Интегрированный урок русского языка и биологии по теме "Прекрасное вокруг нас"

Разделы: Биология, Русский язык


Ключевые слова: имя прилагательное, эпитет, метафора, научный стиль речи, художественный стиль речи.

Тип урока: урок-обобщение

Форма урока: практикум (групповая работа – 5 групп)

Обучающие цели: систематизировать материал по теме “Роль имени прилагательного в речи”, формировать умение использовать литературное произведение для иллюстрации биологического явления.

Воспитательные цели: воспитывать интерес к внимательному прочтению произведения, эстетического вкуса средствами слова, любви к природе.

Развивающие задачи: способствовать художественно-эстетическому развитию школьников, развивать свободное творческое общение, заинтересованное обсуждение, организацию диалога.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово (музыкальное сопровождение - презентация “Вальс цветов”)

Учитель русского языка:

Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом
Один или с хорошим давним другом,
Который сам не терпит суеты, -

так Н.Рубцов отзывался о волшебно-необыкновенном воздействии цветов на человека. Действительно, цветы – символ радости, любви, вечный источник вдохновения, высокого настроя мыслей и просто хорошего настроения. Сегодня мы выясним, какова роль имени прилагательного в создании художественного описания цветов…

Учитель биологии: …а также при характеристике цветкового растения.

Р.я.: Запишите число и тему урока – “Прекрасное вокруг нас”

3. Реализация домашнего задания

- Каждой творческой группе для исследования были представлены тексты. (Приложение 1) Определим, какую же роль выполняют в них имена прилагательные?

Продолжим заполнение таблицы, начатой вами дома.

Прилагательные из текста Характеристика прилагательных
(вид прилагательных)
Вывод
(стилевая принадлежность)
Текст №1 (группы 1, 4)

однолетнее растение

травянистое растение

с прямостоячим

разветвленым стеблем

бороздчатым

нитевидными долями

верхушечные корзинки

цветки трубчатые

цветки обоеполые

продолговатая семянка

- точность, однозначность;

- конкретность;

- бесстрастность (отсутствие эмоций, авторского Я).

Прилагательные – термины, грамматические (логические) определения

Научное описание (научный стиль)
Б.: В каких текстах мы встречаемся с такими прилагательными? (В учебниках биологии, энциклопедиях, справочниках)
Текст №2 (группы 2, 5)

тёплый летний снег

белое колёсико с жёлтой сердцевинкой

маленькое солнышко с белыми лучами

- оксюморон,

-метафорический эпитет,

- выделяет свойства, качества;

- передает отношение автора (восторг, любовь);

- заражает настроением;

- создает яркий образ

Прилагательные – художественное определение

Художественное описание (художественный стиль)
Текст №3 (группа 3)

на солнышко похожая

бросает взгляды смелые

весенний жёлтый глаз

через ресницы белые

- сравнение,

- метафорический эпитет,

- создает яркий художественный образ прекрасного цветка

Прилагательные – художественное определение

Художественное описание (художественный стиль)

Давайте составим сводную таблицу.

Имя прилагательное

Грамматическое (логическое) определение

Научное описание

Научный стиль

Художественное определение

Художественное описание

Художественный стиль

Р.я.: Как же вы ответите на поставленный вопрос: какова роль имени прилагательного в речи? (Имена прилагательное является основным средством создания описаний как в научном, так и в художественном стиле)

4. Работа с текстом А. Платонова

Р.я.: Вспомните прочитанную нами сказку-быль А.Платонова “Неизвестный цветок”. Кто бы мог подумать, что в этом тексте скрывается биологическая тайна?!

Б.: Каждой творческой группе даны тексты-отрывки из этой сказки-были (Приложение 2). Прочитайте отрывок текста:

(Группы 1, 4)

В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.

Б.: Замените словосочетание “черная добрая” подходящим по смыслу биологическим термином. (Плодородная)

Б.: Каким прилагательным можно заменить словосочетание “тонкие волоски корешка”? (Корневые волоски)

Б.: Какой процесс описан в последнем предложении? (Прорастание семян)

(Группы 2, 5)

Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.

Б.: Обратите внимание на предложение “Он поднимал листья против ветра,…” Вспомните строение листа. Каким должен быть лист, чтобы он мог подниматься против ветра? (Черешковый)

Б.: Замените словосочетание “пища цветку” подходящим по смыслу биологическим термином. (Корневое питание)

(Группа 3)

Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.

Б.: Какого цвета должны быть листья растений? (Зеленого)

Б.: Как называется ткань, в которой происходит процесс фотосинтеза?

Б.: Почему изменилась окраска листьев?

Б.: Мы можем сделать вывод: в художественном тексте мы нашли биологический смысл.

