Групповые формы работы как один из способов создания бесстрессовой среды на уроках в начальных классах

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


В настоящее время проблемы здоровья детей стали особенно актуальны в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей.

В школах используется большое количество инновационных технологий, вариативных программ. Объем познавательной информации постоянно увеличивается, из – за этого , уплотнения сетки учебных занятий и растет доля умственной нагрузки.

В следствие этого, нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья, но и на перспективы их дальнейшего развития.

 Все это подводит к необходимости создания в школе более надежной платформы для сохранения здоровья школьника, используя для этого педагогические средства.

Одним из таких средств, считается применение в школах здоровьесберегающих технологий.

И такие технологии в методическом арсенале современной системы образования есть.

Общее свойство многих педагогических технологий состоит в применении программ обучения, индивидуализированных по содержанию, по темпам учебно - познавательной деятельности школьников, методам работы с разными детьми.

 С валеологических позиций индивидуализация обучения должна обязательно учитывать состояние здоровья учащихся, особенно в начальной школе, потому что, для нездоровых детей высокие учебно - познавательные возможности являются фактором риска для прогноза их состояния здоровья и не превышать положенного уровня сложности.

 Применение в школах педагогических технологий, построенных на индивидуализации обучения, ее дифференциации, направленных на удовлетворение образовательных потребностей каждого ученика с учетом его склонностей, интересов, учебно - познавательных и функциональных возможностей составляет главный педагогический резерв валеологических воздействий на обучающихся.

Говоря о бесстрессовой среде для ребенка в школе, хочется немного вспомнить об особенностях ученика младших классов. Особое внимание обратим на самых маленьких учеников – первоклассников.

Хорошо известно, каким сложным этапом в жизни ребенка является его адаптация к школьным требованиям, совпадающих, с началом обучения в 1 классе.

Поступление в 1 класс меняет весь привычный стиль жизни и окружение ребенка и ставит перед ним ряд новых задач:

  • найти свое место в незнакомом детском коллективе
  • соблюдать требования учителя
  • привыкать к систематической умственной работе
  • относительно неподвижно сидеть на уроках.

 Процесс адаптации детей к школе протекает у детей длительно и сопровождается сложными изменениями в организме детей.

Этот процесс индивидуален для каждого ребенка. Иногда в этот период появляются, неблагоприятные психоэмоциональные реакции, происходит снижение сопротивляемости организма к инфекциям, развивается утомляемость на уроках.
Все это происходит в тех случаях, когда форсированные по времени и жесткие по форме педагогические требования к ребенку становятся для него раздражителем такой силы, которая превышает его адаптационные возможности.

В период адаптации первоклассники испытывают не только физические нагрузки, но и эмоциональные, которые сказываются не только на физическом состоянии ребенка, но и на его учебной деятельности.

Для того чтобы узнать эмоциональное состояние детей во время учебного процесса, мной была разработана наглядная игра « Мой школьный день».

Цель игры: определить изменение эмоционального состояния втечение дня (с момента прихода и до конца учебного времени) первоклассника в период адаптации к школе.

Эта игра учит ребят определять и дифференцировать эмоциональное состояние друг друга, учителя, информирует об уровне работоспособности каждого ребенка.

Ведь в данный момент она целиком зависит от эмоционального настроя ученика.

Глядя на стенд, учитель видит, кто будет работать сегодня на уроке отлично, а кого не следует сегодня тревожить и ненавязчиво постараться ему помочь, выяснить причину его состояния.

Исследования, проведенные под руководством В.М. Базарного, подтвердили, что источником отрицательного воздействия на здоровье детей является не только и не столько внешние по отношению к учебному процессу факторы, но и сам учебный процесс, его содержание, способы обучения, формы организации учебной деятельности.

Психическое и физическое состояние ребенка на уроке зависит не только от того, как он сидит, включает ли учитель в урок специальные двигательные упражнения, но и от того, чему учат ребенка, как организован учебный процесс, насколько само содержание обучения позволяет ученику чувствовать себя значимым.

Если при изучении учебного материала ребенок остается без опоры на то, что знал и умел прежде, то в собственных глазах он станет ничего не знающим и не умеющим, беззащитным.

От того, как происходит обучение, существенно зависит и состояние здоровья ребенка.

Известно, что именно затруднения в изучении материала часто являются главными причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей, ведущей к снижению возможностей детского организма, а, следовательно, к снижению качества здоровья.

Исходя из этих факторов, у меня сформировалось предпочтение к определенным формам работы на уроке, которые приносят стабильно хорошие результаты в учебной деятельности, а главное, помогают учащимся без стресса, в доступной форме усваивать учебный материал.

На своих уроках использую индивидуальную, групповую работу и работу в парах, так как на мой взгляд , именно эти формы работы соответствуют бесстрессовой среде на уроке.

Вернемся снова к первокласснику. До того, как ребенок пришел в школу, ведущей деятельностью была игровая. Дошкольник практически всегда имел общество сверстников - партнеров по игре.

До того как ребенок приходит в школу, ведущей деятельностью является игровая деятельность. Дошкольники практически всегда имеют общество сверстников – партнеров по игре.

