Проектная деятельность учащихся 6-го класса при обучении математике

Разделы: Математика


В настоящее время принципиально меняются цели образования. Знания, умения и навыки, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, теперь становятся его средством. Формируется представление о том, что действительно значимыми, наряду со знаниями, являются изобретательность, воображение, добрая воля. Современное общество остро нуждается в инициаторах, творцах-специалистах.

Таким образом, возникают объективные предпосылки для создания условий обучения и воспитания, направленных на развитие творческого потенциала учащихся. Традиционные формы обучения должны быть дополнены такими его формами, как исследование, проектирование, моделирование, деловые игры и т. п.

В современной  педагогике ведутся поиски, направленные на развитие интеллектуальных качеств  учащихся, реализацию современного подхода в обучении, в рамках которого каждый ученик наделяется безусловным правом активно выбирать и самостоятельно конструировать свою школьную жизнь. Данный подход предполагает дифференциацию и индивидуализацию обучения, организацию обучения-сотрудничества, расширение содержания образования, создание учебников нового типа, использования новых организационных форм обучения и т. п. При этом создаются условия для перехода от трансляции учителем знаний и способов деятельности к проектированию индивидуальной траектории интеллектуального  (и личностного) развития ученика.

Существуют разные пути индивидуализации учебной деятельности, учета индивидуальных познавательных возможностей учащихся в рамках общего для всех образовательного пространства. Очевидно, что широкие возможности в этом отношении предоставляет имеющий длительную историю метод проектов. В рамках этой формы организации учебно-познавательной деятельности школьников  возникает возможность замены одних способов передачи знаний на другие. Так, информационно-иллюстративным и вопросно-ответным методам обучения приходят на смену способы самостоятельного построения знания при решении реальных проблем в рамках деятельностного и  компетентностного подходов.

Метод проектов в воспитательно-образовательном процессе.

Метод проектов представляет собой технологию организации образовательных ситуаций, в которых обучающиеся решают практические и проблемные задачи в групповой работе, где они могут быть самостоятельными при  принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.

В основе проектной работы лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Учебный проект, с точки зрения учащегося, – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих учащихся.

Учебный проект, с точки зрения учителя, – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности на нахождение способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Использование метода проектов предполагает кардинальное изменение, как формы организации образовательного процесса, так и роли учителя в нем. Роль учителя изменяется в зависимости от этапов работы над проектом.

Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

– консультирует,
– мотивирует,
– фасилитирует,
– наблюдает.

Ученик становится субъектом деятельности. Роль ученика меняется в зависимости от этапов работы:

– выбирает (принимает решения)
– выстраивает систему взаимоотношений с людьми,
– оценивает.

В то же время учитель, когда замышляет свой проект, разрабатывает его или пользуется разработанными коллегами, обязательно задумывается об учебно-воспитательном и развивающем эффекте. Он ясно понимает, как и с каким материалом (предметного содержания или дополнительной информацией) предстоит ученикам поработать. Какие умения от них требуются, какие личностные качества они могут проявить, развить, приобрести. Перед ним стоят конкретные педагогические цели и задачи. Но для детей главная цель работы – решение проблемы проекта, а не просто практическое применение полученных ранее теоретических знаний.

Два плана учебного проекта

Видимый:

–   тема проекта;
–   название проекта;
–   проблема проекта;
–   задача проекта;
–   планирование-осуществление;
–   презентация.

Невидимый:

–   тема учебного курса, урока;
–   цели и задачи обучения, развития, воспитания;
–   необходимый уровень ЗУН;
–   необходимые специфические умения и навыки;
–   новое содержание;
–   обобщение;
–   обеспечение проекта;
–   организационные формы осуществления проекта.

Необходимым инструментом метода учебных проектов является собственно учебный проект: обучение происходит в процессе осуществления учебного проекта. Этот метод реализует деятельностный подход к обучению, поскольку обучение  происходит в процессе деятельности учащихся.

