Характер человека

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: расширить знания о психологии человека, мотивировать школьников к использованию психологических знаний в собственной жизни.

Задачи:

Образовательные:

  • ознакомление с понятиями “характер”, “черты характера”;
  • способствовать осознанию собственных черт характера.

Развивающие:

  • развитие навыков самоанализа и самовоспитания;
  • сплачивать коллектив;
  • формирование и развитие толерантности, ответственности;
  • развитие культуры общения.

Воспитательные:

  • воспитание нравственных основ взаимодействия людей в обществе;
  • формирование иерархии ценностей.

Оборудование: мячик, карточки для групповой и индивидуальной работы, плакат “Дерево-характер”, фломастеры, 3 веселые игрушки (для приветствия).

Организация пространства: 3 стола (дети сидят по группам вокруг столов), в другой половине класса пространство для формирования круга.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Психолог: Здравствуйте ребята. Рад(а) вас видеть. Сегодня очередное занятие. Я хочу, чтобы оно было не только интересным (о чем вы всегда говорите), но и полезным. Настраиваемся на серьезную и активную работу.

II. Приветствие.

Психолог: “Любую встречу мы начинаем с приветствия. Для того, чтобы наше общение прошло в дружеской атмосфере. Вы сидите по группам, передавая мяч соседу слева, называете его имя, говорите приятные приветственные слова, улыбаетесь и передаете мячик по кругу. Теперь улыбнитесь друг другу. Почувствовали, какое хорошее настроение в классе, и мы готовы работать.

III. Беседа.

Психолог: Сейчас (подготовленный заранее ребенок) прочитает рассказ. Вам необходимо понять, о чем пойдет речь, и ответить на следующие вопросы (записаны на доске).

  • Что мы узнали о героях рассказа, какие они? Каковы их особенности.
  • Что помогло вам понять это?

Ребенок читает рассказ (Приложение 1).

Обсуждение:

  • Что мы узнали о мальчиках?

Предполагаемые ответы детей. (Олег – невнимательный, Денис – доброжелательный, внимательный, чуткий, отзывчивый.)

  • Что помогло вам это понять?

Предполагаемые ответы детей. (Они проявили разное отношение, по поступкам.)

  • Какой герой нам более симпатичен. Почему?

Предполагаемые ответы детей. (Симпатичнее Денис.)

  • Почему мальчики повели себя по-разному?

Предполагаемые ответы дете. (У них разный характер.)

IV. Основная часть занятия.

Психолог: Итак, тема занятия “характер” (тема и план занятия написаны на доске).

Рассмотрим вопросы:

  • Что такое характер. Черты характера.
  • Что влияет на формирование характера.
  • Как проявляются черты характера.
  • Мой характер – мои поступки.

1. Беседа.

  • Что такое характер? Какое вы можете дать определение понятию “характер”?
  • Как влияет характер человека на его отношения с окружающими?
  • Как влияет характер на успехи в школе, жизни?
  • Характер дается человеку при рождении или его формируют?

Психолог: Вы, верно, отметили, что характер у всех людей разный, судим мы о характере человека по поступкам, которые он совершает. И Характер – это некое отношение.

  • А к кому или чему можно относиться?

Ответы детей: к людям, животным, вещам.

2. Что такое характер.

Давайте узнаем определение понятия “характер” (на доске записано определение. Психолог его озвучивает).

Характер – это индивидуальные особенности человека, которые определяют его отношение (от греческого – черта, печать, признак)

  • к себе,
  • к другим,
  • к труду, деятельности (результатам труда).

Психолог: “Ребята, а как можно относиться, к примеру, к другим”?

Ответы детей: внимательно, вежливо, с сочувствием, жестоко, равнодушно.

Психолог: Правильно. Характер состоит из черт. Посмотрите еще раз на определение. То, что вы сейчас перечислили, это и есть определение черты характера. Давайте познакомимся с многообразием черт характера”.

Психолог раздает карточки с перечнем черт характера. (Приложение 2)

Ребенок читает. (Выяснить, значение всех ли черт характера понятно.)

  • А какие еще вы знаете черты характера?

3. Упражнение “Черты характера”.

Психолог: Вы знаете, что черты характера бывают положительные и отрицательные (желательные и нежелательные).

Сейчас вы поработаете группой. Перед вами карточка с перечнем черт характера и карточка с определением характера (как на доске).

На доске заранее готовится перечень черт характера. (Приложение 3)

Задание: Вписать черты (приложение 2) в карточку (где дано определение характера), распределить по колонкам. Пояснить.

Обсуждение упражнения.

Психолог: Впрочем, проявление характера является комплексным образованием. И есть такие черты, которые трудно отнести к разряду отношений к кому или чему-либо (например, высокомерие, аккуратность, подозрительность).

4. Упражнение “Узнай черту характера”.

