Тренинговое занятие для учащихся 8–10-х классов "Страна Толерантия"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели урока:

  • формирование толерантного сознания учащихся, позитивной самооценки;
  • сплочение детского коллектива.

Необходимые материалы: мультимедиа, фотоаппарат, доска, мини плакаты, раскрывающие суть понятия “толерантность”, ватман, краски, кисточки, баночки с водой, 6-9 воздушных шаров, костюмы для “послов”, бумага, фломастеры, ручки, музыкальное сопровождение, плакат “ градусник настроения”.

Ход занятия

1 этап: Знакомство. “Имя – качество”

Цель:

Участникам необходимо назвать свое имя и качество на первую букву имени.

Упражнение “Удержи шар”

Цель: Игра направлена на сплочение, увеличение активности группы, зарядку энергией.

Группа держится за руки, 1-ин воздушный шарик направляется ведущим в круг. Важно не уронить шар на землю, можно отбивать его разными частями тела (головой, ногами, руками, плечами), но руки при этом должны оставаться сцепленными.

Если шар улетает за пределы группы, ведущий может снова направить его в круг. Далее добавляется еще один шар и так до 6-9ти. Нужно удержать все шарики в воздухе как можно дольше. (Упражнение можно выполнять под музыку).

2 этап: “Пересадки”

Ведущий предлагает участникам поменяться местами (пересесть) тем, кто обладает общим признаком. Например: “Пересядьте те, у кого хорошее настроение” и т.д.

  • Пересядьте те, кто уважает права других.
  • Пересядьте те, кто родился летом.
  • Пересядьте те, кто умеет сотрудничать.
  • Пересядьте те, у кого серые глаза.
  • Пересядьте те, кто терпимо относится к людям.
  • Пересядьте те, кто считает себя толерантным.

3 этап: “Что такое толерантность?”

Цель: дать возможность участникам сформулировать “научное понятие” толерантности и показать многоаспектность данного понятия. Развитие умения работать в группе, развитие толерантности к себе и другим.

Для выполнения данного этапа участники разбиваются на группы в игровой форме (например, по цветам радуги) и отвечают на вопрос: что такое толерантность?

После окончания обсуждения в группах, полученные определения размещаются на доске, и сравниваются с заранее заготовленными ведущим определениями. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.

В заключение этой работы делается вывод о многогранности понятия “толерантность”.

4 этап: Игра “Толерантия”

Задачи:

  • предоставить участникам возможность понять и почувствовать, каковы причины и следствия неэффективного межличностного общения;
  • помочь осознать, что успешное и продуктивное межличностное взаимодействие невозможно без усвоения норм и правил межличностных взаимоотношений, без овладения наукой и искусством общения.

Необходимые материалы: письменные инструкции для послов и участников игры, ватман, краски, кисточки, баночки с водой, костюмы для “послов”, бумага, фломастеры, ручки.

Процедура проведения:

1. Из числа участников выбрать 3 членов группы – “посланников”. Они должны отличаться друг от друга по внешним значимым признакам:

Брюнет – блондин.

Длинные волосы – короткая стрижка.

“Посланники” удаляются в другую комнату. Там они получают инструкцию и на ее основе готовят вопросы для группы (время на подготовку – 5 минут). Каждый “посланник” готовит свой перечень вопросов самостоятельно, ни при каких обстоятельствах не общаясь друг с другом.

Инструкция для посланников:

Ваша страна планирует установить дипломатические связи со страной Толерантией. Для этого нужно узнать, что это за страна, каковы особенности ее культуры, а также каковы личностные особенности ее жителей.

Правительство вашей страны наделило вас почетной миссией: вам предстоит отправиться в качестве посланника в Толерантию. Этот визит будет первым контактом представителя вашей страны с потенциальными партнерами по содружеству.

Ваши задачи:

Узнать как можно больше о стране, ее жителях, культуре, традициях, природных особенностях и ресурсах (задать не менее 5 вопросов с целью получения информации от жителей, но вопросы задавать только такие, на которые можно ответить “да” или “нет”).

Написать отчет своему правительству об особенностях людей этой страны, с которыми вам предстоит в будущем тесное сотрудничество.

Вы можете закончить визит, как только убедитесь, что собрали достаточное количество информации.

Если есть вопросы – задайте их сейчас, то есть до начала игры.

Не возвращайтесь в зал, пока вас не пригласят. Запрещено разговаривать друг с другом до окончания игры.

Инструкция группе:

2. Пока “посланники” работают, всей остальной группе участников дается установка:

“Мы – толерантийцы, представители страны Толерантия, имеющей богатое историческое прошлое, огромную территорию и неисчерпаемые природные ресурсы. К нам едут посланники из другой страны, чтобы узнать поближе нас и нашу культуру. Мы должны следовать трем правилам, которые действуют в нашей стране:мы можем говорить только с человеком, похожим на меня (цветом волос, возрастом, длиной волос, того же пола); в нашем словаре только два слова – “да” и “нет”;

Наш ответ на вопрос зависит от того, улыбается тот, кто нас спрашивает, или нет.

Если человек улыбается, мы отвечаем “да”, если не улыбается, отвечаем “нет”. Следует убедиться, что все поняли и усвоили правила игры.

3. “Посланники” приглашаются по одному так, чтобы другие “посланники” не знали, какие вопросы задают его коллеги.

4. После опроса каждый из “посланников” уходит писать свой отчет о культуре Толерантии, особенностях толерантийцев.

5. Затем каждый из “посланников” зачитывает отчет о своих впечатлениях от взаимодействия с жителями Толерантии.

Рефлексия

Вопросы ведущего группе:

  • Какие чувства испытывали “посланники” во время контакта с “толеранийцами”?
  • Были ли в вашей жизни ситуации, в которых вы испытывали сходные чувства?
  • Что “толерантийцы” могут сказать о поведении “посланников”?
  • Как вы объясняете возникавшие чувства непонимания?
  • Неадекватная реакция собеседника в процессе общения вызывала тревогу, неуверенность, одиночество, страх, не правда ли?
  • Что порождает непонимание причин неадекватного поведения партнера по взаимодействию? (Противодействие, раздражительность, агрессию.)

Завершение. “Градусник настроения”

На видном месте размещается заранее подготовленный плакат с рисунком градусника настроения с тремя цветовыми шкалами.

По окончанию занятия учащимся предлагается отметить своё настроение на градуснике: синий цвет шкалы – ухожу с плохим настроением, зелёный цвет шкалы – с хорошим настроением, красный цвет шкалы – с отличным настроением.