Конспект занятия по риторике и познавательному развитию детей на тему "Путешествие по Африке"

Разделы: Работа с дошкольниками


В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использование языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строится по законам литературного языка. В диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.

Наша задача – помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе пойти вперед в овладении умением общаться. Данная система обучения предполагает организацию активной речевой деятельности детей. Большое значение в обучении риторики является культура речевого поведения, т.е. проявление общей культуры человека. Именно поэтому особую роль в риторической системе играют те задачи и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи – чувство уместности высказывания (как говорят лингвисты, чувство коммуникативной целесообразности). Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, т.е. воспитанием вежливости.

Цели:

  • Развивать словесно-логическое мышление, воображение, связную речь.
  • Упражнять детей в составлении предложений с противительным союзом «А».
  • Упражнять в составлении сложноподчинённых предложений с придаточным причины (потому что).
  • Уточнять и расширять знания детей о животных жарких стран.
  • Воспитывать взаимовыручки и взаимопомощи.

Словарь.

  • Активный словарь: слон, верблюд, лев, носорог, крокодил, обезьяна, бегемот, черепаха, зебра, Африка, массивный, зубастый, ушастый, хвостатый, лохматый, длиннохвостый, длинношеий.
  • Пассивный словарь: континент, фотоохота, фотоаппарат. хищник, травоядное, парнокопытное, книгоиздательство.

Материалы и пособия: кукла Пират, кукла Попугай, магнитная доска с магнитами, карта Африки, карточки с изображением животных, карточки с изображением силуэтов животных, фонограмма звуков моря, силуэты животных для раскрашивания.

Сценарный план занятия:

Дети проходят в центр группы и располагаются на ковре полукругом. Педагог вносит куклу Пирата с фотоаппаратом и картой Африканского континента.

Пират: Здравствуйте, ребята! У меня вчера был день рождения и мне подарили фотоаппарат. Я давно мечтал о таком подарке. Я много плавал по морям и океанам, много видел интересного и хочу написать книгу об африканских животных. С помощью фотоаппарата можно сделать иллюстрации, а вот рассказывать, сочинять я не умею. Может вы сможете мне помочь? Хотите поехать со мной в Африку?

Дети: Да!

Пират: Я как раз набираю команду, и возьму с собой самых внимательных и сообразительных. К проверке готовы?

Дети: Да!

Педагог от имени Пирата показывает детям карту Африки и объясняет правила «Топни – хлопни» игры на внимание

Пират: Мне бы хотелось узнать знаете ли вы животных Африки. Сейчас мы проверим. Я буду показывать вам картинки, если животное живет в Африке – вы хлопните в ладоши, если нет – топните ногой.

Детям показываются картинки с изображением различных животных (слон, лиса, носорог, заяц, волк, обезьяна, лось, енот, жираф, барсук, зебра, лев, белка, верблюд, ёж, крокодил, хорёк, черепаха, тигр).

Карточки с изображением африканских животных выставляются на карте Африки закрепленной на магнитной доске.

Пират: Итак, посмотрим на нашу карту. На ней сразу видно, какие животные водятся на этом континенте. Саша, сможешь ли ты их назвать?

Саша перечисляет названия животных, в случае затруднения попросить помочь других детей.

Пират: Я очень рад, что вы справились с этим заданием! А теперь проверим вашу память! Я буду называть пары слов, а вам их надо будет запомнить. Будьте внимательны

Слон – тарелка
Крокодил – пила
Верблюд – гора
Бегемот – булочка
Лев – корона
Зебра – мяч
Носорог – нож
Обезьяна – кукла.

Пират: А теперь подскажите мне животное. Первым будет Ваня. Тарелка – …

Ваня: Слон!

Пират: Маша. Пила – …

Маша: Крокодил!

Пират: Аня. Гора – …

Аня: Верблюд!

Пират: Коля. Булочка – …

Коля: Бегемот!

Пират: Алеша. Корона – …

Алеша: Лев!

Пират: Женя. Мяч – …

Женя: Зебра!

Пират: Таня. Нож – …

Таня: Носорог!

Пират: Марина. Кукла – …

Марина: Обезьяна!

Дети называют животных, которые запомнили, в случае затруднения – помогают друг другу.

Пират: Вы отлично справились с заданием. Теперь проверим зоркость ваших глаз. Представьте себе, что в Африке наступила ночь. В темноте видны только силуэты животных. Сможете ли вы их узнать?

Проводится игра «Узнай животное по силуэту». Каждому ребенку индивидуально показывают карточки с силуэтным изображением животных слона, жирафа, бегемота, обезьяны, зебры, черепахи, носорога, крокодила, верблюда, а те их называют.

Пират: Я очень раз, что вы выдержали и это испытание, беру всех. Не будем терять время. В путь!

Педагог предлагает детям закрыть глаза и мысленно перенестись в Африку.

Пират: Высаживаемся на берег. Предлагаю провести разминку:

Дети встают в круг, проводится физкультминутка

Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Руки вниз и – наклонились
На пол руки положили.
А теперь на четвереньках
Погуляем хорошенько.
Встанем, выдохнем, вдохнём
И места свои займём.