Три ребенка (заранее подготовленные) читают небольшое описание вымышленного человека. Остальные должны понять, о какой черте характера идет речь. (Приложение 4)

Психолог: “Молодцы, ребята. Вы верно назвали черты характера. Еще раз давайте скажем, как мы узнаем о чертах характера?”

Ответы детей: по поступкам, по отношению человека к окружающим.

Психолог: Мы познакомились с некоторыми чертами характера. И когда мы произносим, например, целеустремленность, настойчивость, отзывчивость, жадность – мы говорим о чертах характера. Это их название. Но у каждого человека свой набор черт характера. Дружим мы, как правило, с людьми, у которых схожи с нами черты характера. Если человеку присуще, например, трудолюбие, то про него говорят, он (какой?) трудолюбивый. Если присуща доброжелательность: он (какой?) доброжелательный. Используют уже прилагательные в речи. Люди дают описание человеку – характеристику, где и отражаются его индивидуальные особенности, его черты. Таким образом, есть название черт характера и есть свойства, особенности человека. Давайте познакомимся со своими характерами. Попробуем ответить на вопрос: “Какой я?”

5. Упражнение “Скажи о себе”.

Психолог раздает карточки. Дети их подписывают. Работа индивидуальная. (Приложение 5)

Задание:

  • Прочитайте список свойств человека; найдите то, что и вам свойственно (как положительные, так и отрицательные особенности).
  • Обозначьте их (подчеркнуть или галочкой отметить – по желанию).
  • Подумайте, как помогают и как мешают эти особенности в вашей жизни.
  • Выберите одну положительную черту, которая особенно вам нравится.
  • Запомните ее.

Дальше детям предлагается встать из-за парт и образовать круг. Передавая мяч по кругу, дети называют свою выбранную положительную черту. Когда ребенок ее произносит, все остальные аплодируют.

После выполнения задания дети садятся за парты.

Психолог: Что вы чувствовали, когда вам аплодировали?

Ответы детей: Уверенность, силу, хорошее настроение, приятно.

Психолог: Аплодисменты – это такая форма поддержки. Человек действительно чувствует себя более увереннее, радостнее, когда он не одинок, когда у него есть друзья, когда его поддерживают, признают, замечают, хвалят. Человеку хочется быть еще лучше. Но ведь и окружающим приятно поддерживать, замечать хорошее, доброе. Нас поддерживают улыбкой, добрыми словами, но ведь и мы можем и должны поступать также, чтобы другие испытывали ту же радость, уверенность, то, что каждый из вас сейчас почувствовал, испытал, получил от одноклассников”.

  • Кому удалось подчеркнуть отрицательные черты?
  • Сложно это было сделать?
  • А почему мы в кругу поделились хорошими качествами, а не плохими?
  • Как мы себя чувствуем, когда нас осуждают или относятся грубо, жестоко?

Ответы детей:

Неприятно, страшно, стыдно услышать осуждение, обидно, когда игнорируют, обзывают.

А что чувствуют люди, когда мы демонстрируем им свои плохие черты: сплетничаем, грубим, бьем, игнорируем?

6. Упражнение “Мои поступки” (работа индивидуальная).

Психолог: “Мы с вами выяснили, что характер проявляется в поступках. О чертах характера мы может узнать, анализируя, как человек себя ведет, какое он проявляет отношение к людям, к себе, к труду. Поработаем с “солнышками”.

Задание: В середину веселого солнышка написать любую из своих положительных черт характера, в грустное – отрицательную. Лучики – это поступки,, в которых проявляется такая черта характера. Например: Ответственность проявляется в поступках: вовремя и самостоятельно делаю уроки, возвращаю вовремя и в хорошем состоянии чужие вещи, храню тайны, если обещал – выполняю без напоминания, есть домашняя обязанность. Неуверенность: боюсь выступать перед людьми, стесняюсь спросить что-то у прохожих, не могу отстоять свою точку зрения.

Внимание! Задание может вызвать затруднения, т.к. достаточно серьезное и непростое. Поэтому психолог должен предупредить ребят, что над этим они будут работать еще несколько занятий. Если у кого-то не получится, этот ребенок будет иметь возможность послушать других и начать думать о своей работе, анализировать свои поступки. Так как предполагается дальнейшая работа, карточки необходимо подписать.

После выполнения задания – небольшое обсуждение.

  • Кому удалось выполнить?

Ребята по желанию делятся результатами своей работы, поясняя при этом, как помогают положительные черты характера в жизни и как мешают отрицательные.

Психолог: Да, ребята, это трудная работа. Работа над собой. И наши поступки – это наше лицо, наша гордость или противоположное – наш стыд. В каждом есть и положительное, и отрицательное.

7. Дискуссия.

  • Зачем нужно знать свои черты характера?
  • Изучать, познавать себя?

