"Особенности личности педагога в общеобразовательном учреждении"

Разделы: Школьная психологическая служба


Начиная с 1940-1950 гг. исследователей начала интересовать личность самого учителя. В последующие годы появились новые глубокие и содержательные исследования педагогических психологов, которые посвящены изучению характерных особенностей деятельности и личности учителя, его педагогических способностей и мастерства, мышления, такта, т. е. изучению феноменологии педагогического труда. В свою очередь, Маркова А.К. разделила труд учителя на три составляющие: педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность учителя. Личность учителя (её ценностные ориентации, смыслы, идеалы) является стержневым фактором труда учителя, определяющим его профессиональную позицию в педагогической деятельности и педагогическом общении [2].

Структура личности учителя включает:

1. Мотивацию личности. Она обусловлена направленностью личности, включающей ценностные ориентиры, мотивы, цели, смыслы, идеалы. Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне или изнутри, является основой саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения. В частности педагогическая направленность – это мотивация к профессии учителя, главное в которой действенная ориентация на развитие личности ученика.

2. Свойства личности. К ним относятся педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности, уровень развития отдельных психических функций (воли, интеллекта, речи и др.).

3. Интегральные характеристики личности. К ним в первую очередь относится профессиональное педагогическое самосознание учителя, т.е. комплекс представлений учителя о себе как профессионале, а также индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал. Все это является определяющим неповторимость и уникальность личности учителя.

Митина Л.М. вслед за Марковой А.К., также представляет труд учителя в виде трех взаимосвязанных пространств: личности учителя, педагогической деятельности и педагогического общения. Превалирующую роль играет личность учителя. Отличительной особенность теории Митиной Л.М. является то, что она труд учителя, как сложнейшую психическую реальность рассматривает в виде многомерного пространства, которое состоит из трех взаимосвязанных пространств. Эти три пространства объединены единой глобальной задачей развития личности учащихся. По Митиной Л.М., они не дублируют друг друга – они вступают в сложные диалектические отношения, при этом каждое пространство в процессе труда учителя является то предпосылкой, то средством, то результатом развития [5].

Многокомпонентная деятельность учителя, обусловленная развитием его личностных качеств, связывается в узлы многообразными отношениями, взаимодействиями с учениками и другими людьми. Эти узлы, их иерархии и образуют, по мнению Митиной Л.М., интегральные характеристики личности, которые детерминируют эффективность труда учителя и его профессиональное развитие [5].

Митина Л.М. выделяет три интегральные характеристики труда учителя: педагогическую направленность, педагогическую компетентность и эмоциональную гибкость.

Педагогическую направленность Митина Л.М. рассматривает как в узком, так и в широком смысле. В более узком смысле педагогическая направленность определяется, как профессионально значимое качество, которое занимает центральное место в структуре личности учителя и обусловливает его индивидуальное и типическое своеобразие. В более широком (в плане интегральной характеристики труда) – как система эмоционально-ценностных отношений, которая обеспечивает иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в педагогической деятельности и общении. [3, с. 41]

Иерархическая структура педагогической направленности учителя представлена следующим образом:

1) направленность на ребенка (и других людей), связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации индивидуальности;

2) направленность на себя, обусловленная потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда;

3) направленность на предметную сторону профессии учителя (содержание учебного предмета).

Под педагогической компетентностью учителя понимается гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) педагогического общения.

Под эмоциональной гибкостью, понимается оптимальное гармоничное сочетание эмоциональной экспрессивности и эмоциональной устойчивости учителя. Три выделенные Митиной Л.М., интегральные характеристики личности учителя (педагогическая направленность, педагогическая компетентность, эмоциональная гибкость) являются взаимополагающими, и каждая из них безотносительно к двум другим самостоятельного значения не имеет. Совершенствование интегральных характеристик труда учителя обусловливает его профессиональное развитие, фундаментальным условием которого является переход на более высокий уровень профессионального самосознания.

