Интегрированный урок ОБЖ по теме "Основы медицинских знаний"

Разделы: ОБЖ


Цели урока:

Образовательные:

  1. Закрепить, обобщить с учащимися ранее полученные знания по темам программы.
  2. Формировать у учащихся системность знаний и осознанность понимания основных терминов.
  3. Обучать учащихся применению полученных знаний на практике в условиях выживания автономного существования.

Развивающие:

  1. Формировать умение, после анализа ситуации, принимать правильное решение и действовать самостоятельно.
  2. Развивать быстроту реакции на происходящую обстановку.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к учебе, предмету и темам программы.
  2. Способствовать развитию кругозора учащихся.
  3. Воспитывать чувство самостоятельности и ответственности за свои поступки.

Тип урока: закрепление, обобщение и проверка знаний учащихся по темам: “Основы медицинских знаний и охрана здоровья”.

Форма урока: Интегрированная игра (“Для всех”, “Слабое звено”, “Молчанка”, “Я умею”).

Оснащение урока:

  1. Плакат с высказываем.
  2. Карточки-тесты с вопросами о поведении в чрезвычайных ситуациях на природе – 30 шт.
  3. Карточки с изображением ядовитых растений, съедобных и несъедобных грибов – 45 шт.
  4. Рисунки с правилами наложения повязок – 5 шт.
  5. Подручные материалы: полоски фанеры, рейки длиной 30-50 см., 70-100 см.; бинты, 2 косынки, вата.
  6. Секундомер.

Ход урока

1. Организационный момент.

  1. Отметка отсутствующих, выяснение причин их отсутствия.
  2. Проверка готовности учащихся к уроку.
  3. Проверка готовности проведения запланированной игры.

2. Основная часть урока

Преподаватель:

Добрый день, уважаемые ребята! Люди в своей жизни могут оказаться в силу разных обстоятельств: заблудились, авария транспортного средства и т. д. один на один с дикой природой. Если человек вынужден какое-то время находится в условиях автономного существования, у него наступают непомерные физические и психические нагрузки. Человеком могут овладеть пассивность, безразличие, безволие. Безволие порождает бездействие. А бездействие, в свою очередь, приводит к унынию, ослаблению воли к борьбе и, в конечном счете, к уменьшению вероятности выживания. Человека уже не пугают возможные трагические последствия непродуманных ночевок, рискованных переправ. Он не верит в возможность спасения и поэтому гибнет, не исчерпав до конца запасов своих сил.

Но статистика свидетельствует, что люди, оказавшиеся наедине с природой, могут в течение длительного времени выживать. Таким образом, появляется время для его спасения. Долговременное выживание обеспечивается не стихийным желанием “Я не хочу умирать!”, а поставленной целью “Я должен выжить!”. И тогда человек принимает меры к выживанию. Он сохраняет силы и надежду на спасение.

Каждая из природных зон: тайга, тундра, горы, степи, пустыни имеют свою специфику жизнедеятельности человека. Это режим поведения, способы добывания воды и пищи, строительство убежищ, характер возможных заболеваний.

Мы ходим в лес на отдых, за грибами, на болото – за ягодами. И мы тоже можем оказаться в неприятной ситуации. К сожалению, не зная правильного ответа, не владея практическим навыками, в реальной жизни в таких ситуациях мы можем поплатиться здоровьем и даже жизнью. Чтобы этого не случилось, проведем несколько занятий, на которых проверим, насколько готовы мы жить долгое время в автономных условиях, изолированно от населенных пунктов, без людей и посторонней помощи.

Первое занятие – теоретический урок и второе занятие – игра на природе.

Сегодня, на теоретическом уроке мы проверим себя и докажем, что знаем “Основы медицинских знаний и охраны здоровья, которые очень необходимы всегда и везде. Мы отойдем от стереотипов: “Вопрос – ответ – оценка” и занятие проведем необычно, в виде игры. Игра проводиться в четыре тура. Для заполнения таблицы с результатами выполнения заданий выберем одного учащегося – статиста и дублеров – преподавателей, которые, пользуясь эталонами ответов, помогут преподавателю быстро проверить ответы на тестовые задания I тура.

Выборы статиста и 4 дублеров – преподавателей.

