Металлы. Общая характеристика. 9-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (550 кБ)


Цели урока: познакомить учащихся с основными понятиями темы, со значением металлов в практической жизни человека

Планируемые результаты обучения:

Знать:

  • понятие металлической связи и металлической решетки;
  • физические свойства металлов;
  • роль металлов в уральском регионе, нахождение металлов в природе и значимость металлов в жизни человека;

Уметь:

  • Давать общую характеристику металлов как элемента по положению в периодической системе и строению атома;
  • Объяснять физические свойства металлов исходя из строения металлической кристаллической решетки.

Оборудование: презентация, наборы металлов (цинк, медь, алюминий), атласы с картой Свердловской области.

Ход урока

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела неорганической химии – химии металлов. (слайд 1)

М.В. Ломоносов также посвятил металлам вдохновенные строки:

«Металлы подают укрепление и красоту важнейшим вещам, в обществе потребным. Ими защищаемся от нападения неприятеля, ими утверждаются корабли и силою их связаны. Металлы отверзают недро земное к плодородию, служат нам в ловлении земных и морских животных для пропитания нашего…. И кратко сказать, ни едино художество, ни едино ремесло простое употребление металлов миновать не может». (слайд 2)

I. Актуализация знаний

  1. Что вы знаете о металлах?
  2. Что вы хотите узнать? (какими свойствами физическими обладают и от чего они зависят? Как на практике используются металлы?)
  3. Для чего вам это нужно знать? (слайд 3)

Ребята отвечают на вопросы учителя, формируются цели урока

Цели: (слайд 4)

  • Выяснить особенности строения металлов
  • Познакомиться с физическими свойствами металлов
  • Выяснить, от чего зависят физические свойства
  • Познакомиться, как связаны физические свойства и использование металлов

Чтобы ответить на эти вопросы мы должны с вами выполнить большую работу по изучению нового материала и приобретению знаний.

II. Изучение нового материала

Итак, начнем.

УЧИТЕЛЬ:

О каких металлах идет речь:

К группе черных отношусь,
В тяжелой металлургии – главный.
Своею ролью я горжусь –
и в эритроцитах содержусь.
(железо)

Царем металлов меня считают
И благородным называют,
Пленяю я блестящей желтизной,
Ничто не сравнится с моей красотой
(золото)

Свободный – я красный,
В растворах солей – голубой,
В сельском хозяйстве я встречусь с тобой,
Мягко и быстро коваться могу.
Чтобы меня угадать,
Состав малахита и бронзы надо знать.
(медь)

С древних времён по средние века были известны только 7 металлов, которые соотносились с известными тогда планетами: Солнце – золото (Au), Юпитер – олово (Sn), луна – серебро (Ag), Марс – железо (Fe), Меркурий – ртуть (Hg), Сатурн – свинец (Pb), Венера – медь (Cu). (слайд 5)

Древние алхимики говорили: «Семь металлов создал свет по числу семи планет», – и полагали, что под влиянием лучей планет в недрах Земли и рождаются металлы. Само слово «металл», по-видимому, происходит от греческого «металлон», что означает «шахта», «копи».

Не зря в истории человечества выделяют века: медный, бронзовый, железный (слайд 6)

  • почему именно в таком порядке?
  • в каком веке мы живем?
  • какие металлы добываются и перерабатываются на Урале? (слайд 7)
  • по карте определите основные месторождения металлических руд и покажите их на карте

На Урале известны многочисленные месторождения высококачественных железных руд (горы Магнитная, Высокая, Благодать, Качканар), медных руд (Медногорск, Карабаш, Сибай, Гай), редких цветных металлов, золота, серебра, платины, лучших в стране бокситов, каменных и калийных солей (Соликамск, Березники, Берёзовское, Важенское, Ильецкое) (слайд 8)

Но металлы есть не только на нашей планете. Так на Луне обнаружено большое количество самородного железа. А где расположены металлы в периодической системе?

Пользуясь ПСХЭ, ответьте на вопрос:

Каких элементов больше: металлов или неметаллов?

Изобразите строение атома:

  • группа – литий
  • группа – магний
  • группа – алюминий

Каковы особенности строения атомов металлов? (слайд 9)

  • На внешнем уровне 1–3 электрона – но почему полоний, висмут тоже металлы?
  • Большие атомные радиусы. Какой способностью восстановительной или окислительной обладают атомы металлов?
  • Легко отдают валентные электроны (восстановительная способность)

Как располагаются металлы в периодической системе? (слайд 10)

1 группа – щелочные металлы(слайд 11)

2 группа – щелочноземельные металлы, (слайд 12)

Как изменяются свойства металлов в ПС?