В соответствии с выше сказанным, хочется поделиться результатами, полученными нами при исследовании направленности личности учителей в общеобразовательных школах, с помощью методики “Определение направленности личности (Б. Басса)”. В нашем исследовании участвовали 87 педагогов, 58 % из них, а это 50 учителей имеют выраженную направленность на дело. Мы можем смело говорить о том, что педагоги, работающие в современных школах, более заинтересованы в решении деловых проблем, и стараются выполнять работу как можно лучше, в большей части имеют ориентацию на деловое сотрудничество, выражена способность отстаивать в интересах дела собственное мнение.

У 23 % педагогов выражена направленность на общение. Они в первую очередь стремятся при любых условиях поддерживать взаимоотношения с людьми, ориентироваться на совместную деятельность с окружающими, даже в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентироваться на социальное одобрение, испытывают потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. И только 16 % педагогов более направлены на себя, ориентируются на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивны в достижении статуса, властны, склонны к соперничеству, раздражительности, тревожности, интровертированности.

Таким образом, нас не может не радовать тот факт, что в нашем современном мире и современном образовании всё ещё существует большое число специалистов, которые направлены на дело которым занимаются, а не на себя.

Также мы изучали педагогическую направленность современных учителей с помощью методики “Экспресс-диагностика педагогической направленности учителя (Ю.А. Кореляков)”. Мы выяснили, что у 10% педагогов выраженной направленностью является интеллигентность. Таких педагогов характеризует высокий интеллект, нравственность и принципиальность, а также соблюдение моральных норм. Учителя с данной направленностью реализуют себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности, неся ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы. У 9 % учителей ярко выраженной направленностью является организованность. Педагоги с данной направленностью отличаются развитием таких качеств, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. Основным направлением их деятельности является внеклассная работа. Следовательно, результат их воздействий, проявляется в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины и т.д. Нас огорчает тот факт, что всего 2 % учителей направлены на общительность. Только небольшому количеству педагогов свойственна общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность, эмоциональность и пластичность поведения. Их отличает экстравертированность, низкая конфликтностью, доброжелательность, способностью к эмпатии, любовью к детям. И соответственно они реализуют свои воспитательные воздействия на основе совместимости с учеником, поиска точек соприкосновения в личной жизни. Конечно, хочется, чтобы в нашем современном образовании было больше педагогов с данной направленностью. К сожалению, в настоящее время наше образование имеет, то, что имеет, и мы считаем, что работа школьных психологов должна строиться именно на развитие данной направленности в современных школах среди педагогов. Также нам бы хотелось поделиться интересными и важными на наш взгляд результатами, полученными с помощью методики “Тест на оценку личностных качеств”. Проанализировав полученные данные, мы выявили, что большинство педагогов характеризуют такие личностные качества, как отзывчивость, честность, тактичность, общительность, внимательность, справедливость. Таким образом, неоспорим тот факт, что личность педагога является важным фундаментом в процессе обучения и воспитания детей. Личностные качества учителя занимают лидирующее место и от них зависит, какое влияние будет оказываться на воспитание и обучение учащихся, положительное или отрицательное. Также личностные качества педагога отражаются в направленности как личностной, так и педагогической у каждого учителя.

Литература

  1. Банщикова Т.Н., Ветров Ю.П., Клушина Н.П.: Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом: Учебно-методическое пособие/ Под ред. проф. Ю.П. Ветрова. – М.: книголюб, 2008.– 232.
  2. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993.-192 с.
  3. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 200 с.
  4. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004.– 320 с.
  5. Митина Л.М. Учитель на рубеже веков: психологические проблемы, доктор психологических наук. http://www.psyedu/view.php?id=197
  6. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика: методики и тесты / Д. Я. Райгородский. — Самара: БАХРАХ-М, 2004. — 672 с.
  7. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие / Т. А. Ратанова, Н.В. Шляхта.– 4-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2005.-320 с.
  8. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: в 2кн. — Кн.2: Работа психолога со взрослыми: коррекционные приемы и упражнения / Е. И. Рогов — М.: ВЛАДОС, 2004. — 480 с.