же такое “мнемоника”?

“Мнемоника – искусство улучшать, укреплять память, звучать и помнить много”. В. И. Даль

“Мнемоника – совокупность правил и приемов, имеющих целью облегчить запоминание возможно большего числа сведений, фактов”. Д. Н. Ушаков

Слова “мнемотехника” и “мнемоника” обозначают одно и то же – техника запоминания. Они происходят от греческого “mnemonikon” – искусство запоминания. Совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Приведу примеры работы над конкретными словами.

При работе со словом “девочка” вывешиваю рисунок и спрашиваю, какой возглас восхищения издаем мы, когда видим опрятную и хорошо выглядящую девочку? “О!” Мы говорим: “О! Девочка!” Таким образом, акцентирую внимание на букве гласного, находящегося в слабой позиции.

Как запомнить букву “г” в слове “вдруг”? Мы напишем слово “вдруг”, и буква “г” замкнула круг. Все слово оказалось в чем? Да, в круге. Как это получилось?

Чтобы запомнить написание слов “шел”, “черный”, “желтый”, предлагаю рисунок ежика, который шагает в желтом плаще. Кто нарисован? Ежик. Какая буква стоит в начале слова? Запомните ее, т.к. в словах, с которыми мы познакомимся сегодня, есть эта буква. Какой по цвету ежик? (Черный) Во что одет? В желтый плащ. Что делал? Шел. На доске появляются слова с выделенной буквой е. Повторим. Шел черный ежик в желтом плаще.

Что общего в словах быстро весело скоро? Верно, они отвечают на один и тот же вопрос, и на конце пишется буква “о”. Найдите эти слова в стихотворении:

Быстро весело скоро легко
Все ребята надели пальто.

Выучив его, вы облегчите себе запоминание этих слов. Какие еще словарные слова встретились? (ребята, пальто) В каком из этих слов есть буква “о” в конце? Верно, в слове “пальто”.

“Москва”, “воробей”, “ягода”. Догадайтесь, почему я объединила эти слова в одну группу? Верно, в каждом буква безударного “о”. Закройте глаза и представьте воробья, летящего над Москвой, в клюве – ягода. Представили эту картину? Из каких отдельных частей она состоит? Какие слова можно запомнить с ее помощью? Еще раз закроем глаза, а один из вас расскажет, что мы видим.

“Заяц”. Сегодня я расскажу вам сказку о зайце. Жил на свете заяц. Был он очень хвастливым и часто повторял: “Я! Я! Я!” Но как только раздавался в лесу малейший шорох, то заяц начинал шептать: “Я… Я…” и прятался под куст. Найдите в слове “заяц” его хвастливое восклицание.

Кто из вас, ребята, помогал маме варить щи из капусты? Соберите пальцы щепоткой и приговаривайте: “Кап! Кап! Кап!” Мы с вами варим щи из капусты. Слышите, как аккуратно она падает в кастрюлю: кап, кап, кап, “капуста”

При изучении слова “фамилия” вспомним, с какой буквы начинается азбука? Так и знакомство с человеком мы начинаем с называния фамилии. В этом слове “фамилия” тоже есть буква “а”, близко стоящая к началу слова и буква “я” в конце.

“Деревня” В деревне все дома сделаны из дерева. В слове “деревня” в слабой позиции пишут букву гласного “е”.

“Крестьянин” Человека, который работает на земле, называют крестьянином. Он должен быть крепким. Буква “е” из слова “крепкий” перепрыгнула в слово “крестьянин”.