Урок русского языка в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Цели урока: определить место имени существительного среди других частей речи; убедиться в значимости этой части речи.

Задачи урока:

  • повторить изученный в начальной школе материал об имени существительном (значение, морфологические признаки, синтаксическая роль), закрепить навыки  постановки тире между подлежащим и сказуемым;
  • привить интерес к книге.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, выставка книг, учебник для 5 класса “Русский язык” /Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов,  Л.А.Тростенцова и др. – М.:Просвещение.

Ход урока

1. Организационный момент.

Работа с тетрадью и доской (Десятое февраля. Классная работа.)

2. Новый материал.

Слайд №1.

Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету!
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, –
И всё, что в памяти у нас, –
Означено словами.

А.Шибаев

А) Беседа

Учитель. Сегодня мы приступаем к изучению самостоятельных частей речи. Какая часть речи будет первой, вам придется определять самим. Дед Всевед прислал подсказку, но в ней нет ни одного слова, только сокращения, буквы, точки. Открываем первое послание (слайд № 2).

……… ед. ...

……….м., ж., ...,

……… ..., ..., ..., ..., Т., П.

Учащиеся восстанавливают недостающее.

Число: ед., мн.

Род: м., ж., ср., ------

Падеж: И., Р., Д., В., Т., П.

Учитель. Можно ли назвать часть речи?

Учащиеся (так как дети уже видели в книге название параграфа, отвечают утвердительно). Это имя существительное, потому что оно имеет род, число, падеж.

Учитель. Замечательно. А на доске уже записаны примеры имен существительных: десятое, февраля, классная, работа. (Учитель надписывает над этими словами “сущ.”) Давайте определим у этих существительных род, число, падеж.

Ученики. На доске записаны не только существительные, здесь есть и другие части речи.

Учитель. Но ведь вы сказали, что, если у слова определяется род, число, падеж, то это имя существительное. Какие еще части речи имеют формы числа, падежа, рода?

Ученики. Имена прилагательные, (количественные) числительные.

Учитель. А какие еще морфологические признаки могут быть у имени существительного? (слайд №3)

…….. 1, 2, …, —, —

Одуш./...

......../ нариц.

Учитель. Склонение, одушевленность – неодушевленность, указание на единичность предмета или его однородность – это признаки имени существительного, которые отсутствуют у других частей речи.

Склонение: 1, 2, 3, —, —

Одушевленное / неодушевленное

Собственное / нарицательное

Учитель. И все-таки, говоря о существительном, мы в первую очередь вспоминаем общее значение части речи и вопрос, на который она отвечает .

Ученики. Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что? (слайд №4)

I.ПРЕДМЕТ

кто? что?

II. Число: ед., мн.

Род: м., ж., ср.,—

Падеж: И., Р., Д., В., Т., П.

Склонение: 1, 2, 3, —, —

Одушевленное / неодушевленное

Собственное / нарицательное

III………………………

Учитель. Записываем тему урока “Имя существительное часть речи” (учитель намеренно пропускает в предложении тире) и знакомимся с правилом.

Б). Работа с учебником.

Чтение теоретического материала.

Учащиеся читают правило (параграф № 89), сравнивают с записью на доске, рассказывают о синтаксической роли имени существительного.

3. Закрепление материала.

Учитель. На следующих уроках мы будем подробно изучать эту часть речи, знакомиться с ее морфологическими признаками. И хотя кажется, что вы уже все знаете, поверьте, мы узнаем еще много нового и интересного. Вот, например, само понятие “предмет”. Что вы понимаете под словом “предмет”?

А) Выполнение упражнение № 465 (устно).

Учитель. А почему изучение всех частей речи начинают с имени существительного? Неужели это такая важная часть речи? Проведем эксперимент.

Б) Работа с текстом.

Учитель. Прочитайте текст из учебника “Что такое мир?” А теперь прочтите текст еще раз, убрав из него все существительные.