Психолог: “Себя познать не просто. Познавая себя, человек учится понимать себя, понимать свои чувства, поступки, анализируя ошибки, учится их предвидеть и не совершать больше. Человек может научиться решать свои проблемы, строить хорошие отношения с окружающими.

Знание себя (и сильные, и слабые стороны) позволяет человеку нести ответственность за свое поведение, воспитывать себя (улучшать себя или что-то исправлять)”.

  • А зачем нужно познавать других?

Психолог: “Знание людей поможет вам лучше строить отношения, избегать предательства, находить друзей, получать радость от общения с окружающими. А знаете ли вы своих одноклассников? Кроме плохого, что вы знаете о них хорошее? Вы посмотрите, сколько хороших и интересных ребят рядом с вами!”

V. Закрепление.

а) Обсуждение.

Как вы думаете, ребята, характер дается при рождении или формируется в течение жизни?

Кто или что формирует характер?

б) Работа с плакатом “Дерево-характер”. (Приложение 6)

Психолог: Человека можно образно представить в виде дерева.

Многое человеку дается от предков (родителей, бабушек, дедушек и др.) в наследство: здоровье, цвет глаз, волос, строение тела и многое другое, особенности поведения (одни очень подвижные, другие – менее).

Возможно, какие-нибудь свойства человека, его поведенческие особенности передаются по наследству, но все же характер воспитывают. Влияют: семья, друзья, взрослые. Ребенок может вырасти в детском доме или в подвале. Воспитывать могут по-разному: любят, заботятся, уделяют много внимания развитию ума, прививают навыки общения либо пускают все на самотек. И вы как будущие родите-

ли тоже будете воспитывать детей. Безусловно, чтобы воспитать хорошего человека, нужно самому быть хорошим человеком и уметь воспитывать. Но и это не все. Большая роль в формировании характера принадлежит самому человеку. Посмотрите на дерево. Его ствол – это суть, сила, содержание самого человека, что человек из себя представляет”.

  • Что помогает самовоспитанию?

Воля, ответственность. Дети все хором могут повторить эти слова.

Психолог: В жизни все может случиться. Будут и радости, и горести. Мужество поможет человеку устоять в трудный час. А если нет, человек может обозлиться – и сломается веточка доброты и отзывчивости. Так и другие “веточки” – черты характера – изменятся. И человек может стать другим. Если мы себя знаем, то можем избавляться от плохого, усиливать хорошее”. . в) Работа с пословицей.

Обсуждение пословицы:

“Посеешь поступок – пожнешь привычку.
Посеешь привычку – пожнешь характер.
Посеешь характер – пожнешь судьбу”.

  • Приведите примеры, когда сильный характер определил судьбу человека? (Положительный пример.)

(М.В. Ломоносов, А. Суворов, герой романа В. Катаева “Два капитана” и др.)

  • Какие черты появились в характере этих людей?

Психолог: Но, ребята! Я хочу обратить ваше внимание еще вот на что! Стать знаменитым или прожить яркую жизнь можно и по-другому, проявив другие особенности личности. Например, Герострат, стремясь к известности и власти, сжег Храм Артемиды (одно из семи чудес света); Адольф Гитлер уничтожал народы, развязал такую страшную мировую войну и другие примеры. А ведь и здесь проявилась и настойчивость и целеустремленность, и хитрость ума, и сила воли – положительные черты характера наряду с жестокостью, высокомерием, завистливостью, злобой. Отсюда следует, что одних черт характера, даже самых положительных – недостаточно. Нужно иметь высокие цели, нравственные ценности! Мы убедились, что к одной и той же цели можно устремляться разными способами”.

VI. Заключение.

а) Обсуждение стихотворения Г.Р. Державина:

“Живи и жить давай другим,
Но только не за счет другого
Всегда доволен будь своим!
Не трогай ничего чужого!
Вот правило, стезя прямая
Для счастья каждого и всех”.

Психолог: “Каждый из нас хочет быть счастливым. Когда мы приносим счастье и другим людям, мы и сами себя чувствуем счастливыми”.

б) Упражнение “Продолжи фразу”
“Сегодня на занятии я узнал(а)...”
“Сегодня на занятии я понял(а)...”

Дети записывают свои мысли в карточке и по желанию высказывают свои мнения.

VII. Прощание.

Дети стоят в кругу.

Психолог: Каким может быть домашнее задание?

(Работа над собой.)

  •  А кто может поставить отметку за наши занятия?

(Сама жизнь и те люди, которые будут нас окружать.)

Все хором повторяют фразу:

“Я хочу быть хорошим человеком
Я могу быть хорошим человеком
Я стану хорошим человеком”

Психолог: До свидания!

P.S. Изучение данной темы можно продолжить, работая индивидуально с детьми, нуждающимися в коррекции поведения. Можно использовать в работе различные диагностические методики для выявления черт характера.

Приложение 7. Конспект занятий “Мой характер.”

Приложение 8. О чем говорят твои принципы.