Р.: Но А.Платонов создаёт чудесный художественный образ, обращаясь к другому значению слова “цветок” - (мн. цветы, -ов). Травянистое растение, в пору цветения имеющее яркую, часто ароматную, распускающуюся из бутона головку или соцветие.

В художественном произведении непосредственную ценность для нас представляет образ-символ. Каким же рисуется цветок? Как прилагательные помогают писателю в создании художественного образа? Исследованием этого вопроса и займётесь вы в ваших творческих группах. Выпишите из отрывков, предложенных вам, прилагательные в таблицу в левый столбик, а образ, который рождается благодаря этим частям речи, опишите во втором столбике.

№1 (гр. 1, 4).

Чёрная, влажная земля

Голый каменный пустырь

Чёрная добрая земля

Тонкие волоски корешка

Явное противопоставление (чёрная, добрая – голый каменный) – антитеза.

Метафорический эпитет – оживление картины

Т.о. автор изображает борьбу цветка за жизнь, стремление к жизни

№2 (гр. 2, 5).

Маленький цветок

Пылинки с чёрной тучной земли

Сухие, чёрные земляные пылинки

Мёртвая глина

Утомлённые листья

Прилагательные помогают создать напряжённую атмосферу борьбы маленького цветка за жизнь – картина эмоциональная

Т.о. автор заставляет читателя переживать за судьбу цветка, не оставаться равнодушным

№3 (гр. 3).

Маленький цветок

Голый камень

Сухая глина

Синяя

Красная

Голубая жилка

Золотого цвета

Цветок слепой

Трудности жизни цветка, испытания жизни – выживание!

Цветовые эпитеты – страшная красота от недостатка пищи

Картина вот-вот начала обретать цвета, но и видеть их цветок не имеет возможности: он “слепой”.

Т.о. жизнь = страдание, борьба, выживание. Автор стремится обратить наше внимание на окружающий нас мир

- Действительно, прилагательные помогают писателю в создании яркого художественного образа

Р.я.: О жизни цветов говорил и В.Жак, стихотворение которого послужило нам для создания загадки. Отгадайте её!

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых,
А потом цветов нам стало жалко.
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается,
От любого ветерка качаются.
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти они не станут.

Б.: Правильно – это корень. У вас на столах лежат загадки об органах цветкового растения. Отгадайте их, заполняя таблицу “Органы цветкового растения”. (Приложение 3 - находится у автора).

Для группы №1. Не рыли, не бурили, а воду добыли. (Корни)

Б.: Охарактеризуйте корень растения с помощью прилагательных (главный, боковой, придаточный)

Для группы № 2. Растут — зеленеют,
Упадут — пожелтеют,
Полежат — почернеют. (Листья)

Б.: Охарактеризуйте лист растения с помощью прилагательных. (Простой, сложный, черешковый, сидячий)

Для группы №3. У мамы дочки на шнурочках. (Стебель)

Б.: Охарактеризуйте стебель растения с помощью прилагательных (прямостоячий, вьющийся, ползучий)

Для группы №4. Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? (Арбуз – плод)

Б.: Охарактеризуйте плод растения с помощью прилагательных. (Cухой, сочный, односемянный, многосемянный)

Для группы №5. Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)

Б.: Охарактеризуйте цветок растения с помощью прилагательных. (Правильный, обоеполый, раздельнополый)

Р.я.: В текстах какого стиля встречаются прилагательные, которые вы подобрали? (Научный. Это грамматические (логические) определения)

- Помогают ли они создать художественный образ? (Нет)

- Подберите художественные определения (эпитеты) к этим же словам-терминам. (1 группа – корень сильный, мощный, заботливый… 2 группа – лист бархатный, шёлковый, трепещущий… 3 группа – стебель хрупкий, стройный, изящный… 4 группа – плод долгожданный, ароматный… 5 группа – цветок приветливый, привлекательный, весёлый…)

Р.я.: В каких текстах мы можем увидеть такие прилагательные? (В текстах художественного стиля. В сочинении их используем - для создания яркого эмоционального художественного образа; в произведениях литературы – учимся видеть образы-символы и понимать автора)

Р.я.: С какой целью писатели, с произведениями которых мы работали, стремятся создать яркий художественный образ цветка в текстах? (Обращаются к читателю, стремясь пробудить живой интерес к теме природы. Мы не должны быть равнодушными к проблеме сохранения жизни на планете)

5. Работа с поэтическим текстом.

- Лидия Чарская тоже не осталась равнодушной к этой проблеме. Послушайте стихотворение “Не рви цветов” и постарайтесь определить основную мысль этого текста, а также выяснить, как прилагательные помогают автору её выразить.