I ТУР игры называется “Для всех”. Каждому учащемуся выдается карточка с пятью тестами, в которых содержатся вопросы о поведении в чрезвычайных ситуациях, которые могут произойти на природе. Вам необходимо прочитать вопрос, проанализировать ситуацию и выбрать правильный ответ. Время выполнения задания – 5 минуты. За каждый правильный ответ присваивается 2 балла.

Учащимся раздаются карточки с заданиями и чистые листы бумаги для ответов. Карточки формируются путем набора из комплекта вопросов. См. Приложение 1.

Пример карточки:

Прочитайте вопрос, подумайте и выберете один или несколько правильных ответов 1. Желание выжить диктуется: А – сознательной необходимостью; Б – на биологических законах самосохранения; С – стихийным желанием. 2. Как правильно костром подать сигнал бедствия? А – в костер подбрасывать много дров, чтобы пламя от костра было ярким; Б – в разгоревшийся костер подбрасывают сырой мох, свежую траву, чтобы дым стал черным и густым; С – костер заготавливают на открытом месте, поляне, вершине холма, иначе деревья будут задерживать дым. 3. Собираясь па отдых на природу необходимо взять: А – плеер, интересные кассеты, диски; Б – свежее мясо, шашлычницу, уксус; С – спички, нож, часы, флягу с водой, запас непортящихся продуктов. 4. Для защиты от неблагоприятных климатических факторов необходимо: А – привести в порядок свою одежду; Б – построить укрытие из подручных материалов; С – залезть на дерево и просить о помощи. 5. Что нужно сделать, если Вы приняли решение “остаться на месте”? А – основательно подкрепиться запасами продовольствия; Б – заняться рыбной ловлей; С – развести костер для подачи сигнала.

Эталон ответа:

1 – А;
2 – А, Б, С;
3 – С;
4 – Б;
5 – С.

Дублеры – преподаватели проверяют ответы на тестовые задания учащихся, определяют 12 лучших работ, фамилии этих учащихся выписывают в таблицу.

Преподаватель:

В то время, как дублеры – преподаватели проверяют работы, мы с Вами вспомним полезные приметы, которые помогут Вам в сложной ситуации. Ответьте, пожалуйста, к чему:

– багряные зори (к ветру);
– утром туман стелется по воде (к хорошей погоде);
– дым столбом (к морозу);
– утром на траве роса (к бездождливому дню);
– длинные сосульки (к затяжной весне);
– рыба выскакивает из воды (к дождю);
– вечером сильно стрекочут кузнечики, кричат лягушки (к ясной погоде);
– иней на деревьях (к морозу);
– зимой туман (к оттепели).

Преподаватель вместе с учащимся — статистом проставляют оценки в таблицу.

Таблица результатов

Ф.И. учащегося

Оценка за 1 тур

Оценка за 2 тур

Оценка за 3 тур

1        
2        
3        
4        
5        
6        
7        
8        
9        
10        
11        
12        

Преподаватель подводит итог первого тура, комментирует ответы. Во второй тур переходят учащиеся (12 человек), набравшие наибольшее количество баллов. При равном количестве набранных баллов, число участников второго тура может быть увеличено. Учащиеся, выбывшие из игры из за меньшего количества набранных ответов и желающие получить положительные оценки, могут продолжить борьбу в отдельном задании.

Преподаватель:

Начинаем II ТУР, который называется “Слабое звено”. Учащимся по порядку будут заданы вопросы, на которые они быстро должны дать ответ. После того, как всем учащимся будет задано по два вопроса, команда решает, кто покидает этот этап игры. Решать, кто покинет команду, будут зрители – учащиеся, не вышедшие во второй тур.

(Преподаватель по очереди задает вопросы участникам второго тура. Вопросы см Приложение 2).

(После каждых двух кругов вопросов зрители решают, кто из участников второго тура покидает команду и переходит в команду зрителей. Вопросы задаются до тех пор, пока в команде останется 4 человека).

Преподаватель:

Начинаем III ТУР. Он называется “Молчанка”. В этом туре участники отвечать на вопросы будут молча, показываю только картинку с правильным ответом. Время выполнения задания – 1 минута.