Далее в жизни ребенка происходят очень важные перемены: он становится школьником. С радостью идет в школу - новизна притягивает. Однако в процессе обучения они лишены общения со сверстниками (запрещено разговаривать друг с другом, взаимопомощь называется подсказкой и списыванием).

Дети учатся рядом, но не вместе, не сотрудничая друг с другом.

Альтернативой взрослоцентричной педагогики является учебное сотрудничество самих детей, организованное взрослым. Дети непосредственно взаимодействуют друг с другом, а учитель специально строит их сотрудничество, совместное действие.

На уроках я использую групповую форму работы, потому, что считаю, они имеют ряд преимуществ. Во-первых, при традиционной форме обучения на каждого ученика приходится не более 2-х минут учебного времени,

Во-вторых, не все дети одинаково активны и не всегда отвечают, даже когда знают, и, наконец, в - третьих, в классе обучаются дети с разным уровнем подготовки.

Положительными моментами групповых форм работы являются развитие мышления, коммуникативных навыков, самостоятельности и активности, уверенности в себе.

Работу в парах я начинаю использовать уже с первых дней обучения первоклассников в школе. В первом классе на фронтальную работу может отводиться лишь 10 % всего времени.

Цель первого года обучения – создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности. Дети распределяются в группы на основе психологической совместимости. Они учатся общаться друг с другом, работать в парах.

Каждый выполняет индивидуальное задание и делится своим успехом с одноклассниками.

Эту форму работы можно использовать на любом уроке. Дети с интересом включаются в работу.

 Парную форму работы использую для увеличения активности учащихся при выполнении различных заданий. Применение этого вида работы позволяет мне привлечь к активной работе максимальное количество детей, разнообразить формы общения детей на уроке, дает возможность каждому ребенку работать на доступном ему уровне в индивидуальном темпе, научить детей оценивать работу другого и осмысливать собственную информацию, которую передает другому.

Заканчивают дети парную работу, крепко взявшись за руки , и поднимают их вверх.

Начиная эту работу, учитываю психологические особенности детей: дети в этом возрасте очень общительны и отдают предпочтение групповой работе, быстро утомляются в условиях монотонной деятельности, обычно очень спешат, самоконтроль у них, как правило, ограничен, очень громко говорят.

Поэтому прежде чем начать выполнение задания в паре знакомлю детей с правилами дружной работы в паре:

  1. Будь вежливым, не перебивай товарища.
  2. Говори так, чтобы тебя слышал только сосед.
  3. Поблагодари товарища за совместную работу.
  4. Подведи итог своей работы.

Чтобы подвести детей к работе в паре необходимо показать им её преимущество. Для этого учу детей ставить перед собой цели, определять то, что бы они хотели сегодня сделать отлично.

Так как в этом возрасте желаний у детей много, учу детей вычленять самое главное на сегодняшний день и идти к этой цели на протяжении всего учебного дня.

А потом в конце дня записать свой результат в «Калейдоскоп успешных дел». И неважно, что сегодня не удалось достигнуть своей намеченной цели, зато у ребенка получилось сделать что - то, другое.

Ведь всегда есть то, за что ребенок может себя похвалить , тем самым подняться в своих глазах и глазах ребят.

Чтобы научить детей правильно оценивать свои успехи и возможности, без ущерба для его личности и здоровья, после прохождения новой темы, в конце урока, прошу подойти детей к таблицам и показать уровень усвоения ими учебного материала с помощью разноцветных магнитов.

Чтобы уметь учиться, надо освоить 12 качеств успешного человека:

  • настойчивость;
  • целеустремленность;
  • трудолюбие и др.
  • целеустремленность;
  • трудолюбие и др.

Эта схема всегда находится перед глазами детей и в «Калейдоскопе успешных дел» они отмечают, какой еще шажок они сделают в своём стремлении к достижению успеха.

Один день дети выполняют задания и видят, что в одиночку не всегда получается. Я предлагаю поставить цель и выполнить её совместно с товарищем. Дети приходят к выводу, что вдвоем работать легче. Работу в паре я использую на всех видах уроков, по всем предметам, как при выполнении обязательных заданий, так и при выполнении творческих заданий. Причем для выполнения заданий на уроке использую постоянный состав пары и переменный состав для выполнения творческих заданий.

Самое важное здесь – научить детей сотрудничеству друг с другом. Ведь при построении учебного сотрудничества необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте не было. Игра – дело спонтанное. Поэтому детское сотрудничество следует развивать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя “мелочей”, не пытаться перейти к сложному, до проработки простейшего.

Как сесть за партой? Как соглашаться? Как возражать? Как помогать и просить о помощи? Как задать вопрос? Вот не полный перечень вопросов, на которые нужно ответить и учителю, и учащимся, начиная работать в парах.

Чтобы подвести детей к этому, использую следующие приемы:

  • в случае затруднения при ответе ученик сам себе выбирает помощника:
  • для оценки своего ответа ученик сам назначает «учителя»:
  • ввожу приемы несловесного общения: значки +,- - согласен, нет; ?- не понял, «сделал сам - могу помочь другу».

