Урок экологии в 10-м классе "Законы организации экосистем"

Разделы: Экология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (328 кБ)


Цели:

  • Образовательная – формирование у учащихся представления об экосистеме как функциональной единой системе, состоящей из биоценоза и биотопа; раскрыть основные понятия – экосистема, продуценты, консументы, редуценты; научить анализировать, обобщать материал.
  • Развивающая – развитие познавательного интереса к предмету, памяти, речи, мышления.
  • Воспитывающая – воспитание бережного отношения к природе, ответственного отношения к учёбе и труду, усидчивость

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями, картинки с изображением растительного и животного мира.

Ход урока

1. Организционный момент:

Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу садитесь. Нам предстоит сегодня очень серьезная работа и все задуманное должно осуществиться. Для этого мне понадобится ваша помощь.

2. Проверка домашнего задания:

Учащимся предстоит выполнить два задания:

I. Построить возрастные пирамиды (у доски) (слайды):

  1. Постройте возрастную пирамиду популяции лисицы обыкновенной на конец сезона размножения , обитает в лесопарке крупного города – 10% её численности составляют лисы, родившиеся летом этого года, 25% - двухлетки, 30% - трёхлетки, 35% - старше четырёх лет. Назовите возрастную пирамиду.
  2. Постройте возрастную пирамиду популяции лисицы обыкновенной на конец сезона размножения , обитает в заповеднике - 30% её численности составляют лисы, родившиеся летом этого года, 25% - двухлетки, 30% - трёхлетки, 15% - старше четырёх лет. Назовите возрастную пирамиду.
  3. Постройте возрастную пирамиду популяции лисицы обыкновенной на конец сезона размножения , обитает на территории охотничьего хозяйства – 50% её численности составляют лисы, родившиеся летом этого года, 30% - двухлетки, 15% - трёхлетки, 5% - старше четырёх лет. Назовите возрастную пирамиду.

II. Сравните между собой два биоценоза, используя коэффициент Жаккара (у доски) (слайды):

  1. Первое сообщество – сосняк – черничник: сосна обыкновенная, черника, брусника, блестящий зелёный мох, майник двулистный, седмичник европейский, ландыш майский, грушанка круглолистная, гудиера ползучая.
  2. Второе сообщество – сосняк – брусничный: сосна обыкновенная, брусника, блестящий зелёный мох, ландыш майский, грушанка средняя, зимолюбка, вереск обыкновенный, кукушник, плаун булавовидный.
  3. Первое сообщество – дуб черешчатый, липа, лещина, осока волосистая, мужской папоротник, подмаренник Шультеса, сныть обыкновенная.
  4. Второе сообщество – дуб черешчатый, яблоня домашняя, липа, одуванчик лекарственный, подорожник большой, осока волосистая, земляника лесная, сныть обыкновенная, крапива двудомная, горец птичий, лопух большой, череда.

(Ответы К = 28,6%, К = 26,6%)

3. Изучение нового материла:

Слайд: Название темы – Законы организации экосистем.

Затем в виде демонстрации представляем особенности экосистемы как функциональной системы, состоящей из биоценоза и биотопа. Показываем насколько разнообразны экосистемы в природе и с каким понятием можно связывать (биогеоценоз).

Слайд: Далее показываем как биоценоз и биотоп связаны между собой, обращая внимание на состав экосистем.

 

Обращаем внимание учащихся на основные составляющие:

  1. Продуценты –зелёные растения, создающие из биогенных компонентов органическое вещество.
  2. Консументы – животные, потребители этого органического вещества, перерабатывающие его в новые.
  3. Редуценты – грибы и бактерии, т.е.организмы, окончательно разрушающие органические соединения до минеральных.

У доски работа с картинками с изображением растительного и животного мира, необходимо распределить их по группам – продуценты, консументы, редуценты.

Слайд Далее возвращаемся к демонстрации экосистем и показываем, что наземные экосистемы по другому называют биомами, на планете они подразделяются на лес, степь, тундру и пустыню, смотрим их особенности строения и расположения на планете.

4. Закрепление материла:

Слайд: 1). Вставьте пропущенные слова:

Сообщество организмов разных видов, тесно взаимосвязанных между собой и населяющих более или менее однородный участок, называют 1._________________________. В его состав входят: растения, 2.__________________, ________________ и _________________________. Совокупность организмов и компонентов неживой природы, объединённых круговоротом веществ и потоком энергии в единый природный комплекс, называют ____________________ или ___________________.

Слайд: 2) Из перечисленных названий организмов выберите продуцентов, консументов и редуцентов:

1.Медведь, 2.бык, 3.дуб, 4.белка, 5.подосиновик, 6.шиповник, 7.скумбрия, 8.жаба, 9.ленточный червь, 10.гнилостные бактерии, 11.баобаб, 12.капуста, 13.кактус, 14.пеницилл, 15.дрожжи, 16.комар, 17.белый гриб, 18.клевер луговой.

Продуценты: 3,6,11,12,13,18

Консументы:1,2,4,7,8,9,16,

Редуценты: 5,10,14,15,17

5. Домашнее задание: (слайд)

  1. Выучить лекцию
  2. Доклад-биография «Тенсли»
  3. Составить по три вопроса одноклассникам по изученной теме.

6. Подведение итогов урока.

7. Выставление оценок за урок.

8. Рефлексия.