Учащимся раздаются наглядные пособия, на которых изображены лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы. Преподаватель задает вопросы на знание лекарственных и ядовитых растений, съедобных и несъедобных грибов и их использования их в пищу в условиях выживания на природе. Учащийся выбирает правильную картинку и молча показывает ее. Вопросы см. Приложение 3.

Пример карточки:

Сок, какого растения обладает болеутоляющим и заживляющим действием?

Эталон ответа: подорожник.

Преподаватель:

IV ТУР – практический – “Я умею”. В этом туре Вы покажете умение оказывать первую доврачебную медицинскую помощь. По моей команде начинайте накладывать повязки. Выполнение упражнения завершается закреплением конца бинта.

Задание 1 – индивидуальное для участников тура. Наложить первичную повязку “Чепец” на голову, предплечье, коленный и кистевой суставы (время выполнения 5 мин.).

Условия задания. Перевязочный материал (бинты считаются условно стерильными) лежит на столе преподавателя. В качестве “раненых” выступают учащиеся – зрители. Они сидят на стуле в удобном положении. Допускается наложение повязки поверх “нижней одежды”. В случае затруднений, учащиеся могут обратиться к рисункам. См. Приложение 4.

Задание первому участнику. Наложить первичную повязку “Чепец” на голову.

Задание второму участнику. Наложить первичную повязку на предплечье.

Задание третьему участнику. Наложить первичную повязку на локтевой сустав.

Задание четвертому участнику. Наложить первичную повязку на коленный сустав.

Возможные ошибки, снижающие оценку на - 1 балл.

  • Неправильное положение бинта в руках учащегося,
  • Наложение повязки не на ту область ранения,
  • Отсутствие закрепления повязки.
  • Превышение нормы времени выполнения задания.
  • Обращение за помощью к рисунку.

Пример рисунка

По команде преподавателя учащиеся накладывают указанный вид повязки.

Задание 2 – одинаковое для всех участников тура. Наложение кровоостанавливающего жгута (закрутки) на плечо. Время выполнения задания – 3 мин.

Условия задания. Перевязочный материал (бинты считаются условно стерильными) лежит на столе преподавателя. В качестве “раненых” выступают учащиеся – зрители. Они полулежат на стульях в удобном положении.

По заданию и команде преподавателя учащийся накладывает жгут (закрутку) на указанную область.

Возможные ошибки, снижающие оценку на -1 балл.

  • Наложение жгута на голое тело,
  • Наложение жгута (закрутки) не на область,
  • Чрезмерное перетягивание жгута (закрутки),
  • Отсутствие записи времени наложения жгута (закрутки).
  • Превышение нормы времени выполнения задания.

Задание 3 – индивидуальное для участников тура. Иммобилизация подручными средствами при переломе плеча, предплечья, бедра, голени.

Задание для первого участника – Иммобилизация подручными средствами при переломе плеча.

Задание для второго участника – Иммобилизация подручными средствами при переломе предплечья.

Задание для третьего участника – Иммобилизация подручными средствами при переломе бедра.

Задание четвертого участника – Иммобилизация подручными средствами при переломе голени.

Условие задания. Учащийся при иммобилизации верхней конечности сидит, при иммобилизации нижней конечности лежит.

Подбирают и подгоняют подручные средства в соответствии с заданием учащиеся самостоятельно. Время на их подготовку не учитывается.

Возможные ошибки, снижающие оценку на 1 балл.

  • Плохо подогнаны подручные средства иммобилизации;
  • Конечности приданное неправильное положение;
  • Наличие подвижности в двух близлежащих к перелому (отсутствие косынки);
  • Отсутствие мягкого материала при наложении “неровной” шины;
  • Превышение нормы времени выполнения задания.
  • Обращение за помощью к рисунку.

Победителями, считаются те учащиеся, которые набрали большее количество правильных ответов.

Для подведения итогов предоставляется преподавателю.

Преподаватель: Подводит итоги игры, комментирует оценки.

Сегодня мы с вами демонстрировали знания и практические умения, которые будут необходимы вам на протяжении всей жизни. Я желаю, чтобы Вы никогда не оказались в трудной, чрезвычайной ситуации. Но, если это случится, от того, как вы воспользуетесь этими знаниями, будет зависеть жизнь ваших близких и друзей, а, возможно, и ваша. Спасибо за работу на уроке. Желаю успехов.