Ученики читают измененные тексты, делают вывод: имя существительное — важная часть речи, без нее смысл предложений понять сложно, т. к. не обозначены предметы, явления, лица.

Учитель. Имя существительное – самая представительная, самая существенная часть речи. Вот что говорится об этой части речи в детской энциклопедии.

В) Сообщение учащихся

(По материалам из “Беседы об имени существительном” (Книга “Я познаю мир: Дет. энцикл.: Русский язык / Авт. В. В. Волина. — М: ООО “Издательство ACT”, 1997)

“Почти каждое второе слово в нашей речи — имя существительное. Это самая самостоятельная часть речи. Уже от нее образуется прилагательное. Имя существительное — ведущая часть речи и в грамматике (имеет род, число, падеж, склонение).

Имя существительное — важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать все то, что его окружает.

Имена существительные называют людей, животных, растения, предметы, явления действительности”.

Г).Слово учителя.

Учитель. Действительно, имя существительное – важнейшая часть речи. Автор энциклопедии Валентина Васильевна Волина (показывает книгу с выставки) приводит нам стихотворение А.А.Фета, состоящее в основном из существительных.

(Можно слайд с текстом стихотворения).

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

Учитель. А вот книга Джонатана Свифта (показывает книгу с выставки). Его герой Гулливер как-то оказался на летучем острове и попал в академию. Там разрабатывались проекты усовершенствования родного языка.

“Второй проект требовал полного упразднения всех слов. Автор этого проекта ссылался главным образом на его пользу для здоровья и сбережение времени. Ведь совершенно очевидно, что произнесение слов утомляет горло и легкие и, следовательно, сокращает нашу жизнь. А так как слова суть только названия вещей, то гораздо удобнее носить при себе вещи, необходимые для выражения своих мыслей и желаний...

Единственным неудобством проекта было то, что собеседникам приходилось таскать на плечах большие узлы с разными вещами, которые могут понадобиться в разговоре. Часто приходилось видеть двух таких мудрецов, сгибавшихся, подобно нашим разносчикам, под тяжестью огромной ноши. При встрече на улице они снимали с плеч мешки, открывали их и, достав оттуда необходимые вещи, вели таким образом беседу. Затем складывали свою утварь, помогали друг другу взваливать груз на плечи, прощались и расходились”.

Нравится вам, ребята, такой проект, такой закон? Представьте, что вы

  • рассказываете о квартире, в которой живете;
  • описываете, как провели летние каникулы;
  • отвечаете урок по истории, где речь идет о древнем Риме;
  • восхищаетесь экскурсией в зоопарк.

Учащиеся рассуждают о проекте полного упразднения слов.

Учитель. Но был и первый проект. Его авторы предлагали оставить в речи только имена существительные, так как ими обозначаются все существующие предметы и понятия. Давайте попробуем воспользоваться первым проектом академиков.

Д). Выполнение упражнения № 464.

Работа учащихся в группах (написание сочинений-миниатюр “В компьютерном классе”, “В аптеке”, “В магазине”, “На стадионе”, состоящих только из имен существительных.)

Чтение сочинений – миниатюр, их обсуждение и вывод: несмотря на значимость и важность имени существительного, оно в текстах должно употребляться вместе с другими частями речи.

Е). Словарная работа с классом.

1. Диктант с изменением слов.

Слайд № 5. Колонка слов брат, слог, очко, стол, рост

Задания.

  • Найди лишнее слово. Почему? брат – одуш.; очко – ср. р.
  • 3амените в словах последнюю букву, чтобы получились новые существительные:

Брат – замените букву так, чтобы появился омоним – брак; брак1 – семейный союз мужчины и женщины, супружество; брак2 – изъян, повреждение.

Слог – неодуш. существительное превратите в одуш. – слон

Очко – существительное ед. ч. в существительное, которое имеет форму только мн. ч. – очки.