(нежный аромат

ландыш, полный слёз

левкой душистый

ромашка серебристая

василёк прелестный

мак кичливо-сонный

дрок белый-белый)

“красят сад”! (Эпитет; повтор метафорический эпитет)

(Эпитеты помогают автору “нарисовать” живую, объёмную картину цветущего сада: мы и видим ее (цветовые эпитеты), и чувствуем настроение (эмоциональные эпитеты), и ощущаем запах, аромат цветов, а также нам вполне ясно отношение автора к описываемому образу многоцветного сада – его не оставляет равнодушной эта удивительная по красоте картина. Метафорический эпитет словно вносит оживление в описываемую пейзажную зарисовку. А повтор “Не рви цветов” свидетельствует о позиции автора – защитника мира живой природы).

Р.я.: Так поэт вновь обращает внимание читателей на прекрасное вокруг нас, и мы не должны забывать о том чудесном мире, который нас окружает. Что нам стоит просто обратить внимание на цветок, на ветку деревца, на лес вдалеке, помочь им, вспоминая о Неизвестном цветке из сказки-были Платонова. Если мы научимся видеть, любить, ценить эту красоту, то сможем и сберечь её.

Б.: Каждый цветок как упавшая с неба звезда. Природа-мать потратила миллионы лет, чтобы создать такое нерукотворное чудо, наполнила его своей силой, вдохнула в него радость и любовь к жизни. Цветы украшают Землю уже 125 млн. лет. Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным творением природы они являются.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты!

6. Подведение итогов. Задание на дом.

Р.я.: Сегодня на уроке мы определили роль имен прилагательных в речи. Оказывается, даже на уроках биологии без прилагательного не обойтись! С помощью слов этой части речи мы можем дать подробную, точную характеристику предмета (в научном стиле), а также представить выразительное, эмоциональное описание чего угодно (художественный стиль)!

Дома напишите сочинение-миниатюру (рассуждение с элементом описания) на тему “Не рви цветов”.

Р.я.: Проблема сохранения красоты природы актуальна в наши дни. Она не оставляет равнодушными поэтов, писателей, художников, композиторов, исполнителей песен. Завершая нашу эколого-грамматическую тему, обратимся к музыкальной композиции Ю.Антонова “Не рвите цветов” (клип).

Библиография

  1. Дудин М. Ромашка. http://clubs.ya.ru/4611686018427446951/replies.xml?item_no=25795
  2. Жак В. Мы в букет собрали маки жаркие… urok.1sept.ru › articles/527477/
  3. Рубцов Н. Стихотворения. Зеленые цветы. www.litera.ru/stixiya/authors/rubcov/svetleet-grust-kogda.html
  4. Платонов А. Неизвестный цветок: Рассказы и сказки. М.: “Детская литература”, 2010.
  5. Чарская Л. Не рви цветов, не надо… www.a-pesni.golosa.info/baby/poesia/ tcharskaja.htm
  6. Энциклопедия лекарственных растений. http://apium.ru/enc/r/matricaria-chamomilla/
  7. Яковлев Ю. Солнце с белыми лучами. http://lib.rus.ec/b/160715/read

Приложение 1

Текст1 (группы 1, 4) Ромашка аптечная — однолетнее травянистое растение высотой 10—40 см, с прямостоячим, разветвленным, бороздчатым стеблем. Листья дважды-, трижды-перисторассеченные с нитевидными долями, сидячие. Соцветия — верхушечные корзинки с длинными цветоножками. Внутренние цветки трубчатые, желтые, обоеполые, очень мелкие. Ложе соцветия сильно выпуклое, коническое, внутри полое (пустое). Плод —продолговатая бурая семянка. Цветет в мае — августе.

Текст 2 (группы 2, 5) …Когда-то давно ромашек было много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Людям казалось, что выпал снег. Тёплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Белое колёсико с жёлтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнышко с белыми лучами. (Ю. Яковлев)

Текст 3 (группа 3)

Ромашка, излучая свет,
На солнышко похожая,
Бежит везде за нами вслед,
Своя, а не прихожая.
До поздней осени на нас
Бросает взгляды смелые
Ее веселый желтый глаз
Через ресницы белые,
Она в лугу, она в лесу
И рядом – на обочине.
По всей земле ее красу
Ветра рассредоточили.
По всем полянам и полям
Ромашка с мая месяца
На счастье вам, на радость вам
Растет, цветет и светится. (М.Дудин “Ромашка”)

Приложение 2

А.Платонов.
“Неизвестный цветок

(Группы 1, 4) Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду - и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.

(Группы 2, 5) Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя…не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину. Лишь один раз в сутки цветок радовался; когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.

(Группа 3) Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.

Презентация