"Снятие эмоционального напряжения в моменты жизненных трудностей". Психологическое занятие для учащихся 7–8-го класса

Разделы: Школьная психологическая служба


“Игрой занимаются ради отдохновения”

Аристотель

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Задачи:

– провести с помощью игры личностную диагностику;
– получить представление о навыках преодоления проблем и стрессовых ситуаций;
– отработать разные способы снятия эмоционального напряжения.

Ход урока

1. Вступительное слово ведущего о целях проведения занятия.

2. Дискуссия на тему “Жизненные трудности”

Инструкция участникам “Вспомните основные проблемы, которые возникали у вас в течение последних шести месяцев и вызвали сильное эмоциональное напряжение, и то, как вы вели себя в этих ситуациях”.

3. Проведение ролевых игр, демонстрирующих разные типы поведения.

Задача участников – продемонстрировать разные способы разрешения проблем, снятия стресса и напряжения.

4. Дискуссия на тему “Основные стратегии поведения человека в стрессовой ситуации”.

Используя материал только что разыгранных ситуаций, ведущий организует обсуждение основных стратегий, используемых человеком для преодоления стресса.

5. “Мозговой штурм”.

Разработка навыков поведения, способствующих эффективному преодолению стресса. Применяя метод “мозгового штурма”, разрабатываются навыки поведения, способствующие эффективному преодолению стресса.

6. Измерение навыков стрессоустойчивости.

Ведущий дает участникам задание: “Возьмите лист бумаги. Назовите его “Измерение моих навыков”. Запишите в него навыки, которые вы имеете и которые хотели бы развить.

Возьмите другой лист бумаги. Назовите его “Измерения навыков моих одноклассников”. Запишите в него навыки, которые имеют ваши одноклассники. Определите для некоторых ребят, какие навыки им следует развивать.

7. Информация ведущего об игре.

Игра – способна создать благоприятные условия для формирования познавательной активности, положительного отношения к учебной деятельности, это лучший способ развить способности, подготовить к жизни, к общению с людьми. В игре рождается новая атмосфера, новые отношения. Хорошая игра требует различных умений, направленных на достижение цели. Она приводит к согласованным действиям, точности, ответственности, расширяет кругозор, пробуждает интерес к учению.

8. Беседа

– Игра – это весело или грустно? Почему?

– Чем игра отличается от всего остального?

– Что может игра? Почему вы так думаете?

Игровая деятельность направлена на развитие произвольного внимания, наблюдательности, воображения, развитие любознательности. Играть всерьез непросто. Какие могут быть игры?

9. Игра “Кляксы”.

Цель игры. Снятие агрессии и страхов, развитие воображения.

Подготовлены чистые листы бумаги, жидкая краска (гуашь). Участникам предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть “кляксу” на лист бумаги и сложить лист вдвое так, что “клякса” отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная “клякса”.

Агрессивные или подавленные выбирают краску темных цветов. Они “видят” в “кляксах” агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище и др.). Через обсуждение “страшного рисунка” агрессия выходит вовне, тем самым человек освобождается. Предрасположенные к гневу, выбирают преимущественно черную или красную краску. Те, у кого плохое настроение выбирают лиловые и сиреневые тона (цвета грусти). Серые и коричневые тона выбираются людьми напряженными, конфликтными, расторможенными (пристрастие к этим тонам говорит о том, что человек нуждается в успокоении).

10. Игра “Рассерженные шарики”.

  • Попросите каждого надуть шарик. Шарик символизирует тело, а находящийся в нем воздух – чувства раздражения и гнева. Если шарик уже надули и завязали ниточкой, то воздух не может входить в шарик и выходить из него, и так же происходит и с человеком, когда его переполняют чувства. А если человек переживает раздражение и гнев, может ли он оставаться спокойным и мыслить “трезво”?
  • А теперь нужно прыгнуть на шарик, чтобы он взорвался. Можно ли такой способ выражения гнева рассматривать как вполне безопасный, а если нет, то почему. Некоторые пугаются, когда шарики взрываются. Что может означать этот страх? Если шарик – это человек, то взрывающиеся шарики могут означать какой-либо агрессивный поступок, например, нападение на другого человека и т.д. Можно ли считать такой способ выражения гнева “безопасным”?
  • Надуйте еще один шарик. На этот раз его не нужно завязывать; лишь крепко держать, не давая воздуху выходить наружу. Шарик по-прежнему символизирует человека, а воздух внутри него – чувства раздражения и гнева.
  • Выпустите из шарика немного воздуха и затем вновь крепко его зажмите. Обратите внимание на то, что шарик уменьшился. “Взорвался ли он, когда вы выпускали из него воздух? Можно ли такой способ выражения чувства гнева считать более безопасным? Остался ли в результате этого шарик целым?” Следует подчеркнуть тот факт, что шарик остался целым и невредимым, не взорвался и никого не напугал. Подобным же образом, когда мы выражаем гнев контролируемым способом, он никому не причиняет вреда.
  • Продолжить сдувать шарик мелкими порциями до тех пор, пока в них совсем не останется воздуха. Воздух внутри шарика – это как бы чувства раздражения и гнева. Говоря о том, что вызывают в нас эти чувства, и, находя способы их адекватного выражения, мы можем избежать возможных осложнений. Когда раздражение и гнев в нас накапливаются, они однажды могут “вырваться” наружу, как воздух вырывается наружу из слишком сильно надутого шарика, и напугать или травмировать тех, кто находится с ним рядом.

11. Игра “Гневные ножки”

Для игры на картоне необходимо нарисовать контуры ступней, слегка раздвинутых носками наружу. Затем участникам предлагается раскрасить эти следы любым понравившимся ему образом.

Важно научиться давать выход чувствам раздражения и злости, чтобы они не мешали продолжать заниматься делами. Лучший способ дать им выход – это топнуть изо всех сил ногой рядом с рисунком, изображающим следы. Тогда мы поймем, что эти чувства “вышли” из нас. Затем просим нарисовать рассерженное лицо наверху следа и счастливое лицо – у его основания.

12. Рефлексия эмоционального состояния на момент окончания занятия.

13. Заключительное слово ведущего, значение игры в жизни человека.

Игры – еще один способ контроля над чувствами раздражения и гнева. Не травмируя себя и окружающих, можно справиться с состоянием эмоционального напряжения.

“Человек играет только тогда, когда он в полном значении этого слова человек, и он бывает вполне человеком только тогда, когда он играет” (Шиллер).