стол – 100Л, а ещё какие слова имеют 100 одинаковых букв (стоп, стон, сток). Запишите то, которое обозначает “большую копну сена, соломы”, или вспомните фразеологизм “в нем может затеряться иголка” – стог.

рост — существительное м.р. в существительное ж. р. – роса

  • Запишите в столбик вновь образованные слова.

2. “Немой” диктант.

Слайд №6. Колонка слов этап, обод, скат, краб, пенс.

Задания.

Замените слова слайда, используя картинки с изображением предмета. Вот образец: скат – изображение рыбы, ската крыши, колесной пары локомотива заменяется на изображение книги П.П.Бажова “Сказы” (учитель может взять эту книгу с выставки).

Примеры изображений, картинок: карта маршрута с выделенным этапом – многоэтажный дом; колесо велосипеда (обод) – широкие полоски бумаги для оклейки (обои); морской рак (краб) – водопроводный и (или) подъемный кран, мелкая английская монета (пенс) – часть ствола спиленного дерева (пень).

3. “Лексический” диктант.

(Учитель может взять с выставки толковый словарь)

Замените одним словом словосочетания, запишите полученные слова в колонку.

  • Крыша; дом, жилище, приют; остаться без… – кров.
  • Южное вечнозеленое дерево; кустарник с пахучими листьями, приправа к пище – лавр.
  • 1) спец. устроенное место для лежания; 2) углубление в почве; 3) деревянная часть ружья; Прокрустово ... – ложе.
  • Атмосферное явление – гром.
  • Беда, несчастье – горе.
  • Кусок дерева, железа для расщепления, раскалывания; узкая полоска ткани – клин.
  • Заключенное между спорящими условие, по которому один из спорящих обязан выполнить что-либо в случае проигрыша – пари.

Слайд №8 (итоги словарной работы)

брак этаж кров
слон обои лавр
очки сказ ложе
стог кран гром
роса пень горе
    клин
    пари

Учитель. Из последних букв слов составьте предложение (афоризм В. Г. Белинского) и разберите его по членам. “Книга — жизнь времени”. Выведите правило, каким членом предложения является имя существительное. Объясните постановку тире в предложении. (Вспоминаем про отсутствующее тире в записи темы урока, исправляем пунктуационную ошибку.)

В это же время 1-3 ученика могут составлять предложения с прямой речью (А: “П”. “П”, – а. “П, – а, – п”), используя высказывание В.Г.Белинского.

4. Самостоятельная работа – упражнение 467.

(проверка навыков толкования слов, постановки тире между подлежащим и сказуемым, умения узнавать существительное среди других частей речи, определять морфологические признаки имени существительного).

5. Обобщение, подведение итогов, выставление оценок.

Учитель. Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Расскажите об имени существительном, используя план (слайд №9):

  • Что такое имя существительное? Что обозначает? На какие вопросы отвечает?
  • Морфологические признаки имени существительного: постоянные и непостоянные.
  • Синтаксическая роль имени существительного.
  • Что могут обозначать имена существительные?
  • Можно ли русскую речь представить без имен существительных?
  • Возможно ли, чтобы в русском языке была только одна часть речи – имя существительное?

Учитель. Ребята, а вы обратили внимание, что, разбирая послание деда Всеведа, мы оставили часть записей без ответа (строки про род, склонение). Это новый материал, с которым нам предстоит познакомиться на ближайших уроках. И основным помощником в этом нелегком деле будет книга (учебник, энциклопедия, словарь), которая была вашим спутником и на сегодняшнем уроке. О книге и о читающем человеке ваше домашнее задание.

Домашнее задание: упражнение № 466 и параграф № 89.

Список литературы.

  • Юрий Никитин. Это мы не проходили. Школа затейливых наук. – Д.: Сталкер, 1997
  • Арсирий А.Т. В Страну знаний – с дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. Путешествие первое. – М.: Дрофа, 2004.