Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Глагол" (в 6-м классе)

Разделы: Русский язык


Цели:

- cистематизировать изученное о глаголе,

- отработать умения и навыки по их правописанию и употреблению в речи;

- прививать любовь к родному слову.

Ход урока

- Добрый день! Чтобы начать сегодняшний урок, мне потребуется ваша помощь. Игра “Подскажи словечко”.

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает - расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит -
Все расскажет нам глагол.

- Тема сегодняшнего урока - “Глагол. Повторение изученного о глаголе в 6 классе”.

- Мы повторим и закрепим знания о глаголе как части речи, потренируемся в умении определять грамматические признаки глаголов, закрепим умение правильного выбора орфограммы при написании глаголов, умение использовать глаголы в речи и находить их в тексте.

- Обратите внимание на доску. На ней записан эпиграф нашего урока. Прочитайте:

- “Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе”.

- Л.Н. Толстой

- Ребята, как вы понимаете это высказывание?

(Глагол обозначает движение, действие, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.)

- Ребята, а всегда ли такое значение имел глагол? Обратимся к словарю Владимира Даля.

Ученик (читает). Да, слово “глагол” в Древней Руси обозначало речь вообще.

- По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного.

Действительно, глаголы передают движение, различные действия и состояния.

V. Путешествие по лингвистической карте.

- Сегодняшний урок пройдет в необычной форме. Я приглашаю вас в путешествие по сказочной лингвистической Стране Глаголии. Этой страны вы не найдете на географической карте.

Вокруг нее Морфологический океан. Рядом соседи: страны Существительных, Местоимений, Прилагательных, Числительных и много других. Путешествуют по этой стране на поезде знаний.

- Я думаю, что ваши знания о глаголе помогут преодолеть препятствия, которые встретятся во время нашего пути. На безжизненных и пустынных участках при помощи ваших знаний появятся зеленые ростки.

- С собой в экспедицию я пригласила хорошо известных вам ребят, героев сказки-были М.М Пришвина “Кладовая солнца”.

- Кто помнит, как их зовут?

- Настя и Митраша помогут нам преодолевать реки, непроходимые леса, болота, ведь у них в этом большой жизненный опыт.

- В любой путь надо отправляться с багажом. Давайте проверим, все ли мы собрали.

Здесь пригодятся ваши знания.

- Дайте определение глаголу как части речи.

- Я вижу: вы готовы.

- Путь свой мы начинам из города Неопределенной формы.

- Как вы думаете, почему? (Это начальная форма глагола)

- Каждый глагол имеет свою начальную форму, которая называется неопределенной формой. Это неизменяемая форма глагола.

- На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола? (Что делать? Что сделать?)

- На что оканчивается неопределенная форма глагола? (-чь, -ти, -ть). Приведите примеры.

- Что вы знаете о глаголах н.ф., которые оканчиваются на шипящий?

- Чтобы отправиться в путь, нам надо приобрести билеты. Билет считается купленным, если вы справитесь с заданием.

- Вспомним, как проверить написание тся и ться в глаголах?

Устная работа

Митраше вспомнит…(ся) отец. Вздумает он учить Настю. Сестренка мало слушает…(ся),стоит и улыбает…(ся). Тогда “мужичок в мешочке” начинает злит…(ся) и хорохорит…(ся). Даже сердит…(ся).

Только рука сестры коснет…(ся) затылка брата, отцовский задор покидает хозяина.

И начинает…(ся) дружная работа.

- С заданием вы справились. Молодцы.

Теперь в путь!

- Город, к котор. Мы приближаемся, - город Наклонений.

- Как вы думаете, что мы будем делать в этом городе?

- Что вы знаете про наклонение глагола?

Мы будем знакомиться с древними башнями этого города.

- Вот на нашем пути светофор. Здесь не обойтись без сигнальных карточек. Помогите ему зажечь нужный свет:

Изъяв.накл. - красн.

Повелит. - зелен,

Условн. - желт.

Отец говорил: идите на Высокую гриву и после того держите на север. Когда перевалите через Звонкую Борину, держите прямо на север и идите - там придет вам палестинка.(вся красная как кровь от клюквы)

Не сплошал бы Митраша, не упустил бы из виду траву белоус, он давно уже был бы на том месте, куда теперь пришла Настя.

- С этим заданием вы тоже справились.

Движемся дальше.

Мы приближаемся к Поселку словообразования.

- Давайте вспомним, с помощью каких суффиксов образуются глаголы?

Следующее задание, какое вам нужно выполнить - вставить пропущенные буквы.

- Вспомните, каким правилом будете руководствоваться?

- 2 чел. на доске вставляют пропущенные букву красным маркером.

Почу..л опасность

Слыш..л крик

Увид…л тропу

Провер..л по компасу

Остав..л ружье

___________________

Выуч…лся у отца

Развес..ли по кустикам

Выруб…л топором

Повес..л на плечо

Застав..л поверить

Маяч..ли в стороне

- Молодцы! Перед вами новое испытание.