Применение этого вида работы позволяет мне:

  • Привлечь к активной работе (выполнению задания) максимальное количество детей
  • Разнообразить формы репродуктивного характера.
  • Дает возможность каждому ребенку работать на доступном ему уровне в индивидуальном темпе.
  • Вводить в учебную деятельность воспитательные моменты по формированию личности ученика.
  • Расширить кругозор учеников по темам, формирует у них умение работать с информацией.
  • Развивать детей в творческом направлении.

Ещё одной эффективной формой работы является групповая работа, которая также используется на различных этапах урока (проверка домашнего задания, закрепление изученного, объяснение нового материала, проверка качества выполнения заданий), на уроках различного типа, в исследовательской и проектной деятельности.

На мой взгляд, это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Уникальность этой формы работы в том, что здесь происходят непосредственное взаимодействие между учащимися и опосредованное руководство их деятельностью со стороны учителя. Учитель, руководит работой всей группы в целом, дает задание группе, инструктирует о правилах выполнения задачи, контролирует работу всей группы.

Эта работа наилучшим способом активизирует детей, создает широкую наглядно- чувственную базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия овладения учащимися такими сложными умениями, как целеполагание, контроль, оценка.

Групповая работа – это сотрудничество группы учащихся, объединенных одной целью. Группы могут различаться по типу работы (то есть одна группа проектирует, другая исследует, третья решает проблему), по теме работы, по уровню сложности задания. Группы из 5-8 человек могут назначаться учителем (постоянный состав), а также дети сами могут образовать группу по интересам (переменный состав).

Чтобы дети могли успешно реализовать эту работу, их также необходимо познакомить с правилами работы учащихся в группе.

  • Не говорить всем сразу.
  • Всем смотреть на говорящего.
  • Реагировать жестами на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял: +,-,?).
  • Возражая или соглашаясь, обращаться к говорящему лично, например: «Саша, ты не прав, потому что…», «Саша, ты не сказал, что…»

У группы должна быть ориентация на мыслительную деятельность: «Мы группа, значит, мы способны действовать», - говорят дети, взявшись за руки, перед началом работы.

Группы различают по цвету кружков, по порядку экипажей, по названию зверей.

Здесь стараюсь показать детям преимущество групповой работы, воспитать позитивное отношение к ней. Например, делю класс на две части: одни работают индивидуально, другие работают в группах. Всем предлагаю одинаковые задания.

Например: составить из кусочков мозаики, разгадать кроссворд, решить пример в несколько действий. Как правило, группы справляются с этой работой быстрее и качественнее, проявляют больше творчества, чем дети, работающие индивидуально.

В каждой группе дети сами выбирают роли: выбирают эксперта («учителя») и помощника.

Групповая работа оказывает положительное воздействие на активность учащихся, учитывает индивидуальные особенности учеников, снимает отрицательное эмоциональное воздействие на ученика.

Групповая работа является наиболее актуальной формой проектной деятельности.

Результаты проектной работы представляются в виде рисунков, поделок, стихов, сценок, макетов. В эту работу дети включаются добровольно (группа переменного состава – по интересам). Проектная работа – это, прежде всего, сотрудничество учеников, учителя, родителей.

В результате этого сотрудничества учащиеся осваивают новые способы деятельности, успешно идет личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей, формируются основы нравственного поведения. Дети, осваивая этот вид деятельности, успешно применяют его, окончив начальную школу.

Ребенок, проучившись 3-4 года в начальной школе, уже ясно сознает, как много он знает и умеет, может оценивать себя.

Обязательно после групповой деятельности нужна оценка работы группы. Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был получен не индивидуально, а был продуктом определенной мыслительной работы.

Акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе. Оценивать можно. Но недопустимо оценивать по-разному детей, работающих в одной группе (учитель не объективен в данном случае).

Оценивать нужно не только результат, но и то, какими путями к нему пришли, как был организован процесс взаимодействия. Отмечаются человеческие добродетели: терпение, доброжелательность, вежливость.

Полезно проанализировать ошибки в работе и их причины. По-настоящему образец усвоен после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок: разбирать не содержательную ошибку, а ход совместных действий (например: 1 человек все сделал и за всех решил: “мы готовы”; спор не продуктивный; возникает 2-3 решения). Если не пожалеть на это времени в начале организации групповой деятельности, то позже она становится необходимой и приятной

В заключение хочется сказать, что использование на уроках этих форм работы соответствует современным требованиям, обеспечивающих здоровье и развитие учащихся.

Предполагаемая дифференциация и разноуровневый подход к обучению, немаловажный фактор для создания комфортной бесстрессовой среды на уроках. А это значит, что здесь учитывается физическое состояние и возможности детей.

Такие формы работы на уроках дают большие возможности для работы с детьми различных уровней развития, не ущемляя их личности и не нанося морального вреда, развивает творческие возможности детей.

Используя их на уроках можно не только развивать ребенка, но и сохранить его здоровье и желание учиться.