Повторение изученного по теме "Глагол"

Разделы: Русский язык


Цели и задачи урока:

В процесс работы над учебными элементами вы должны:
Знать:
отличительные признаки глагола как части речи, его морфологические и синтаксические признаки;
– наклонение глаголов, их грамматические значения, употребление,
– безличные глаголы, их значения.
Уметь:
определять вид глагола;
– образовывать и употреблять формы трех наклонений;
– правильно писать окончания и суффиксы глаголов;
находить безличные глаголы, определять их значение.
Увидеть значимость изучения данной части речи для повышения грамотности и культуры речи;
Систематизировать полученные знания, усовершенствовать навыки, развивать навык самоконтроля и взаимоконтроля.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация к уроку.

3 человека работают с тренажером и тестом “Глагол как самостоятельная часть речи. Правописание глаголов”. (10 минут.)

Приложение 1

УЭ-1.
Цель:

Повторить признаки глагола как самостоятельной части речи.

Составьте алгоритм, по которому можно отличить глагол от других частей речи.

Алгоритм.

  1. Каково лексическое значение слова и на какой вопрос оно отвечает?
  2. Каковы морфологические признаки этого слова?
  3. Синтаксическая роль.
  1. Каково лексическое значение слова и на какой вопрос оно отвечает?
  2. Каковы морфологические признаки этого слова?
  3. Синтаксическая роль.

Работа с текстом.
Используйте алгоритм при выявлении глагола в тексте.

Белки.

В темном еловом лесу с утра до позднего вечера хлопочут проворные белки. Поднимутся белки на вершину высокой ели, перемахнут с ветки на ветку, а потом спускаются на землю за орехами. В развилке елового сучка развесила белка сушить грибы. В лесных кладовых прячет отборные орехи.

Поздней осенью переменит белка свое красное платье на серую зимнюю шубку. В вершине елки устроила белка гнездо. Там она воспитывает бельчат, а зимой спасается от морозов. Самый веселый зверек в наших лесах – это белка.

Задание:

  1. Из первого предложения выпишите глагол и произведите его морфологический разбор.
  2. Выпишите остальные глаголы и объясните их правописание.
  3. Назовите виды орфограмм, не встреченных в данном тексте (относящиеся к правописанию глаголов), приведите примеры слов на эти орфограммы.

Ключ № 1.

  • Хлопочут (белки)-глагол, т.к. обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делают?
  • Инфинитив – хлопотать.
  • Это слово имеет следующие морфологические признаки: несов.в, I спр., изъяв. накл., наст.вр., мн.ч.
  • В предложении является сказуемым, следовательно, это слово относится к самостоятельной части речи – глаголу.

Ключ № 2.

2. Поднимутся, перемахнут, спускаются, развесила сушить, прячет, переменит, устроила, воспитывает, спасается.

Ключ № 3.

Не пришел,
нездоровилось,
купаешь,
купаешься,
ходишь,
преодолевать,
видел.

Задание:

Определите синтаксическую роль глагола в предложениях.

  1. Мы пришли посмотреть на котят.
  2. Мы хотели купить конфет.
  3. Читать новые книги – великое удовольствие.
  4. Раздалась команда поднять паруса.

Ключ № 4.

  1. Мы пришли посмотреть на котят.
  2. Мы хотели купить конфет.
  3. Читать новые книги – великое удовольствие.
  4. Раздалась команда поднять паруса.

УЭ-2.
Уметь определять вид глаголов.

Подсказка.

Подсказка:

Показателем вида являются приставки и суффиксы.

несов. вид соверш. вид

  • Переписывать (работу) – переписать(работу)

несов.вид соверш. вид

  • Белить – побелить

Задание: Вставьте пропущенные буквы и запятые. Подчеркните глаголы, обозначьте их вид.

Дом царевна об…шла
Все п…рядком убрала
Засв…тила Богу свечку .
 Зат…пила жарко печку
 На полати вз…бралась
 И тихонько ул…глась.

Ключ № 5.

сов.
 Дом царевна обошла,
сов.
Все порядком убрала,
сов.
Засветила Богу свечку,
сов.
 Затопила жарко печку,
 сов.
 На полати взобралась
 сов.
 И тихонько улеглась.