Метод учебного проекта характеризуется как:

–  личностно-ориентированный;
–  деятельностный;
–  обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
–  построенный на принципах проблемного обучения;
–  развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезинтации, рефлексии;
–  формирующий навыки  самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
–  воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
–  здоровьесберегающий.

Кроме того, метод проектов – это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию – умению находить решение различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта.

Мною был разработан комплекс проектов для учащихся 6 класса и осуществлены два из них «Успеваемость», «Самый теплый день месяца».

Комплекс проектов по математике для учащихся 6 класса и их  характеристика

Тема проекта

Цель проекта

Тема по математике

ЗУН

1. Плавание. Составление маршрута водного путешествия с выбором оптимальных средств передвижения, времени путешествия, материальных затрат. Действия над обыкновенными дробями. Знать:
1) правило приведения к общему знаменателю, правило действия с обыкновенными дробями;
2) формулы нахождения скорости, времени, расстояния;
3) единицы времени, скорости, расстояния, массы.
Уметь:
1) читать, записывать обыкновенные дроби и смешанные числа;
2) складывать, вычитать, умножать, делить дроби с разными знаменателями;
3) находить скорость, время, расстояние, массу.
2. Успеваемость. Сравнить итоговую успеваемость школьников за 5  класс с их успеваемостью в первой четверти 6 класса (по некоторым предметам). Проценты.
Округление чисел.
Таблицы и
диаграммы.
Знать:
1) смысл понятия «процент»;
2) что такое столбчатая диаграмма;
3) смысл понятия «частота».
Уметь:
1) решать простейшие задачи на проценты;
2) записывать  обыкновенные дроби в виде десятичных и обратно;
3) уметь составлять частотную таблицу;
4) строить столбчатые диаграммы;
5) уметь систематизировать и вести подсчет данных.
3. План квартиры (дома). Составить план квартиры (дома) с указанием масштаба. Масштаб.
Площадь.
Знать:
1) смысл понятия «масштаб»;
2) формулу  вычисления площади прямоугольника;
4) геометрические фигуры;
5) единицы длины.
Уметь:
1) находить площадь прямоугольника;
2) выполнять арифметические действия;
3) выражать длины отрезков, площади фигур в различных единицах длины и площади;
4) находить длину отрезка по заданному масштабу;
5) выполнять схематическое изображение квартиры (дома).
4. Самый теплый день недели.  Путем исследования температурного режима           определить, какой из дней недели был самым теплым. Положительные и отрицательные числа.
Составление таблиц.
Координатная плоскость.
Графики.
Знать:
1) понятие «положительные» и «отрицательные» числа;
2) смысл понятий «система координат на плоскости», координаты точки», «начало координат»;
3) смысл понятий «координатная прямая», «координата точки», «противоположные числа».
Уметь:
1) изображать на координатной прямой точки с положительными и отрицательными координатами;
2) строить точку по координатам;
3) строить график изменения температуры.

Литература:

1. Васьк К.С. Проектирование темы «Четырехугольники» в системе модульного образования математике: Выпускная квалификационная работа./ К.С.Васьк.– Новокузнецк, 2005. – 113 с.
2. Виленкин Н.Я. Математика: учебник для 6кл. общеобразоват. Учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбург – 21-е изд. – М.: «Мнемозина», 2008. – 288с.
3. Голуб Б.  Портфолио в системе педагогической диагностики/ Б.Голуб, О.В. Чуракова // Школьные технологии. – 2005. – №№ 1, 2.
4. Голуб Г.Б. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования/ Г.Б.Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В.Чуракова// – Самара: Учебная литература, 2006. – 176 с.
5. Голуб Г.Б. Основы проектной деятельности школьника/ Г.Б.Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В.Чуракова// – Самара: Учебная литература, 2006. – 224
6. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном обучении /А.И.Савенков/ Исследовательская работа школьников. – 2004. –  №1.– С. 22-31.
7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений/ И.С.Сергеев/ – М.: АРКТИ, 2005. – С.3-39.