От чего зависят свойства металлов?

Металлическими называют решётки, в узлах которых находятся атомы и ионы металла, между ними свободные электроны. (Слайд 13)

Физкультминутка.

Учитель: Итак, металл – это вид атомов, способных легко отдавать при химических реакциях электроны, входить в состав химических соединений в виде положительно заряженных ионов, а также образовывать простые вещества с характерными для металлов физическими свойствами. Рассмотрите образцы металлов (на столах пластинки трех металлов – медь, алюминий и цинк)

  • в каком агрегатном состоянии находятся металлы?

1. Твердые (исключение ртуть – жидкий металл при комнатной температуре)

  • найдите среди предложенных металлов медь. Считается, что металлический цвет – это серебристо – белый или серый. Но все ли металлы такого цвета? Назовите «цветные» металлы.

А алюминий и цинк можно отличить по цвету? А как отличим?

Пластичность – способность изменять свою форму при ударе, прокатываться в тонкие листы, вытягиваться в проволоку.

В чем причина пластичности металлов? В этом нам поможет разобраться следующий опыт: две стеклянные пластинки смачиваем водой и прижимаем друг к другу. Они легко скользят друг по другу, но их трудно разъединить. Прослойка воды имитирует свободные электроны, а значит причина пластичности – также особое строение кристаллической решетки.

  • самый пластичный металл?

Какие еще свойства присущи металлам? электропроводность, теплопроводность, металлический блеск, твердость.

Учитель: Как можно объяснить наличие общих физических свойств у такого большого числа разнообразных простых веществ?

Учащиеся делают вывод: причина в особенностях металлической связи, структуре кристаллов металлического типа.

Учитель: Действительно, электрическая проводимость металлов объясняется движением свободных электронов. Почему при нагревании электрическая проводимость металлов уменьшается? (стр. 30 учебника Габриеляна, 9 класс)

  • в чем причина электропроводности металлов, какие металлы самые лучшие проводники тока, что такое сверхпроводимость? – отвечают на вопросы)

Чем обусловлена теплопроводность, и как она изменяется при нагревании? (стр30).

металлический блеск (из-за отражения света от их поверхности). (слайд 14)

  • почему не блестит медь, цинк?

Как блеск может применяться на практике?

Высокая отражающая способность позволяет использовать металлы при производстве зеркал, оптических линз, кровельных изделий. Алюминий используется для создания помех в радиолокации, для производства теплостойкой защитной одежды для пожарных.

Другие свойства (слайд 15)

плотность:

  • лёгкие ρ < 5 г/см3 – Li, K, Ca, Al.
  • тяжёлые ρ > 5 г/см3 – Sn, Pb, Hg, Fe, Os.

Как это свойство применяется на практике?

Многие лёгкие металлы используются для производства лёгких сплавов в машиностроении, авиа – и судостроении. Снижение массы машины даёт преимущества в скорости, дальности, высоте. Тяжёлые металлы для производства гирь, монет, решёток, цепей, тяжёлых машин.

температура плавления:

  • легкоплавкие t < 350° С – Na, Cs, K.
  • тугоплавкие t > 350°С – Fe, Cr, W.

Как это свойство применяется на практике?

Тугоплавкие металлы используются для изготовления нитей накаливания электроламп, при производстве жаропрочных сталей.

Твердость

Твердые и мягкие

Ковкость (слайд 16), где используется?

Итак, какими физическими свойствами обладают металлы? (слайд 17) Почему?

III. Закрепление

– Поясните, почему металлы использованы именно таким образом, а не наоборот (слайд 18)

  • какие металлы относят к черным, цветным, драгоценным?
  • какие металлы самые распространенные на земле? (алюминий, железо, кальций)

IV. Подведение итогов

  • достигли ли мы цели урока?

Домашнее задание: повторите физические свойства металлов по учебнику, исследовательское задание – напишите сообщение про металл, который используется в быту, используя научную, справочную литературу по плану:

  • Металл и предметы из него
  • происхождение названия
  • строение атома
  • физические свойства
  • интересные факты, связанные с этим металлом (слайд 20).

Литература:

  1. Степин Б.Д. Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. –М.: Химия, 1994. – 400 с.
  2. Степин Б.Д. Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002.