УЭ-3.

Цель: Знать наклонения глагола и их грамматические значения, употребление.

Опираясь на таблицу, расскажите о наклонениях глагола.

Задания:

  1. Глагол РИСОВАТЬ используйте в предложениях, употребив его в разных наклонениях.
  2. Глаголы из данных словосочетаний внесите в таблицу наклонений глагола:

Поставьте стул, отправился бы в путешествие, прощу ошибку, посмотрите по сторонам, признался в ошибке, протрите окно, гуляете по тропинке.

Ключ № 6.

1. Рисовать: рисую, рисовал, буду рисовать, рисовал бы, рисовали бы, рисуй, рисуйте.

2.

Задание:

Произведите морфемный разбор глаголов:

Говорите тихо – когда вы говорите,

Выберите слова – когда выберете книгу,

Пишите красиво – когда вы пишете.

Ключ № 7.

Словарный диктант.

Не просмотришь, докажешь, смажьте, собираешься, гонишь, простишься, рассмотрел, легко дышится, ненавидеть, не хватает, не был, недостает времени, не достает до потолка.

Задание:

Замените одним словом:

Наведите справку –

Сделайте приготовления –

Не заводите споров –

Дайте заглавие пьесе –

Ключ № 8.

Справьтесь

Приготовьте

Не спорьте

озаглавьте

УЭ-4.

Цель: знать особенности безличных глаголов, уметь употреблять их в речи. Особенности предложений с безличными глаголами.

Составьте алгоритм, ответив на вопросы:

  1. Каково значение безличных вопросов?
  2. В какой форме употребляются?

Задание:

Сравните предложения, подчеркните глаголы-сказуемые.

Светит месяц. День меркнет. Светает. Смеркается.

Ключ № 9.

Светит месяц. День меркнет. Светает. Смеркается.

Задание:

Прочитайте текст. Подчеркните грамматические основы.

С каждым годом рассветает все раньше. От земли еще веет свежестью. Ночами подмораживает. Лужицы затягивает тонким ледком. Весенней порой легко дышится. Хочется больше бывать на природе.

Ключ № 10.

С каждым годом рассветает все раньше. От земли еще веет свежестью. Ночами подмораживает. Лужицы затягивает тонким ледком. Весенней порой легко дышится. Хочется больше бывать на природе.

Запомните!

Глаголы, называющие действие, которое протекает само по себе, без действующего лица, называются безличными.

Обычно они обозначают состояние природы или живого человека.

Морозит. Темнеет. Вьюжит. Знобит. Лихорадит. Не спится.

Задание:

Замени личные глаголы безличными.

  1. Ветер гнал листву.
  2. Дождь смыл грязь.
  3. Мокрый снег залепил окна.
  4. Молния слепит глаза.
  5. Ветер намел сугробы.
  6. Гром оглушил всех.

Ключ № 11.

  1. Ветром гонит листву.
  2. Дождем смыло грязь.
  3. Мокрым снегом залепило окна.
  4. Молнией слепило глаза.
  5. Ветром намело сугробы.
  6. Громом оглушило всех.

УЭ-5.

Цель: знать глагольные суффиксы, уметь делать словообразовательный и морфемный разбор глагола.

Заполните таблицу:

Задание: Составьте слова, используя данные схемы и корни слов:

Ключ № 12.

  • Блистать
  • Блестеть
  • Дрогнуть
  • Презирать
  • Разъединять

УЭ-6.

Подведение итогов урока. Самооценка.

  1. Прочитайте цели урока. УЭ – 0
  2. Как вы считаете, достигнуты ли цели урока Вами?
  3. Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке? Почему?

УЭ-7.

Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру “Осень в Усть-Омчуге”.

Использованная литература:

  1. Невская С., Тростенцова Л., Гаев П. Морфология.Часть 2. Глагол.Причастие.Деепричастие. Рабочая тетрадь для 5–7 класса.
  2. Виноградова Л.А., Белицкая С.П., Горчак А.Н. Сборник диктантов по русскому языку. 4–6 кл. Пособие для учителей. М., “Просвещение”, 1973.