Дети выполняют движения в соответствии со стихотворным текстом. По окончании занимают места за столами.
Педагог обращает внимание детей на куклу попугая

Попугай: Здравствуйте, что это вы тут делаете?

Дети: Мы приехали к вам, чтобы посмотреть на африканских животных и сфотографировать их потому, что хотим выпустить книгу о жизни животных Африки.

Попугай: О, я могу вам рассказать о наших животных много интересного! Например, слон

(Рассказ о слоне).

Педагог от имени Попугая проводит игру «Истинное, ложное, неизвестное». Дети определяют вид высказывания и мотивируют свой ответ.

Педагог: Дети, внимательно послушаем попугая и постараемся определить, что из сказанного им будет истинное, ложное или неизвестное.

Попугай: У жирафа самая длинная шея.

Ребенок: Истинна, потому, что – это правда, я читал об этом в энциклопедии.

Попугай: Слон – самое большое животное.

Ребенок: Высказывание истинно, потому, что нет животных больше слона.

Попугай: Львы питаются травой.

Ребенок: Это высказывание ложно, потому, что львы хищные животные и питаются мясом.

Попугай: Длина удава 3 метра.

Ребенок: Это высказывание ложно, потому, что удавы могут быть разной длины.

Попугай: У крокодила острые зубы.

Ребенок: Это высказывание истинно, потому, что крокодилы – хищники и для их питания нужны острые зубы.

Попугай: Обезьяны сами учат своих детей писать и читать.

Ребенок: Это высказывание ложно, потому, что животные не умеют читать и писать.

Попугай: Крокодилята появляются из яиц.

Ребенок: Это высказывание истинно, потому, что крокодилы откладывают яйца.

Попугай: У тигрицы 5 тигрят.

Ребенок: Это высказывание неизвестно, потому, что тигрят может быть меньше.

Попугай: Черепахи спят и видят сны.

Ребенок: Это высказывание неизвестно, потому, что это невозможно проверить.

Попугай: Верблюд может длительное время переносить жажду.

Ребенок: Это высказывание истинно, потому, что горбы помогают ему обходиться без воды.

В случае затруднения дети, путем рассуждения находят правильный ответ.

Попугай: Я вижу, вы хорошо знакомы с животным миром Африки. Очень приятно было побеседовать с вами, ну мне, к сожалению, пора. До свидания!

Попугай «улетает».

Педагог: Вы порадовали меня тем, как справились со всеми заданиями, но нам пора возвращаться.

Пират: Чтобы время в пути пролетело незаметно, вы проверите правильность моих наблюдений.

Игра «Определи лишнее слово»

Пират: Крокодил – зелёный, зубастый, ласковый, хищник.

Ребенок: Крокодил не может быть ласковым, потому, что он – хищник.

Пират: Бегемот – толстый, тяжёлый, длинноносый, травоядный.

Ребенок: Бегемот толстый, тяжёлый, травоядный, а не длинноносый.

Пират: Носорог – опасный, маленький, толстый.

Ребенок: Носорог – опасный, толстый, а не маленький.

Пират: Жираф – высокий, копытный, пятнистый, длиннохвостый.

Ребенок: Жираф не длиннохвостый, потому, что у него короткий хвост.

Пират: Обезьяна – шустрая, лохматая, копытная, крикливая.

Ребенок: У обезьяны нет копыт.

Пират: Слон – большой, ушастый, рогатый, сильный.

Ребенок: Слон – большой, ушастый, сильный, а не рогатый.

Пират: Спасибо вам за то, что в моей книге о животных теперь не будет ошибок! Мы с вами видели много животных. Попробуем найти отличия двух из их с помощью моих самых лучших фотографий.

На магнитную доску прикрепляют изображение слона и жирафа.

Предположительные ответы детей:

  • Слон серый, а жираф пятнистый.
  • У слона короткая шея, а у жирафа длинная.
  • У жирафа длинные и тонкие ноги , а у слона – короткое и толстые.
  • У жирафа есть маленькие рожки, а у слона – бивни.

Пират: Вы порадовали меня своей наблюдательностью. Каждый путешественник должен не только быть наблюдательным, но и обязательно уметь рассказывать и немного сочинять. Давайте попробуем пофантазировать. Я начну предложение, а вы закончите.

Игра «Что было дальше?»

Пират: Слон хоботом взял тяжёлое бревно и…

Ребенок: Отнёс его к дому человека.

Пират: Слон положил бревно и …

Ребенок: Пошёл ещё за одним.

Пират: Так одно, второе, третье и …

Ребенок: Дом был построен.

Пират: Человек очень обрадовался этому и …

Ребенок: Угостил слона фруктами.

Пират: Все предложения, которые вы придумали, мы обязательно пометим в нашей книге. Вот и дом. Спасибо вам за компанию, вы отличная команда. Я бы хотел подарить вам на память о нашем путешествии фотографии, только, к сожалению, получились они у меня чёрно-белые. А мне так хотелось поместить в книгу цветные иллюстрации! Что делать?

Дети предлагают раскрасить снимки.

Пират: Вы меня так выручите! До свидания, мы ещё встретимся когда будем составлять нашу книгу.

Пират «уходит».

Педагог: Мы сегодня с вами совершили увлекательное путешествие. А что вам больше всего запомнилось из того, что делали?

Дети делятся своими впечатлениями.