- Выпишите словосочетания глагол + зависимое слово, объясните написание суффиксов.

Кто не проб..вал в жизни своей осеннюю клюкву и сразу бы хватил весенней, у него бы дух захватило от кислоты. Собака почувств..вала сильный голод и пошла для себя искать заячий след. Тогда верхний косач, приветствуя солнце, перестал подпрыг..вать и чуфыркать.

Этот русак уже не один раз уверт..вался от Травки и хорошо знал, надо действ..вать хитростью.

Отец нам рассказ..вал, помнишь, какое это страшное место – Слепая елань, сколько погибло в нем людей и скота.

Вот Митраша увидел: его тропа круто заверт..вает влево.

- Хорошо вы справились с заданием. Мы покидаем этот поселок.

- На нашем пути раскинулся непроходимый Орфографический лес.

В нем спрятались орфограммы. Чтобы из него выбраться, надо выполнить задания.

- Какие орфограммы о правописании глаголов вы знаете?

- Чтобы не попасть в Блудово болото, где блуждали Настя и Митраша, давайте вспомним о правописании корней с чередованием.

- От чего зависит их написание?

- В нашем составе 3 вагона.

Задание всем разное: 1 - от согл, 2- от ударен., 3 - от суффикса:

Блудово болото нач…налось непроходимой пор..слью. Кислая и полезная для здоровья ягода клюква р..стет в болотах летом, а соб..рают ее осенью. Еще в болоте р..стет голубика, брусника, костяника. Всем болотным кустикам и ягодкам отдает солнце свое тепло, а они, ум..рали, разл..гались и передавали удобрения другим р..астениям.

Настя из-за одной ягодки накл..няться перестала, поэтому заг..релся у них спор с Митрашей. Она вск...чила и увидела змею. Настин крик был не последним перед тишиной вечерней з..ри.

Красное солнце к..снулось земли.

- Давайте проверим.

- Вы знаете, что Митраша попал в Слепую елань. Чтобы мы не оказались в таком положении, нужно вспомнить переходные и непереходные глаголы.

- Распределите глаголы в 2 колонки (распределительный диктант).

Митраша оглядел местность, увидел перед собой чистую полянку. Там кочки переходили в ровное место. По той стороне змеилась трава белоус - спутник тропы человеческой. Мальчик смело пошел вперед. Настя предупреждала его, но Митраша прямо полез в Слепую елань. Вдруг он остановился и призадумался.

- Проверим, как вы справились с заданием.

- Молодцы! Смогли выбраться из леса, помогли вам не только ваши знания, но и сплоченная работа.

- Почему случилась беда с Настей и Митрашей ? (Cсорились)

- Какой же вывод мы должны сделать, если берёмся за какое-то дело? (Всё делать вместе, сообща, дружно, не ссориться, и тогда никто не останется один на один с бедой)

- Мы не оказались в Блудовом болоте, выбрались из непроходимого леса, и вот на нашем пути Город спряжений.

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать гласную в безударном окончании глагола?

Буквенный диктант

В глухих местах, где живет глухарь, встреча..тся костяника. Только у нас одна клюква пряч…тся в болотной кочке. Когда же много собира..тся на одном месте, замет..шь и подума…шь : ”Кто-то клюкву рассыпал”. Наклон..шься и тян…шь ниточку с клюквинками. Захоч..тся –и вытян..шь целое ежерелье кровяно-красных ягод.

Проверка: е, е, е, и, и, е, е, е.

- Посмотрите на маршрутные листы.

- Сколько нам осталось до Дворца глаголов?

- Вы сегодня справились со всеми заданиями. Преодолев все препятствия, мы добрались до Дворца Глаголов. Чтобы в него войти, давайте вспомним, что нам удалось повторить по теме:”Г лагол” на сегодняшнем уроке?

- Последнее испытание перед тем, как откроются врата Дворца, - работа с текстом, который лежит перед вами.

Дома вы выполните задание, и завтра путешествие наше завершится.

Большой ч…рный пень соб..рает в себя лучи солнца и нагрева..т(ся). Вечере…т. Воздух кругом охлажда..т(ся).Но пень еще сохраня..т тепло. Пр..пали к т..плу шесть маленьких ящ..риц... Длин..ая клюкве..ая плеть ц..пля..т(ся) за пень. Ядовитые змеи ст..регут т..пло, а одна из них вползла на пень и св..рнулась к..лечком на клюкв…

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2)Докажите, что это текст.

3) Стиль текста.

4) Найдите метафоры.

5) Вставьте пропущенные буквы.

6) Найдите безличный глагол, подберите к нему синонимы.

7) Назовите возвратные глаголы, сделайте их морфемный разбор.

8) Разберите по членам 1 предложение, начертите схему.

9) Разберите морфологически слово цепляется.

Выставление оценок за урок.

Напутственное слово: - Читайте книги, любите Пришвина!

Рефлексия.